Раскольники: из подчиненных в конкуренты

Соблазн создать свое дело испытывает каждый инициативный и энергичный подчиненный. Уход бывшего подчиненного в конкуренты с созданием собственной фирмы — неприятный и опасный, особенно для малого и среднего бизнеса, процесс. «Отколовшийся» уходит с базой клиентов, с наработанными и важными связями, прихватывая самых дельных и ценных сотрудников. Но в распоряжении каждого руководителя есть противовесы этому соблазну…

Шесть признаков раскольника

Бывший сотрудник становится конкурентом не в один день. Этому повороту предшествует период, во время которого можно разглядеть начало движения к ренегатству и принять предупредительные действия.

1. Внимание лучшим

С потенциальными конкурентами из числа своих сотрудников определиться не сложно — круг таких людей достаточно узок. Причем, если при прочих равных один из сотрудников уступает своему коллеге по результатам работы, такой вряд ли решится рисковать благополучием и капиталами, организуя собственный бизнес. А вот на лучших сотрудников должно быть обращено все внимание руководителя.

2. Излишнее любопытство

Когда работник подумывает о создании собственного дела, то он проявляет интерес к вещам, находящимся вне его компетенции и служебных обязанностей: к стоимости аренды, оборудования, юридическим аспектам деятельности фирмы и т. д. Словом, его может выдать излишнее любопытство.

3. Изменение активности

Если обычная активность сотрудника неожиданно и без очевидных причин меняется в ту или иную сторону — это должно насторожить. Вполне может статься, что пониженная активность объясняется тем, что сотрудник занят другими делами, например, решает вопросы с регистрацией собственной фирмы, а повышенная — тем, что он пытается перед уходом «обработать» как можно больше клиентов.

4. Изменение поведения

Когда работник уже принял решение об уходе в другую фирму или о создании своей собственной, то его поведение может измениться. Если прежде скандальный и рвущийся к отстаиванию своих интересов или точки зрения сотрудник вдруг становится индифферентным, а ранее корректный в высказываниях начинает вдруг сыпать неприятными «откровениями», то, значит, этому человеку уже все равно.

5. Задержки на работе

Известно, что информационной безопасности руководители предприятий — особенно малого и среднего бизнеса — уделяют все еще недостаточное внимание. Часто вся клиентская база хранится на компьютере, к которому имеют доступ все, кому не лень. Но в течение рабочего дня трудно у всех на глазах переписывать что-то с компьютера на съемные носители. Поэтому если сотрудник стал вдруг задерживаться на работе, задумайтесь: с чего бы такое внезапное рвение?

6. Частые отлучки

Организация своего бизнеса — хлопотное дело, требующее существенных затрат времени, и кому как не руководителям знать об этом! Если сотрудник постоянно отлучается под разными предлогами, то имеет смысл проверить его правдивость. Если он просит раз за разом отпустить его пораньше — на учебу, в поликлинику и т. п. — то почему бы не пойти ему навстречу?! Но — при предоставлении соответствующего документа.

Шесть ответных действий

В том случае, когда конкурент «вызрел» в недрах вашего бизнеса, потери неизбежны и существенны. Не допустить подобного развития событий, смягчить масштабы потерь и даже — такое тоже возможно! — обратить ситуацию себе на пользу — в ваших силах.

1. «Агентурные» сведения

Возможный уход ведущего сотрудника в свой бизнес, да еще и с уводом клиентской базы, — это очень серьезная угроза, и потому в отношении потенциальных кандидатов необходимо проводить «контрразведывательные» мероприятия. Собственно говоря, есть только один эффективный метод — это беседы с коллегами проверяемого сотрудника. К «стукачеству» у наших людей отрицательное отношение, но в данном случае нужно объяснить, что человек, собирающийся уйти, своими действиями нанесет вред и им тоже, а потому нет смысла его покрывать.

2. Оцените свои активы и риски

Что является определяющим в вашем бизнесе? Если активы фирмы являются в значительной степени информационными, то необходимо принять меры по защите жизненно важных данных. Главный принцип аналогичен принятому в спецслужбах: сотрудник должен иметь доступ только к той информации, которая необходима ему для выполнения своей работы, и не более.

3. Берегите самый ценный капитал

Многие руководители забывают, что едва ли не главной ценностью в бизнесе является доверие, в том числе поставщиков. Чувство доверия должно быть напрямую связано с личностью руководителя, и создавать условия, при которых оно переносилось бы на подчиненных, — опасно. Слишком часто бывает, что рядовой экспедитор, раз за разом приезжавший к поставщику, затем легко получал у него крупный товарный кредит уже для себя.

4. Ставьте себя на место сотрудников

Топ-менеджмент ИКЕА, включая Ингвара Кампрада, одну неделю в году обязан отработать «в поле». Как видим, выдающиеся управленцы считают необходимым влезать в шкуру своих подчиненных. Можно не сомневаться, что решившись последовать этому совету, вы совершите много открытий.

5. Постоянно совершенствуйтесь

Для того чтобы добиться успеха, руководителю необходимо иметь дело с активными, компетентными и творческими людьми. Таких нельзя просто заставить работать, можно только побудить, повести, что называется, за собой, постоянно повышая квалификацию и работая не покладая рук. А неуклонное повышение качества продукции и уровня сервиса — единственная защита от какого бы то ни было копирования, в том числе и бывшими сотрудниками.

6. Создайте фирму со своим лучшим сотрудником

У вас появился сотрудник, который может добиться успеха, создав собственное предприятие? Тогда подумайте о том, чтобы предоставить ему ресурсы для создания нового бизнеса, в котором он будет управляющим и совладельцем. Наверняка, это не принесет того дохода, который получили бы вы, если бы этот человек работал за зарплату. Но такой альтернативы может и не быть. А возможное развитие событий может заключаться в том, что вы потеряете его как потенциального совладельца и приобретете как конкурента.

Александр Головин, Жанна Шмелева
  «На стол руководителю»

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1