Раннее предупреждение об угрозах в малом бизнесе

Но лишь чуть со стороны

Ожидать тебе войны,

Иль набега силы бранной,

Иль другой беды незваной,

Вмиг тогда мой петушок

Приподымет гребешок,

Закричит и встрепенется

И в то место обернется.

Сказочная система раннего предупреждения

Начало публикаций по раннему предупреждению здесь.

Системы раннего предупреждения (СРП) впервые в явном виде появились в военной сфере, прежде всего – это разведка (военная, политическая, научно – техническая и т.д.), функцией которой являлось получение информации о противнике с целью своевременной выработки мероприятий по противодействию противнику. Наиболее известными примерами здесь являются системы предупреждение о ракетном нападении.

Существуют также системы предупреждения о землетрясениях, цунами, вулканической активности и других природных катастроф, системы прогнозирования урожая и борьбе с голодом, системы оповещения об угрозах резких изменений климата и другие системы общенационального или даже глобального уровня. Например, при борьбе с терроризмом систематические отчёты о подозрительной активности отдельных лиц и анализ тех или иных инцидентов обеспечивает соответствующие структуры функциями раннего предупреждения о готовящихся террористических актах.

Даже медицинские профилактические осмотры и диагностические процедуры, предоставляющие сведения о состоянии здоровья пациента, также является своего рода системой раннего предупреждения, как для отдельного человека, так и для групп людей и нации в целом.

На уровне коммерческих структур системы раннего предупреждения используются банками, например, для выявления платежных затруднений клиентов или предупреждения банкротства банковских структур и других банковских угроз.

В коммерческих компаниях системы раннего предупреждения чаще всего ориентированы на выявление финансовой состоятельности предприятия, например, с целью не допустить опасного превышения финансовых обязательств над имуществом и другими активами компании, распознать сползание к неудовлетворительной структуре баланса предприятия и другие задачи.

Системы раннего предупреждения в указанных выше областях отличаются

назначением, функциями, структурой, эксплуатационными характеристиками и

другими параметрами. Но есть и сходство в том смысле, что в рамках конкретных

СРП имеются соответствующие организационные структуры, высококвалифицированные кадры, инфраструктура, технические средства, программное и информационное обеспечение, влекущие необходимые расходы на создание и поддержание СРП.

Отсюда следует, что СРП стоят денег, часто больших денег. Эти системы достаточно дороги и их содержание оправдывается только серьезными и долгосрочными интересами достаточно крупных и устойчивых государственных и коммерческих структур.

Но что можно сказать о системах раннего предупреждения в малом бизнесе?

Существуют ли подобные системы в компаниях среднего и малого бизнеса (СМБ)? Тут ситуация такая, что первый же ответ на подобный вопрос, скорее всего, будет

содержать откровенный намек на манию величия, какие там СРП в малом бизнесе

могут быть…

При этом ведь ясно, что и малые предприятия подвергаются опасностям, испытывают трудности, встречают и преодолевают (или не преодолевают) проблемы, а их руководители и сотрудники, так или иначе, в своей повседневной деятельности

немалое время отдают выявлению, распознаванию и отражению многообразных

угроз.

Малый и средний бизнес обычно не располагает штатными организационными

структурами по раннему предупреждению, выявлению и анализу угроз, специализированными информационными системами для этих целей, да и просто отсутствуют сотрудники, которые бы на постоянной основе занимались этой сферой.

Так кто же в компаниях СМБ обеспечивает раннее предупреждение? Практический

ответ прост и очевиден, в первую очередь, этим занимается (должно заниматься)

руководство, в более широком контексте – топ-менеджмент компании. На этих людей по положению в иерархии, да и по функциональным обязанностям, фактически ложится вся ответственность за своевременное выявление, предотвращение и борьбу с угрозами. И они должны это делать на систематической основе, наряду с другими многообразными задачами организации и управления компанией.

При этом обычная цепочка частичных упущений, связанных с выявлением и борьбой с угрозами, выглядит примерно так:

1) Угроза не обнаружена, пропущена

2) Угроза обнаружена, но не идентифицирована

3) Угроза идентифицирована, но не получила должного значения, веса

4) Угроза получила должный вес, но не выработано решение по отражению

5) Решение по отражению угрозы выработано, но не поставлено на реализацию

6) Решение исполняется, но без надлежащего контроля

7) ………………………………………………………………….

В результате задержки и промедления, возникающие на каждом этапе, будут

накапливаться и приведут к эффекту неожиданности возникновения угроз, вроде

грома с ясного неба, когда ничего не остается, как приписать эти угрозы к

обстоятельствам непреодолимой силы, а руководству – только развести руками и

начать активную борьбу по устранению последствий.

Поэтому представляет практический интерес, каким образом построить работу

топ-менеджмента, да и всей команды, чтобы даже при тех небольших ресурсах

времени и сил, которые в компаниях СМБ могут быть отведены на вопросы раннего

предупреждения, добиться исключения неожиданностей и более четкой и

результативной борьбы с угрозами.

Кудряшов Александр

Генеральный директор компании «Автоматизация менеджмента»

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1