Реформирование системы предоставления гарантий и компенсаций за вредные или опасные условия труда

"Отдел кадров коммерческой организации", 2013, N 6

РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГАРАНТИЙ И КОМПЕНСАЦИЙ ЗА ВРЕДНЫЕ ИЛИ ОПАСНЫЕ УСЛОВИЯ ТРУДА

Минтруд на своем сайте <1> 14.05.2013 опубликовал информацию о необходимости реформирования системы предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда. Что предлагает сделать Минтруд и как, вы узнаете, прочитав статью.

--------------------------------

<1> http://www. rosmintrud. ru.

Сложившаяся на настоящий момент ситуация

В настоящее время гарантии и компенсации лицам, занятым на рабочих местах с вредными и опасными условиями труда, предоставляются на основании:

- Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22 (далее - Список);

- Списков N 1 и N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 (далее - Списки N 1, N 2).

Сложившаяся со времен СССР и функционирующая сейчас модель "списочного" компенсирования причиняемого работникам вреда обусловлена тем, что единственным работодателем было государство и такой подход гарантировал работникам компенсации причиненного здоровью вреда в процессе трудовой деятельности, а также доход в случае утраты способности самостоятельно зарабатывать. Соответственно, если видов работ, профессий и должностей, имеющихся у работодателя, в указанных выше Списках нет, компенсации работникам не предоставляются.

В современных условиях обеспечиваемые работодателями условия труда в рамках одного и того же вида деятельности могут значительно различаться. Однако "списочный" подход не позволяет провести справедливую дифференциацию затрат как работодателей, так и государства (в части пенсионной системы) в зависимости от степени реальной вредности и опасности условий труда на конкретном рабочем месте.

Предпосылки реформ

В Постановлении от 20.11.2008 N 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда" (далее - Постановление N 870) Правительство РФ установило минимальный размер соответствующих компенсаций, предоставляемых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда. При этом было дано поручение Минздравсоцразвития в шестимесячный срок определить конкретные показатели названных компенсаций в зависимости от класса условий труда. Однако до настоящего момента это поручение не выполнено.

Поэтому судебная практика по вопросам предоставления гарантий и компенсаций лицам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, неоднозначна. Например, Конституционный Суд в Определении от 07.02.2013 N 135-О указал, что ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее семи календарных дней должен предоставляться всем работникам с вредными и (или) опасными условиями труда, включая тех, чьи профессии, должности или выполняемая работа не предусмотрены Списком, но работа которых в условиях воздействия вредных или опасных факторов подтверждается результатами аттестации рабочих мест по условиям труда. А Верховный Суд в Решении от 14.01.2013 N АКПИ12-1570 разъяснил, что при установлении по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда 3-го класса любой степени вредности работник независимо от того, поименованы или нет его профессия, должность в Списке, имеет право на соответствующие компенсации в размерах не ниже установленных Постановлением N 870. Вместе с тем в случаях, когда по данной профессии, должности Списком предусмотрены более высокие компенсации, подлежит применению именно Список, поскольку до настоящего времени не принят нормативный правовой акт, позволяющий дифференцировать виды и размеры компенсаций в зависимости от степени вредности условий труда.

Кроме того, ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) с 2013 г. установлен дополнительный тариф страховых взносов в ПФР для плательщиков, использующих работников, чьи профессии предусмотрены Списками N 1 и N 2. Указанный тариф постепенно повышается и с 2015 г. будет составлять 9 и 6% от сумм выплат и иных начислений в пользу работников по Спискам N 1 и N 2 соответственно.

При этом Законом N 212-ФЗ предусмотрено, что плательщики страховых взносов освобождаются от их уплаты по дополнительным тарифам по результатам специальной оценки условий труда. Закон, определяющий правила такой оценки, в настоящее время отсутствует, а результаты аттестации рабочих мест по условиям труда в указанных целях не применяются.

Таким образом, существующее правовое регулирование вопросов предоставления гарантий и компенсаций лицам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, является противоречивым и недостаточным.

Предлагаемая Минтрудом конструкция реформирования

Итак, в настоящее время законодательством фактически предусмотрены две процедуры исследования условий труда на вредных и опасных рабочих местах:

- аттестация рабочих мест;

- специальная оценка условий труда.

Очевидно, что эти процедуры, по сути, должны быть объединены и унифицированы, чтобы работодатель проводил исследование рабочего места своих работников однократно, а не дважды и чтобы результаты данного исследования использовались как в целях уплаты страховых взносов в ПФР, так и в целях предоставления иных гарантий и компенсаций работникам.

Специалисты Минтруда отмечают: разрабатывая закон, объединяющий аттестацию и специальную оценку рабочих мест, нужно сделать так, чтобы гарантии и компенсации предоставлялись исключительно за фактическое вредное или опасное воздействие на организм работника. Такой подход позволит, с одной стороны, объективно решать вопрос о необходимости компенсировать вред конкретному работнику на конкретном рабочем месте, а с другой - экономически простимулировать работодателей вкладывать средства в улучшение условий и в охрану труда в целях оптимизации своих дальнейших издержек по уплате дополнительных страховых взносов в ПФР.

По мнению Минтруда, вводимая процедура специальной оценки условий труда должна сохранять преемственность с порядком аттестации рабочих мест и одновременно учитывать и исправить все выявленные в правоприменительной практике ее недостатки.

К сведению. Для приведения системы предоставления гарантий и компенсаций к единству потребуется корректировать трудовое законодательство - заменить аттестацию рабочих мест процедурой специальной оценки условий труда в качестве основания для предоставления гарантий и компенсаций в связи с работой во вредных или опасных условиях.

В связи с необходимостью изменения законодательства в этой сфере Минтруд составил примерный перечень вопросов, требующих корректировки, и предлагает:

- скорректировать процедуру допуска на рынок организаций, оказывающих услуги по проведению специальной оценки условий труда;

- позволить работодателям принимать участие в проведении специальной оценки, используя имеющиеся у них ресурсы;

- ввести ограничение возможности снижения класса условий труда в зависимости от используемых СИЗ, с тем чтобы проводимые работодателями мероприятия по охране труда не ограничивались исключительно обеспечением работников указанными средствами;

- скорректировать государственные нормативы, на основании которых присваивается класс вредности;

- установить периодичность планового проведения специальной оценки, а также условия для внепланового.

В перспективе результаты специальной оценки рабочих мест должны аккумулироваться в единой базе данных, принципы ведения которой должны позволять использовать ее данные совместно с данными системы индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Определение размера тарифов страховых взносов

Закрепленный Законом N 212-ФЗ подход, согласно которому плательщики страховых взносов освобождаются от уплаты страховых взносов в ПФР по дополнительным тарифам по результатам специальной оценки условий труда, по мнению Минтруда, также требует корректировки. Данное ведомство считает, что условия труда по большинству профессий, предусмотренных Списком N 1, могут быть существенно улучшены, но не до такой степени, чтобы быть признанными безопасными или допустимыми (классы 1 и 2).

Данная проблема может быть решена путем установления дифференцированного тарифа дополнительных страховых взносов в ПФР по каждому из классов (начиная с 1-го и 2-го классов - тариф 0%, заканчивая 4-м классом - 9% или более). По результатам специальной оценки условий труда на конкретном рабочем месте сроком на пять лет будет устанавливаться тариф дополнительных взносов в ПФР, соответствующий присвоенному классу вредности (профессионального риска).

Таким образом, работодатель, имеющий рабочие места, отнесенные, например, к Списку N 1, не сможет полностью освободиться от уплаты дополнительных взносов, но в случае снижения на этих рабочих местах класса вредности тариф дополнительных страховых взносов за эти рабочие места также снизится.

Пенсионные права работников вредных и опасных производств

Статья 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" позволяет применить результаты специальной оценки условий труда к пенсионным правам работников с существенными ограничениями. В частности, право на досрочное назначение трудовой пенсии обусловлено наличием профессии в Списке N 1 или N 2. Это означает, что независимо от того, какой класс вредности присвоен рабочему месту по результатам специальной оценки условий труда, право на досрочное пенсионное обеспечение работник получит по условиям, соответствующим списку, в который включена его профессия.

Исключение из этого правила - установление рабочему месту класса вредности 1 или 2 (благоприятные или допустимые условия труда). В этом случае на период до проведения следующей специальной оценки условий труда право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с работой на данном рабочем месте не формируется (то есть рабочее место считается как бы изъятым из списка сроком на пять лет).

В качестве конечной цели реформирования предоставления права на досрочное пенсионное обеспечение в связи с вредными и опасными условиями труда Минтруд предлагает перевод данной системы в Фонд социального страхования с переходом на индивидуальную оценку:

- состояния здоровья работника;

- риска возникновения у работника профессионального заболевания при условии продолжения работы во вредных и (или) опасных условиях;

- нуждаемости в выплате страхового обеспечения до достижения работником общеустановленного возраста выхода на пенсию при условии оставления работы во вредных и (или) опасных условиях.

Такой подход позволит в долгосрочной перспективе существенно снизить нагрузку на пенсионную систему в связи с существующим в настоящее время тотальным назначением всем досрочного пенсионного обеспечения с одновременным продолжением работы во вредных и (или) опасных условиях, а также пересмотреть политику в отношении работодателей в части дополнительного тарифа страховых взносов, призванного компенсировать указанные расходы пенсионной системы.

К. С. Карасева

Эксперт журнала

"Отдел кадров

коммерческой организации"

Подписано в печать 30.05.2013

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться