Раннее предупреждение об угрозах при управлении компанией

В деятельности любой компании возникают различные проблемы, как текущие, разрешаемые в рабочем порядке, так и системные, принципиальные, приводящие к серьезным затруднениям в работе компании, вплоть до ухода структуры с рынка.

Почему и каким образом компании совершают свой спуск от благополучного состояния и устойчивого развития к ослаблению, падению и краху? Какие признаки предваряли эту печальную картину, что свидетельствовало о наступлении трудных времен и насколько компания в лице своих руководителей понимала происходящее и без опоздания принимала соответствующие решения для своего выживания и развития? Является ли подобный итог следствием долговременного накопления большого числа относительно мелких проблем или здесь все зависит от одной или нескольких серьезных ошибок, сделанных на трудном пути компании?

На эти вопросы можно было бы ответить известной истиной, что все однажды рожденное рано или поздно придет к разрушению и гибели, и судьба предприятий, компаний, фирм любого назначения и отраслевой принадлежности – не исключение.

Но данная глубокая философская мысль мало что дает для топ-менеджмента компаний в смысле руководства к действию. Более того, согласие с конечностью существования чего угодно никак не помогает распознать первоначально смутные признаки надвигающихся грозных событий и понять, что надо делать, когда неожиданно возникают трудности, грозящие самому существованию фирмы. Перефразируя сцену беседы Берлиоза (не композитора) с Воландом на Патриарших, из «Мастера и Маргариты», можно сказать, что да, все компании смертны, никто против этого и не спорит, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что некоторые организации иногда внезапно смертны, вот в чем фокус!

Именно неожиданность, внезапность наступающих трудностей, зачастую уже критических в смысле возможностей компании нормально продолжать свою деятельность, поражает больше всего, обрушиваясь, как снег на голову, на ничего как будто не подозревавшее руководство организации. Что подтверждается практикой и за рубежом, и у нас.

Например, по статистике крупных, ТОП - 500 компаний из списка Форбс: за 50 лет – более половины из них ушли с рынка. Россия и здесь впереди. Из 100 крупнейших компаний России по рейтингу журнала "Эксперт" за 2000 год к 2012 году осталось только лишь 22 компании. Что касается малого бизнеса, то малые компании гибнут на 90% в первые несколько лет своего существования.

Неизбежность кратковременного существования и гибели компании – факт для значительной доли компаний. Большой доли, многих предприятий – но не всех же! Кто-то остается и процветает. Возникает вопрос, почему, за счет чего, каких факторов одни компании успешно преодолевают неизбежные проблемы, живут и развиваются, а другие – исчезают?

Среди таких факторов следует учитывать простые житейские подходы и принципы управления, помогающие и в личной жизни и в деятельности компаний, например, такой важный принцип, как «предупрежден – значит вооружен». Что в менеджменте означает заблаговременное получение всей необходимой информации о состоянии и динамике деятельности компании, на основании которой можно поставить «здоровье» компании под такой контроль, чтобы руководящей мудрости хватало как на систематическое выявление опасных признаков упадка, так и на своевременные мероприятия по предупреждению и выправлению нежелательных явлений и тенденций.


Такому состоянию дел будет способствовать применение систем раннего предупреждения при управлении предприятием.

Кудряшов Александр

Генеральный директор компании «Автоматизация менеджмента»

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1