Работник выполняет государственные или общественные обязанности. Что делать кадровику?

По состоянию на: 06.07.2011
Журнал: Справочник кадровика
Год: 2011
Автор: Шайхутдинова Надежда Павловна
Тема: Документы кадровой службы, Ежегодный оплачиваемый отпуск, Оплата труда
Рубрика: Кадровая практика

    Нормативные документы
      Трудовой кодекс Российской Федерации (извлечение) Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (извлечение) Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (извлечение) Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (извлечение) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (извлечение) Налоговый кодекс Российской Федерации (извлечение) Федеральный закон от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» (извлечение) Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (извлечение) Федеральный закон от 30.05.2001 № 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» (извлечение) Федеральный закон от 08.05.1994 № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (извлечение) Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (извлечение) Федеральный закон от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (извлечение)

Представьте себе такую картину: на работе полный аврал, а к вам приходит подчиненный и заявляет, что с завтрашнего дня он участвует в судебном заседании в качестве присяжного заседателя и работать какое-то время не сможет. Другой сотрудник вообще не явился на работу, а через несколько дней позвонил и сообщил, что призван на военные сборы.

Вот тут-то и возникает масса вопросов касательно того, нужно работнику представлять какие-то подтверждающие документы в таких случаях или достаточно просто написать заявление? Сохраняется ли за ним рабочее место на время выполнения гражданского долга? Может ли работодатель уволить такого «общественно-полезного» гражданина? Или запретить ему заниматься «полезной» деятельностью?

Вы затрудняетесь с ответами и не знаете, как поступить? А может быть, уже сталкивались с такими ситуациями, а позднее поняли, что где-то допустили ошибку? И хотите избежать этого в дальнейшем? Тогда давайте вместе выясним, какие действия необходимо предпринять кадровику, когда работник выполняет государственные или общественные обязанности.

Работники могут исполнять различные государственные и общественные обязанности - в качестве членов избирательных комиссий, присяжных заседателей, доноров, выборных профсоюзных работников и др. Как правило, такие функции они должны исполнять в свое рабочее время. Давайте посмотрим, какие обязанности в связи с этим появляются у работодателя.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ (ОБЩЕСТВЕННЫЕ) ОБЯЗАННОСТИ: ЧТО ЭТО?

Глава 25 Трудового кодекса РФ, устанавливающая гарантии и компенсации работникам при исполнении ими государственных или общественных обязанностей, перечня таковых не содержит. В то же время действующим законодательством определен довольно широкий круг таких случаев. Условно их можно разделить на несколько групп.

Группа 1. В связи с реализацией избирательного права: участие в качестве члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса, зарегистрированных кандидатов, доверенных лиц кандидатов и т. д.


Обратите внимание!

В соответствии со ст. 170 ТК РФ работодатель должен освободить работника на время исполнения государственных или общественных обязанностей от работы с сохранением за ним места работы (должности), если эти обязанности должны исполняться в рабочее время

Группа 2. В связи с осуществлением правосудия и участием в деятельности правоохранительных органов: участие в качестве арбитражных заседателей присяжных заседателей, свидетелей, переводчиков, специалистов, экспертов, понятых, потерпевших, законных представителей потерпевших и т. д.

Группа 3. В связи с выполнением воинских обязанностей: привлечение работников на время медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о постановке на воинский учет, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, призыве на военные сборы, а также на время исполнения других обязанностей, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом или добровольным поступлением на военную службу и призывом на военные сборы.

Группа 4. В связи с избранием на выборные должности в государственные органы и органы местного самоуправления: деятельность депутата Государственной Думы РФ, члена Совета Федерации, деятельность на выборных должностях в государственных органах РФ, субъектов РФ и органах местного самоуправления;

Группа 5. В связи с избранием в профсоюзные органы и комиссии по трудовым спорам (КТС): участие в деятельности профсоюзных организаций, в работе КТС, примирительной комиссии и т. д. (табл. 1).

Таблица 1

Гарантии и компенсации, связанные с участием работника в коллективных переговорах, разрешении коллективных споров, профсоюзах и КТС

Работник выполняет государственные или общественные обязанности. Что делать кадровику?

В связи с исполнением работниками государственных или общественных обязанностей возникает необходимость предоставления им определенных гарантий и компенсаций за время исполнения таких обязанностей.

КТО ОПЛАТИТ ПЕРИОД ОТСУТСТВИЯ?


Обратите внимание!

Компенсацию за время исполнения государственных или общественных обязанностей работнику выплачивает государственный орган или общественное объединение, которые привлекли его к исполнению обязанностей

На этот вопрос отвечает ч. 2 ст. 170 ТК РФ. Работник получает компенсацию за время исполнения государственных или общественных обязанностей. Такую компенсацию выплачивает государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению обязанностей. Размер компенсации определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами либо решением соответствующего общественного объединения.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» за время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия соответствующий суд выплачивает ему за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере одной второй части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за такой период.

По общему правилу работодатель не должен сохранять за работником, исполняющим государственные или общественные обязанности, средний заработок за этот период.

Наш сотрудник, который работает у нас уже много лет и за это время зарекомендовал себя с хорошей стороны, недавно, возвращаясь с работы, стал свидетелем кражи. На днях он написал заявление на выплату ему среднего заработка за то время, когда он давал показания в качестве свидетеля по тому самому делу о краже. У нас возник вопрос: правомерно ли требование работника?

Согласно ст. 170 ТК РФ работодатель должен освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.

Как видим, данная норма не предусматривает, что работодатель должен сохранять за работником в такой ситуации средний заработок. Государственным органом или общественным объединением, которые привлекли гражданина к исполнению соответствующих функций, работнику должна быть выплачена денежная компенсация.

Согласно ч. 1 ст. 131 Уголовно-процессуального кодекса РФ процессуальными издержками являются связанные с производством по уголовному делу расходы, которые возмещаются за счет средств федерального бюджета либо средств участников уголовного судопроизводства. К процессуальным издержкам относятся, в частности, суммы, выплачиваемые работающим и имеющим постоянную заработную плату свидетелям в возмещение недополученной ими заработной платы за время, затраченное в связи с вызовом в орган дознания, к следователю, в прокурору или суд (п. 2 ч. 2 ст. 131 УПК РФ). Данные расходы выплачиваются по постановлению дознавателя, следователя, прокурора или судьи либо по определению суда.

Таким образом, УПК РФ также не предусматривает обязанности работодателя сохранять средний заработок за работником, вызванным в качестве свидетеля.

Следует иметь в виду: при исполнении работниками в рабочее время отдельных государственных обязанностей ряд федеральных законов предусматривает дополнительные гарантии и компенсации (табл. 2).

Таблица 2

Гарантии и компенсации, предоставляемые работодателем работнику при исполнении им государственных или общественных обязанностей

Работник выполняет государственные или общественные обязанности. Что делать кадровику?Словарь кадровика

Избирательные права граждан – конституционное право граждан РФ избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов

голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией РФ, Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ.

Правосудие – вид правоохранительной и правоприменительной государственной деятельности, в которой реализуется судебная власть.

Профсоюзный орган – орган, образованный в соответствии с уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов или положением о первичной профсоюзной организации.

Обратите внимание: в некоторых ситуациях за работниками, в исключение из общего правила, сохраняется средний заработок по месту работы.

Например, в соответствии со ст. 131 Налогового кодекса РФ за работниками, вызываемыми в налоговый орган в качестве свидетелей, сохраняется за время их отсутствия на работе в связи с явкой в налоговый орган заработная плата по основному месту работы.

БУДЕТ ЛИ УВЕДОМЛЕН РАБОТОДАТЕЛЬ?

Чтобы приступить к исполнению государственных или общественных обязанностей, работник не должен получать на это согласие работодателя и каким-либо образом согласовывать с ним период такого исполнения. А вот должен ли работник надлежащим образом уведомить работодателя об этом? И какие документы он должен представить по месту работы? Давайте разберемся.


Обратите внимание!

Работнику не требуется согласие работодателя на исполнение государственных или общественных обязанностей

Полагаем, если работник должен приступить к исполнению государственных или общественных обязанностей, ему следует своевременно предъявить работодателю документы, свидетельствующие об их выполнении. Закон данной обязанности не содержит, но ее можно установить, например, в локальных нормативных актах работодателя. Такие нормы не будут ухудшать положение сотрудников, так как по общему правилу работник, отсутствующий по тем или иным причинам на работе, должен подтвердить уважительность причин своего отсутствия.

Какие документы свидетельствуют о выполнении работником государственных или общественных обязанностей?

Виды таких документов будут различными в зависимости от ситуации. В некоторых случаях необходимые документы названы в самом нормативном правовом акте, на основании которого работник привлекается к исполнению гражданского долга.

Гарантии и компенсации для лиц, в той или иной форме участвующих в осуществлении избирательного права, предусмотрены Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В соответствии со ст. 29 данного Закона члену комиссии с правом решающего голоса освобождение от основной работы на период подготовки и проведения выборов или референдума предусматривается на основании представления избирательной комиссии.

Гарантии предусмотрены также для зарегистрированных кандидатов и их доверенных лиц. Администрация организации, командир воинской части, руководитель органа внутренних дел РФ, в которых работает, служит, проходит военные сборы или учится кандидат, со дня регистрации кандидата до дня официального опубликования результатов выборов обязаны по заявлению (или рапорту) зарегистрированного кандидата освободить его от работы, исполнения служебных обязанностей, учебных занятий в любой день и на любое время в течение этого срока. Полагаем, что к заявлению (рапорту) должен быть приложен документ избирательной комиссии, свидетельствующий о факте регистрации лица в качестве кандидата. Таким документом является копия удостоверения кандидата или справка избирательной комиссии.

Кандидат, а также избирательное объединение либо избирательный блок, выдвинувший кандидатов или список кандидатов, вправе назначить доверенных лиц. Доверенные лица участвуют в избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, в т. ч. осуществляют агитационную деятельность. Они получают от избирательной комиссии удостоверения. На период полномочий доверенного лица работодатель обязан по его просьбе предоставить ему неоплачиваемый отпуск. Таким образом, работник, участвующий в избирательной кампании в качестве доверенного лица, обращается к работодателю с письменным заявлением о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы, прилагая к заявлению копию удостоверения.

Недавно столкнулись с тем, что сразу несколько работников участвовали в рассмотрении одного дела в суде. Мы попросили их подтвердить свое участие в судебных заседаниях, и они принесли в отдел кадров повестки. Является ли этот документ надлежащим подтверждением уважительности причины отсутствия на работе? И есть ли еще какие-то документы, которыми сотрудники могут подтвердить свое участие в осуществлении правосудия?

Привлечение граждан к исполнению государственных обязанностей в связи с осуществлением правосудия и участием в деятельности правоохранительных органов предусмотрено Федеральными законами от 30.05.2001 № 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации», от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации», Налоговым кодексом РФ, Уголовно-процессуальным кодексом РФ, Кодексом РФ об административных правонарушениях, Гражданским процессуальным кодексом РФ.

Документом, подтверждающим участие граждан в осуществлении правосудия, не всегда является именно повестка. Так, в соответствии со ст. 113 ГПК РФ участвующие в деле лица, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.

Порядок привлечения граждан к осуществлению правосудия и участию в деятельности правоохранительных органов, помимо указанных законов, предусмотрен Инструкцией по судебному делопроизводству в районном суде, утв. приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29.04.2003 № 36, где в качестве основного извещающего документа названа судебная повестка. Период участия граждан в процессе по рассмотрению гражданских, административных или уголовных дел в судах также подтверждается судебной повесткой, в которой делается отметка о времени участия. При этом следует учитывать и время в пути, необходимое для прибытия к месту рассмотрения дела и обратно.

Достаточно распространенная ситуация - участие работников в обязательной подготовке к военной службе или военных сборах.

В соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» работники в рабочее время могут привлекаться к исполнению государственных обязанностей на время медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о постановке на воинский учет, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, призыве на военные сборы, а также на время исполнения других обязанностей, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом или добровольным поступлением на военную службу и призывом на военные сборы. Привлечение к исполнению указанных государственных обязанностей осуществляется на основании повестки военного комиссариата.

Итак, ситуаций исполнения «общественно-полезных» обязанностей довольно много. Главное, что следует помнить: во всех этих случаях гражданину выдается соответствующий подтверждающий документ - будь то документы, перечисленные выше, или, например, справки, выданные государственными органами или общественными объединениями.

КАК ОФОРМИТЬ?

Как правило, получив документы, подтверждающие необходимость исполнения государственных или общественных обязанностей, работник пишет заявление с просьбой освободить его от работы в связи с исполнением государственных или общественных обязанностей на определенный период. Подтверждающие документы (копия удостоверения, судебная повестка, телефонограмма и т. п.) прилагаются к заявлению (приложение 1).

В нашей организации принято писать заявления, что называется, по любому поводу, тем более в тех случаях, когда речь идет об освобождении от работы по тем или иным причинам. Но недавно столкнулись с такой ситуацией: сотрудник пришел в отдел кадров, отдал инспектору копию повестки с вызовом в суд в качестве свидетеля, а заявление писать отказался. Мы в растерянности. Понимаем, что заставить сотрудника написать заявление мы не можем. Но как быть в будущем, если такая ситуация повторится?

На практике нередко возникает вопрос: обязательно ли работнику писать заявление, к которому будут приложены подтверждающие документы? Закон, конечно, такой обязанности не предусматривает. И вы совершенно правильно говорите, что работника нельзя принуждать писать заявление (причем как в этой ситуации, так и в любой другой).

Но необходимо понимать, что для оформления освобождения работника от работы работодателю потребуется издать приказ. В свою очередь, для издания такого приказа нужны документы-основания. В нашей ситуации это судебная повестка. В то же время по правилам работы с документами ни личные документы работника, ни документы, выданные ему другими организациями, не могут возникнуть в делопроизводстве организации без письменного заявления самого работника, к которому эти документы прилагаютс. Полагаем, что именно это можно объяснять сотрудникам в будущем.

На основании заявления работника работодатель издает приказ об освобождении его от работы в связи с исполнением государственных или общественных обязанностей (приложение 2).

Как мы уже отмечали, освобождение от работы возможно и в связи с участием работника в профсоюзной деятельности, в рассмотрении индивидуальных и коллективных трудовых споров, в коллективных переговорах, подготовке проекта коллективного договора, соглашения. В этих случаях работодатель также издает приказ на основании решения общего собрания трудового коллектива, условий коллективного договора, соглашения и других документов.

В соответствии со ст. 91 ТК РФ работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником. На основании изданного приказа об исполнении работником государственных или общественных обязанностей делаются соответствующие отметки в табеле учета рабочего времени.

А ЕСЛИ ОТПУСК?..

Не исключено, что необходимость заниматься общественной деятельностью по времени совпадет с отпуском работника. В этих случаях действуют правила ч. 1 ст. 124 ТК РФ: Ежегодный оплачиваемый отпуск должен быть продлен или перенесен на другой срок, определяемый работодателем с учетом пожеланий работника, в случае исполнения работником во время отпуска государственных обязанностей, если для этого трудовым законодательством предусмотрено освобождение от работы.

Наш работник, находящийся в очередном оплачиваемом отпуске, позвонил в отдел кадров и сообщил, что в период отпуска исполнял обязанности присяжного заседателя в суде. Должны ли мы продлить ему отпуск?

Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, является их гражданским долгом. На время выполнения работником данной государственной обязанности работодатель на основании ч. 1 ст. 170 ТК РФ должен освободить его от работы с сохранением за ним места работы (должности). В случае исполнения работником гражданского долга в период отпуска, если трудовым законодательством для этого предусмотрено освобождение от работы, отпуск продлевается или переносится на другой срок (ч. 1 ст. 124 ТК РФ).

Таким образом, если работник в отпускной период выполнял государственные обязанности, работодатель должен продлить или перенести отпуск.

Приказ о продлении или переносе отпуска издается после представления работником подтверждающего документа. В рассматриваемой ситуации таким документом служит справка суда, удостоверяющая, что работник в указанный период времени исполнял функции присяжного заседателя.

Цитируем документ Цитируем документ

Воспрепятствование работодателем или лицом, его представляющим, явке в суд народного или присяжного заседателя для участия в судебном разбирательстве - влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

Статья 17.5 КоАП РФ

1. Нарушение законодательства о труде и об охране труда - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического

лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

2. Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, - влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Части 1 и 2 ст. 5.27 КоАП РФ

МОЖНО ЛИ НЕ «ОТПУСТИТЬ» РАБОТНИКА?

В заключение отметим, что препятствовать участию работника в исполнении его государственных или общественных обязанностей нельзя. Работодатель не вправе не допускать работника к исполнению гражданского долга - этот запрет четко прописан в законе.

Так, воспрепятствование работодателем явке в суд народного или присяжного заседателя для участия в судебном разбирательстве влечет за собой административную ответственность согласно ст. 17.5 КоАП РФ.

За нарушение законодательства о военной службе предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Также не допускается нарушать законодательство в части предоставления работникам, привлекаемым к исполнению государственных или общественных обязанностей, определенных гарантий и компенсаций.

Вы должны это знать

    Работодатель не вправе препятствовать участию работника в исполнении государственных или общественных обязанностей Работодатель обязан освободить работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время Работодатель (по общему правилу) не должен сохранять за работником, исполняющим государственные или общественные обязанности, средний заработок за этот период Компенсацию за время исполнения работником государственных или общественных обязанностей выплачивают государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению обязанностей Если работник в период отпуска выполнял государственные обязанности, работодатель обязан продлить или перенести отпуск

Приложение 1

Заявление об освобождении от работы в связи с призывом на военные сборы

Работник выполняет государственные или общественные обязанности. Что делать кадровику?

Приложение 2

Приказ об освобождении работника от работы в связи с призывом на военные сборы

Работник выполняет государственные или общественные обязанности. Что делать кадровику?

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1