Штрафные санкции от налоговых органов, судебные споры, новые условия налогообложения и даже лишение различного рода преференций от государства. Все это риски для бизнеса при условии неграмотного подхода в работе с самозанятыми. Ошибки в договорах с исполнителями могут дорого обойтись предприятию. Как их избежать расскажут эксперты биржи для самозанятых «Наниматель».
Ложный статус
Один из наиболее распространенных вариантов, когда что-то может пойти не так – это если у самозанятого особый статус аннулируют. Иногда такое случается из-за нарушений в отчетности, иногда, если человек превысил объем возможного годового дохода в 2,4 миллиона рублей. В норме самозанятый сам обязан заплатить свои налоги и предоставить заказчику чек из приложения «Мой налог». В случае, если статус утерян, то договор с самозанятым будет иметь гражданско-правовой характер и будет расцениваться как договор с физическим лицом. При таких условиях компания обязана не только выплатить вознаграждение, но и перечислить 13% НДФЛа. Более того, подобная ошибка может быть расценена любым проверяющим как нарушение трудового законодательства, что повлечет за собой судебные разбирательства. По решению суда компании придется доначислять все неуплаченные налоги, плюс до двадцати процентов штрафа, за период с момента лишения статуса. Если компания обнаружит ошибку самостоятельно, то во избежание разбирательств, предприятию лучше самостоятельно погасить задолженность по налогам.
Поэтому, при заключении договора с самозанятым, попросите у него справку из приложения «мой налог» о подтверждении статуса плательщика налога на профессиональный доход. Обязательно припишите в договоре пункт, о том, что самозанятый обязан информировать заказчика об изменении статуса в течение трех рабочих дней. Плюс, бухгалтерия должна вести структурированный документооборот с самозанятым исполнителем в том числе в части ежемесячной отчетности, в обязательном порядке это должны быть чеки, подтверждающие объем оказанных услуг. Также можно разработать и включить в договор форму счетов и актов выполненных работ по текущему договору.
Ошибка в чеке
В случае, если самозанятый не предоставил в бухгалтерию заказчика чек или документ был утерян, то могут возникнуть проблемы с доказательством работы исполнителя в статусе самозанятого. А еще имеет место быть человеческий фактор – ошибки в чеке. Например, исполнитель неверно указал сумму к оплате, допустил ошибку в заполнении реквизитов или наименовании заказчика.
Без чека бухгалтерия не сможет закрыть отчетный период, поскольку не сможет доказать обоснованность движения средств между счетами. В итоге, при оплате налога на прибыль, нужно будет увеличить расходы почти на четверть, а при упрощенной системе налогообложения, компания не сможет уменьшить базу УСН и опять понесет дополнительные расходы.
Чтобы избежать подобных сложностей, компании нужно уделять предельное внимание правильности ведения документооборота с таким типом фрилансеров. Не лишним будет также сделать оговорку в договоре о сроках предоставления чеков. И, разумеется, оригинал чека, как и любые документы отчетности лучше всего хранить.
Подмена понятий
В некоторых случаях исполнителя могут посчитать штатным сотрудником, а договор – нарушением его трудовых прав. Так, например, может решить любой проверяющий. За подобные нарушения компанию могут лишить всех льгот и преференций.
Здесь самое главное грамотно выбирать формулировки договора. Избегая, например, таких понятий как «продолжительность рабочего дня», «материальная ответственность», «заработная плата», «должность» и так далее. В общем, те маркеры, которые обычно прописывают в трудовых договорах.
Зато можно прописать объем работ, который должен выполнить самозанятый, а оплату нужно привязать к результатам работы и отчетности по договору.
Кого нельзя брать на подряд в качестве самозанятого?
Компания не имеет права заключить договор об оказании услуг с бывшими сотрудниками. Это напрямую запрещено основным законом, регулирующим деятельность самозанятых (N 422-ФЗ от 27 ноября 2018 года).
Если вы решили взять в качестве свободного исполнителя бывшего сотрудника, который уволился менее двух лет назад, то ФНС может инициировать разбирательство в отношении предприятия по подозрению в попытке «уйти от налогов» и не платить НДФЛ и прочие обязательные взносы.
Кроме того, существуют риски, что надзорные органы могут выступить с инициативой переквалификации договора подряда в трудовой. Это произойдет, если бывший специалист, фактически, продолжит выполнять свои старые служебные обязанности, но, при этом, лишится социальных гарантий, предусмотренных законодательством России. Дополнительно, за работу с самозанятым из числа бывших сотрудников, компании может грозить штраф до ста тысяч рублей.
Поэтому заключать договоры о сотрудничестве в рамках аутсорсинга лучше с теми, кто раньше не работал на ваше предприятие, а с бывшими сотрудниками, даже при условии их высоких компетенций, с заключением договора лучше повременить пару лет. Безопаснее будет.
Иевлева Юлия
Поделиться