"Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2009, N 11
Работодатель с человеческим лицом. Как происходит трансформация социальной ответственности бизнеса в условиях кризиса
Что может использовать компания в условиях кризиса, чтобы продолжать позиционировать себя как социально ответственного работодателя? Как можно дифференцировать работодателей по типу их отношения к персоналу в условиях кризиса? Об этом читайте в статье <1>.
--------------------------------
<1> Статья подготовлена в рамках поддержки проекта Министерства образования и науки РФ "Развитие системы управления человеческими ресурсами региона при переходе к инновационной экономике" (РНП 2.1.3/1461), выполняемого в рамках аналитической ведомственной целевой программы "Развитие научного потенциала высшей школы" (2009 - 2010 гг.).
Самый ценный ресурс
В условиях развитых рыночных отношений ценность человеческих ресурсов компании начинает осознаваться работодателем, ведь именно люди - источники инноваций, без которых невозможны выживание и победа в конкурентной борьбе. Можно говорить о специфическом ресурсе фирмы, который связан с человеком - работником. Корпоративная социальная ответственность - это достижение коммерческого успеха путями, которые основаны на этических нормах и уважении к людям, сообществам, окружающей среде. Как известно, социальная ответственность бизнеса включает две основные составляющие: обеспечение мер социального характера в соответствии с государственными гарантиями в рамках законодательства и использование социального ресурса в производственных целях. Технология социальной ответственности бизнеса в России пока не отработана и базируется зачастую на призывах "делиться" с органами власти или брать на себя часть их забот. Имеются сторонники и такого подхода: социальная ответственность состоит в получении максимальной прибыли, обеспечивающей высокий уровень заработной платы для работников и дивидендов для акционеров [1, с. 30].
В развитых странах повышение социальной ответственности бизнеса рассматривается как актуальное направление общественного развития. Так, Еврокомиссия поощряет фирмы, для которых важны не только показатели прибыльности, но и благополучие их работников, а также состояние окружающей среды. На первый план выдвигаются честность и позитивное отношение компании не только к акционерам, но и к своим работникам, и к обществу в целом [2, с. 24].
Внутрикорпоративная социальная ответственность:
понятие и средства
Организация начинает испытывать потребность в позитивном имидже в условиях жесткой конкуренции. Цель развития социальной ответственности бизнеса для организации - это формирование позитивного внешнего и внутреннего имиджа организации. Таким образом, в рамках социальной ответственности бизнеса может быть выделена внутрикорпоративная социальная ответственность, направленная на формирование внутреннего позитивного имиджа компании в целях привлечения и удержания квалифицированного персонала, формирование лояльности персонала к организации, позитивной трудовой мотивации и трудовой комфортности. Внутрикорпоративная социальная ответственность бизнеса - это прежде всего забота о сотрудниках компании, повышении качества их трудовой жизни. Более того, внутрикорпоративная социальная ответственность означает сознательное принятие бизнесом определенных обязательств в отношении персонала, даже в неблагоприятных условиях.
Социальная ответственность бизнеса (СОБ) - это особый тип стратегии компании, при котором она принимает на себя определенные обязательства в отношении как внешней среды (внешняя СОБ), так и внутренней (внутрикорпоративная СОБ). Внутрикорпоративная социальная ответственность бизнеса определяет кадровую политику компании, своего рода "идеологию" действий в отношении персонала для достижения целей СОБ (привлечение и удержание, мотивирование и обеспечение лояльности персонала). В рамках кадровой политики реализуются меры социальной политики, позволяющие решить задачи удержания персонала и обеспечения его лояльности на основе удовлетворения социальных потребностей работников.
Средства внутрикорпоративной социальной ответственности разнообразны, на наш взгляд, к ним можно отнести:
- сознательный отказ от теневых форм социально-трудовых отношений, соблюдение норм трудового законодательства;
- создание справедливых и прозрачных систем оценки и вознаграждения персонала;
- формирование корпоративной культуры, ценности которой разделяются сотрудниками организации (т.е. недекларативной культуры);
- обеспечение конкурентного уровня заработной платы работников, наличие постоянной части заработной платы;
- оказание сотрудникам социальных услуг добровольного характера и предоставление социальных льгот;
- обеспечение участия персонала в управлении, в прибылях и в собственности;
- обогащение содержания труда сотрудников, предоставление персоналу возможностей для развития, обучения и карьерного роста.
Можно сказать, что средства внутрикорпоративной социальной ответственности определяют основные принципы работы с персоналом по различным направлениям. Действительно, забота о персонале может быть только комплексной, и создание позитивного внутреннего имиджа - это цель, которой нельзя достичь с помощью осуществления только отдельного мероприятия или отдельного направления работы с персоналом.
Словарь трудового права. Европейская комиссия - высший орган исполнительной власти Европейского союза. Состоит из 27 членов, по одному от каждого государства-члена. При исполнении своих полномочий они независимы, действуют только в интересах ЕС, не вправе заниматься какой-либо другой деятельностью. Государства-члены не вправе влиять на членов Еврокомиссии.
Факторы формирования ответственности
Идеология внутрикорпоративной социальной ответственности определяется многими факторами: как объективными, так и субъективными. К объективным факторам формирования относят:
- потребность в конкурентоспособном и лояльном персонале, которая возникает при решении стратегических задач компании в агрессивной конкурентной среде;
- форму собственности;
- экономическое положение организации;
- стадию жизненного цикла;
- тип реструктуризации;
- строгость государственного контроля;
- зрелость системы социального партнерства.
Субъективные факторы формирования внутрикорпоративной социальной ответственности включают в себя характеристики руководителей организации (компетентность и стиль управления) и характеристики персонала (сплоченность, лояльность и конкурентоспособность).
Объективные факторы связаны с развитием организации и государственных институтов, в то время как субъективные зависят от характеристик работающего в организации персонала. Степень влияния каждой из этих групп факторов на формирование системы внутрикорпоративной социальной ответственности определяется ситуационно. В организациях с традиционной системой управления и лояльным персоналом стратегия социальной ответственности может быть принята за счет объективных движущих сил.
Эмпирическое исследование внутрикорпоративной социальной ответственности организаций Иркутской области, проведенное в 2007 г., показало, что проведение активной социальной политики характерно именно для тех компаний, которые реально ощутили те риски и проблемы, которые возникают на конкурентном рынке. Для предприятий-монополистов данный фактор не является значимым, проведение социальной политики считается скорее традицией, для поддержания которой необходимо достаточно благоприятное экономическое положение. Выявлены значительная дифференциация мер социальной политики по группам наемного персонала, индивидуализация вознаграждений и социальных льгот. Наиболее дорогие и значимые социальные услуги предоставляются только высшим руководителям: это оплата дорогого лечения (одна компания), предоставление займа на приобретение жилья (одна компания), обеспечение служебным жильем (одна компания). Чем выше уровень работника в должностной иерархии, тем более дорогие программы обучения оплачивает компания. Особые формы стимулирования, применяемые только в отношении руководителей высшего звена, - это специальные премиальные системы (ориентированные на прибыль), участие в прибылях, наделение акциями, зарубежные стажировки, персональные оклады.
Что и как меняется в условиях кризиса
Кризисные явления в мировой и российской экономике приводят к значительным изменениям как объективных, так и субъективных факторов развития социальной ответственности бизнеса [3] (табл. 1).
Таблица 1
Трансформация факторов развития внутрикорпоративной
социальной ответственности в условиях кризиса
Факторы формирования |
Особенности проявления факторов в условиях кризиса |
Объективные факторы |
|
Потребность в |
Данный фактор является основным. Именно постановка |
Форма |
В условиях кризиса значение данного фактора |
Экономическое |
Данный фактор имеет определяющее значение в |
Стадия жизненного |
Фактор в условиях кризиса играет относительно |
Тип реструктуризации |
Значение фактора в условиях кризиса снижается. |
Строгость |
Данный фактор в условиях кризиса приобретает все |
Зрелость системы |
Этот фактор имеет важное значение. Сила и |
Субъективные факторы |
|
Компетентность |
Данный фактор играет значимую роль, как правило, |
Стиль управления |
Важность фактора трудно переоценить. Стремление |
Необходимость |
Данный фактор является исключительно важным. В |
Необходимость |
Действие этого фактора в условиях кризиса |
Сплоченность |
Этот фактор оказывает влияние на формирование СОБ |
Как видно из табл. 1, основные факторы формирования внутрикорпоративной СОБ в условиях кризиса действуют негативно. Заинтересованность собственников бизнеса в развитии СОБ в условиях кризиса минимальна и может быть связана со следующими причинами:
1) наличие реальных перспектив выхода из кризиса и связанная с этим необходимость сохранения "профессионального ядра", особенно если в привлечение и обучение персонала уже вложены значительные средства;
2) этические соображения.
В табл. 2 представлены гипотетические представления о трансформации основных средств внутрикорпоративной социальной ответственности в условиях кризиса.
Таблица 2
Трансформация средств внутрикорпоративной социальной
ответственности в условиях кризиса
Средства |
Особенности проявления в условиях кризиса |
Сознательный отказ от |
Усиление тенденций к нарушению норм трудового |
Создание справедливых и |
Объективная оценка - основа принятия решений об |
Формирование |
В условиях кризиса обнаруживаются подлинные, а |
Обеспечение |
В условиях роста безработицы рыночный уровень |
Оказание сотрудникам |
В условиях необходимости экономии издержек на |
Обеспечение участия |
В кризисных условиях участие персонала в |
Обогащение содержания |
Данное направление СОБ в условиях кризиса обычно |
Можно предположить, что традиционное понимание средств внутрикорпоративной социальной ответственности в условиях кризиса изменяется, основные инструменты просто не могут быть использованы.
Как действует работодатель
Что может использовать компания в условиях кризиса, чтобы продолжать позиционировать себя как социально ответственного работодателя? Как можно дифференцировать работодателей по типу их отношения к персоналу в условиях кризиса? Основываясь на публикациях в СМИ и сети Интернет, собственных наблюдениях и размышлениях, можно предложить гипотетическую классификацию работодателей по типу их отношения к персоналу в условиях кризиса (табл. 3).
Таблица 3
Гипотетическая классификация работодателей
по типу их отношения к персоналу в условиях кризиса
Характеристики |
Типы работодателей |
||
"Безответственные" |
"Рациональные" |
"Социально |
|
Понимание |
Отсутствует: |
Дифференцированный |
Ценность |
Ценностные |
Главный интерес |
Главный принцип, |
В основе |
Политика в |
Сокращения |
Сокращения проводятся |
Сокращения |
Наем нового |
Как правило, не |
Активно производится |
Наем нового |
Конечно, предложенная классификация - не более чем гипотеза. Наверное, возможно сочетание выделенных типов (например, рационального и социально ориентированного). В то же время наличие "безответственного" типа работодателя - на наш взгляд, к сожалению, объективная реальность. Этот тип работодателя демонстрирует полное несоответствие принципам СОБ. "Рациональный" и "социально ориентированный" типы работодателя следует рассматривать как возможные варианты трансформации внутрикорпоративной социальной ответственности в условиях кризиса.
Необходимо отметить, что для определения типа работодателя по отношению к персоналу в условиях кризиса недостаточно рассматривать только реализуемые меры кадровой политики. Одни и те же меры (например, широко распространенные оптимизация численности, сокращения переменной части заработка, рабочей недели и др.) могут нести различный смысл в зависимости от реального экономического положения компании. Так, если экономические трудности действительно серьезны - то и антикризисные меры, неблагоприятные для сотрудников, обоснованны. Однако если кризис используется как предлог для экономии издержек на персонал с целью сохранения в будущем или даже повышения доходов собственников бизнеса и топ-менеджмента в условиях относительно стабильного экономического положения, то такая политика явно противоречит принципам социальной ответственности бизнеса.
Социально ответственный работодатель
и в кризис им останется
В заключение рассмотрим основные принципы работы, которые может использовать компания в условиях кризиса, чтобы продолжать позиционировать себя как социально ответственного работодателя:
- отказ от нарушений норм трудового законодательства при проведении сокращении персонала, активное сотрудничество со службой занятости населения;
- гласность и открытость антикризисной политики компании;
- обоснованная политика сокращения издержек (выявление возможностей сокращения всех видов издержек, а не только издержек на персонал);
- обоснованная оптимизация численности на основе расчета необходимой численности и определения степени загруженности персонала;
- проведение оперативного кадрового аудита и оценки персонала с целью выявления неэффективных сотрудников;
- изыскание возможностей трудоустройства высвобождаемых работников внутри компании, по дефицитным профессиям, с необходимым превентивным обучением;
- проведение аутплейсмента, содействие трудоустройству высвобождаемых работников вне компании;
- соблюдение принципов социальной справедливости при сокращении издержек на персонал, недопущение необоснованного разрыва в оплате труда рядовых сотрудников и топ-менеджмента;
- использование гибких форм экономии издержек на персонал для предотвращения массовых увольнений (сокращение расходов на обучение, снижение переменной части заработной платы, введение неполной рабочей недели и др.).
Литература
1. Социальное развитие предприятий: Учеб. пособие // Под ред. Н.А. Волгина, А.Н. Аверина. М.: КНОРУС, 2006. С. 30.
2. Баринова М. ЕС: поддержка принципов корпоративной социальной ответственности // Человек и труд. 2003. N 2. С. 24.
3. Озерникова Т.Г. Внутрикорпоративная социальная ответственность: испытание кризисом // Как управлять персоналом. 2009. N 2.
Т.Озерникова
Д. э. н.,
зав. кафедрой экономики труда
и управления персоналом
Байкальского государственного
университета экономики и права
Иркутск
Подписано в печать
08.10.2009
Поделиться