ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
А.С. ЧЕРНЫШЕВ
КУРСК
Штейнмец А.Э. Психологическая подготовка к педагогической деятельности. Калуга: КГПУ, 1998. 308 с.
Психологическая подготовка студентапедагога как специалиста по развивающему влиянию на личность растущего человека - важнейшая сторона реформирования образования в России. Имеющиеся по этой проблеме довольно разрозненные сведения не могут составить научной основы для ее решения. Прежде всего в этом выражается актуальность темы рассматриваемой монографии.
141
Руководствуясь рабочим определением, в соответствии с которым психологическая подготовка к педагогической деятельности (ПППД) есть процесс формирования совокупности (системы) психических образований - представлений и понятий, способов мышления и умений, побуждений, качеств личности и др., - обеспечивающих мотивационносмысловую готовность и способность субъекта к созданию условий для развития и саморазвития личности учащегося (см., например, с. 5, 270), автор поставил своей задачей реализацию целостного подхода к проблеме. Это определение вполне современно, поэтому правомерно положительно оценить и логику исследования: от обозначения цели ПППД к выявлению ее основных процессуальных условий, далее - к поиску ее основного "технологического " средства и, наконец, рассмотрению под этим углом зрения сложившейся традиции преподавания психологии в педагогических вузах. Методологической же основой рецензируемой книги являются принципы единства сознания и деятельности, развития психики в деятельности, личностнодеятельностный подход к изучению и проектированию образовательных процессов. В качестве цели ПППД, детерминирующей основное направление сотрудничества студентов и преподавателей, выступила модель педагогической деятельности, которая благодаря своей теоретической состоятельности и привлекательности поможет будущему педагогу освоить профессию. Относясь к имеющимся в этой области решениям (Н.В. Кузьминой, А.И. Щербакова, их сотрудников и других исследователей) как получившим признание специалистовпрактиков, автор подвергает состояние вопроса критическому анализу с позиции теории деятельности А.Н. Леонтьева и приходит к выводу о наличии четырех основных функциональных компонентов педагогической деятельности: конструктивного, исследовательского, коммуникативного и рефлексивного. Они же являются целевыми компонентами ПППД.
Наряду с этим, как уже отмечалось, в рецензируемой работе выделяются основные процессуальные условия подготовки. Таковыми оказались усвоение студентами психологопедагогических понятий, развитие профессиональнопедагогической направленности личности, индивидуализация деятельности в процессе ее освоения, становление субъекта учебнопрофессиональной деятельности. В монографии конкретизируется значение компонентов и условий ПППД, анализируется фактическое состояние дел по каждому из них в практике работы высшей педагогической школы.
По мнению автора, изобилие низких оценок фактической психологической подготовки студентов не привело еще к скольконибудь широкому развертыванию изысканий с целью дать психологический анализ существующего положения дел (реального решения студентами психологических задач, особенностей их мышления, типичных трудностей, ошибок и т.д.). Даже по тем аспектам ПППД, которые отражены в значительном количестве дидактически полезных материалов (исследовательская активность, педагогическое общение, текстовые психологические задачи), такой анализ пока скуден. Таким образом, сама проблема ПППД развивается фрагментарно, с явно слабой обратной связью.
В контексте пополнения данных, относящихся к этой связи, автор излагает результаты собственных исследований констатирующего характера. Так, психологический анализ традиционного способа изучения студентами личности школьника и коллектива класса (исследовательский компонент ПППД) указал на отсутствие факторов, активизирующих основные звенья мыслительного процесса - применение знаний, усмотрение проблем, выдвижение гипотез, а также условий, обеспечивающих конкретность мышления, его эмоциональность и рефлексивность. В другом исследовании, посвященном педагогическому такту (коммуникативный компонент), выявлена преимущественная склонность студентов к решениям, в которых ориентация на нравственные нормы подавляет тенденцию приобщения к эмоциональной жизни учащихся (эмпатию). В третьем исследовании установлено, что фактором, препятствующим развитию профессиональной направленности студентов, является их слабая приобщенность к педагогической деятельности в период обучения в вузе.
Не умаляя значения аудиторных форм учебной работы студентов, в том числе и квазипрофессиональных форм (например, тренинг, деловая игра), А.Э. Штейнмец связывает свои конструктивные замыслы в области ПППД в первую очередь с педагогической практикой студентов. Именно она должна внести решающий вклад в становление субъекта учебнопрофессиональной деятельности.
142
Подчеркнем положение, в соответствии с которым компоненты ПППД постольку являются достоянием сознания будущего педагога, поскольку он имеет опыт их развития в самом себе. Этот опыт переживания успехов и разочарований содержит в себе предрасположенность к их дальнейшему развитию (с. 154).
В существующем виде, по мнению автора, педагогическая практика не содержит в себе условий для реализации психологической подготовки ни по срокам (все виды педагогической практики занимают не более 10 % времени, отводимого на подготовку специалистапрактика), ни по своему содержанию (преимущественно утилитарнопрактическое приспособление студента к педагогической действительности).
Одна из ведущих идей книги заключается в том, что искомые условия могут быть созданы, если в качестве основного средства ПППД выступит учебнопрофессиональная задача, предназначенная для педагогической практики. Автор соотносит понятие о задаче такого рода с понятием об учебной задаче в известной концепции Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. В соответствии с данной концепцией учебная задача отличается от частных задач, используемых в учебном процессе, тем, что она направлена на анализ школьником условий происхождения теоретических понятий и на овладение соответствующими обобщенными способами действий. В рассматриваемой же монографии речь идет о практически ориентированных задачах. Тут студенты тоже осваивают общий способ. Но только это не способ обнаружения всеобщего отношения в той или иной системе знаний, а "общий способ практически значимого расчленения, исследования, преобразования действительности, соответствующей тому или иному понятию " (с. 160).
Последняя часть работы посвящается преподаванию психологии в контексте ПППД. Тут речь идет об операционализации понятий самостоятельной работы студентов, о специальном исследовании в процессе формирования профессионально значимого психологического понятия, о квазипрофессиональных формах операционализации понятий, наконец, о статусе психологических дисциплин в подготовке будущих педагогов. С позиции рассмотренных здесь вопросов автор ставит диагноз: главная негативная особенность существующей практики преподавания психологии в педвузах заключается в игнорировании богатейшего фонда отечественных и зарубежных - психологических! - исследований, раскрывающих роль действий в усвоении понятий.
В этом аспекте работа также содержит полезные материалы и предложения.
Вместе с тем можно обсуждать и недостатки работы. Так, среди апробированных образцов учебнопрофессиональных задач нет относящихся к педагогическому конструированию. Можно было ожидать более тесного соотнесения собственно психологической подготовки студентов и их профессиональной подготовки в целом. Желательным был бы более обстоятельный разговор о конкретных моделях психологической подготовки, с разработкой которых автор связывает дальнейшее развитие исследуемой проблемы.
Но главное в том, что целостная концепция психологической подготовки студентов к педагогической деятельности определенно получилась, что она имеет высокую степень научной новизны и тесно связана с практическими нуждами высшей педагогической школы. Содержание монографии может использоваться в преподавании педагогической психологии, психологии педагогической деятельности, а также разработке специальных курсов для будущих учителей. Несомненно, что каждый читатель, пристрастно относящийся к профессиональной подготовке педагогов, а также других специалистов, с интересом ознакомится с рецензируемой работой.
источник неизвестен
Поделиться