Роль адаптации работника в адаптивном развитии предприятия на основе внедрения инноваций

Адаптивное развитие предприятия - получение положительного экономического результата в виде роста объемов продаж, увеличения рыночной доли, возрастания доходности капитала и т.д., а также накопление определенного опыта для быстрой и эффективной адаптации предприятия при неблагоприятном воздействии внешней среды. Особое внимание при этом необходимо уделять вопросам разработки и внедрения инноваций, как в сфере производства, так и в сфере управления, так как за счет них предприятие может повысить свою эффективность и конкурентоспособность. Нововведения становятся необходимым условием для эффективной работы предпринимателей не только в момент оздоровления предприятия, но и когда организация находится на пике своей активности, так как они способствуют получению более высокой прибыли [2]. Отметим, что в условиях кризиса выживание на рынке возможно только при условии непрерывных улучшений, как в структуре выпуска товаров, так и в технологии их производства [3].

Введение нового механизма хозяйствования или управления, внедрение различных организационных и производственных инноваций сопровождается значительным высвобождением и, следовательно, перераспределением рабочей силы, увеличением числа работников, вынужденных либо осваивать новые профессии, либо менять свое рабочее место и коллектив. В самом общем виде адаптация персонала к изменениям - это процесс приспособления работников к изменениям условий внешней и внутренней среды на предприятии. А в современном, динамично развивающемся обществе, в условиях жесткой конкуренции эта среда меняется постоянно [1].

Для более быстрой адаптации работников требуется разработка эффективной программы адаптации и ориентации работников на новом рабочем месте, которая должна быть тщательно спланирована, обладать ясным содержанием с четким определением роли участников процесса.

Заметим, что чем быстрее работник сможет адаптироваться к новым условиям на предприятии, тем раньше он начнет работать наиболее эффективно, а, следовательно, это приведет к более быстрому адаптивному развитию самого предприятия. В связи с этим можно предположить, что адаптация предприятия начнется только в том случае, когда работники, адаптирующиеся к инновациям, пройдут хотя бы половину этого процесса. На рисунке 1 отображена схематично взаимосвязь процесса адаптации работников и предприятия.

Процесс адаптации

L /│\

│ адаптация предприятия

│ # #

m │ #

┼─ -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -#

│ │

│ #

│ │

│ # │

│ │

│ # адаптация работника

│ * * *

│ * │

10 ├─ -- -- #-- -- -- --*

│ │ │

│ # *

│ │ │

│ *

│# │ │

5 ├─ -- -*

│ │ │ │

│ *

│ │ │ │

│* │ │ │

└────────┼─────────────────┼─────────────────┼─────────────────────────>

k n 2n T

где T - время; L - степень адаптивности.

Рисунок 1

После введения инноваций на предприятии необходимо оценивать степень адаптивности работников по 10-балльной шкале, опираясь на основные аспекты адаптации работника, представленные в таблице 1 [4].

Таблица 1

Основные аспекты оценки адаптации работника

Аспекты адаптации

Расшифровка

Вопросы

Корпоративная
адаптация

Вопросы, связанные с
организацией
деятельности компании
при внедрении
нововведений

Каковы стратегические цели и
приоритеты компании? Кто
принимает решения? Где
расположены какие
подразделения? Какова
периодичность и технология
планирования и отчетности?
Какие действуют процедуры,
регламенты?

Техническая
(технологическая)
адаптация

При введении
инноваций на
предприятии
используется новый
набор техники и
программного
обеспечения


Запомнить новый пароль,
освоить новую модель
используемой техники,
разобраться в системе хранения
информации


Профессиональная
адаптация

Связана с
профессиональной
стороной деятельности
сотрудника в
организации


Хватает ли работнику знаний,
умений и навыков или требуется
дополнительное обучение?


Психофизиологическая
адаптация

Приспособление к
новому режиму труда и
отдыха

Сменный график работы, график
работы сдвинут,
ненормированный рабочий день,
длительные командировки

В результате оценки можно выявить, что через промежуток времени адаптацию сотрудников организации к новым условиям можно оценить на 5 баллов. В этот момент начинается, по нашему мнению, процесс адаптации предприятия. Через промежуток времени n работники адаптируются на 10 баллов, то есть полностью приспособятся к новым условиям, а через промежуток времени 2n процесс адаптации организации будет проходить на максимально возможном уровне. Предприятие можно полностью считать адаптированным только тогда, когда новый проект полностью окупится. Таким образом, согласно представленной методике в любой момент времени можно определить, на какой стадии находится процесс адаптации как работников предприятия, так и самого предприятия.

Список использованных источников

1. Быковский Р.Е. Возможные стратегии адаптационного поведения персонала к изменениям на предприятии: электронный журнал "Знание. Понимание. Умение" 2009 [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: zpu-journal.ru/e-zpu/2008/3/Bykovskiy/. - Загл. с экрана.

2. Валдайцев С.В. Антикризисное управление на основе инноваций [Текст]: учебник / С.В. Валдайцев. - М.: ТК Велби, Из-во "Проспект", 2005. - 312 с. - 3000 экз. - ISBN 5-8114-0450-6.

3. Дынкин А.А. Инновационная экономика [Текст] / А.А. Дынкин, М.В. Грачев и др. - М.: Наука, 2001. - 294 с. ISBN 5-02-013124-5.

4. Управление персоналом: 100% практика: HR энциклопедия [Электронный ресурс]. - Электрон, дан. - Режим доступа: hr100.ru/wmc/function/adaptation/. - Загл. с экрана.

И.П.Богомолова

Д. э. н.,

профессор

Е.И.Кривенко

Аспирант

Журнал "Управление персоналом"

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1