Проверки фмс: правила игры

"Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2011, N 12

ПРОВЕРКИ ФМС: ПРАВИЛА ИГРЫ

Далеко не каждый работодатель, принимающий на работу иностранных граждан, уделяет должное внимание вопросу их оформления в соответствии с миграционным законодательством РФ, что, в свою очередь, может привести к негативным последствиям в виде наложения административных штрафов и других санкций. Автор рассказала о том, что может проверить сотрудник ФМС, какими правами обладают работодатели и что им грозит за нарушение миграционного законодательства.

Основным нормативным правовым актом в сфере регулирования контролирующей деятельности государственных органов является Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ). Им устанавливаются виды проверок, периодичность и их сроки, а также права и обязанности участников проверок.

Необходимо также отметить Приказ МВД России и ФМС России от 30.04.2009 N 338/97, которым был утвержден Административный регламент по исполнению государственной функции контроля и надзора за соблюдением положений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства и за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда (далее - Регламент).

Виды проверок

В соответствии с гл. 2 Федерального закона N 294-ФЗ выделяются плановые и внеплановые виды проверок, которые, в свою очередь, могут быть документарными или выездными.

Плановые проверки проводятся не более одного раза в три года (ч. 2 ст. 9 Федерального закона N 294-ФЗ). Ежегодно органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля разрабатываются планы проведения проверок. Они размещаются на официальных сайтах проверяющих в Интернете или доводятся до сведения заинтересованных лиц иным общедоступным способом. О начале плановой проверки контролирующие органы обязаны уведомить проверяемое лицо за три рабочих дня до ее начала.

Внеплановые проверки, к которым подготовиться сложнее и которых чаще всего опасаются предприниматели, проводятся на основании поступивших в компетентные органы сведений, жалоб или заявлений о возможном нарушении законодательства. Такие жалобы могут подать как граждане, так и юридические лица, государственные органы. Уведомление о начале внеплановой проверки проверяющие должны направить не позднее 24 часов до начала проверки любым доступным способом.

Сроки проведения проверок

В соответствии со п. 15 Регламента срок выездной проверки на предмет соблюдения миграционного законодательства не может превышать семи дней. Вместе с тем он может быть продлен на аналогичный срок (до семи дней).

Документарная проверка не должна быть длиннее месяца, однако также может быть продлена еще на один месяц.

На заметку. Юридические лица, аккредитованные при УФМС России, обязаны уведомить Управление о смене руководителя организации, ИНН, юридического и фактического адреса. Для этого следует подать заявление о внесении новых данных в учетное дело организации.

Если представители УФМС не обнаружат по указанному в учетном деле адресу аккредитованную компанию (путем направления запросов, писем на данный адрес или проводя выездную проверку), то ее поставят на так называемый "контроль". Это означает, что когда компания решит оформить, например, приглашение для иностранного лица в Россию, УФМС не примет документы, пока компания не предоставит новые данные, а в некоторых случаях руководителю компании необходимо будет посетить УФМС для устных разъяснений о причине неуведомления о смене адреса.

Порядок проведения проверок

Представители ФМС России оформляют распоряжение о начале проведения проверки. В нем должна быть указана информация об объекте, цели, сроке, основании, дате начала и окончания проведения проверки, а также о лицах, непосредственно проводящих проверку. Согласно п. 28 Регламента лицами, уполномоченными на издание распоряжения о проведении проверки ФМС России, являются:

- начальники территориальных органов ФМС России и их заместители,

- начальники структурных подразделений территориальных органов ФМС России и их заместители.

Необходимо иметь в виду, что к проведению проверки проверяющие могут привлечь представителей других органов госвласти, например сотрудников МВД России или Государственной инспекции труда. В этом случае проверка будет именоваться совместной.

Перед началом выездной проверки проверяющие обязаны предъявить распоряжение о проведении проверки и служебное удостоверение. Копия распоряжения вручается представителю проверяемого объекта, а на оригинале распоряжения проверяемому необходимо расписаться в ее получении и вернуть сотруднику ФМС России.

После этого контролеры должны разъяснить работодателю права и обязанности относительно данной проверки и приступить к осмотру территории организации и к изучению необходимой документации на предмет соответствия законодательству. Если сотрудники ФМС России обнаружат нарушения, то они обязаны составить протокол осмотра территории, зафиксировав в нем обстоятельства и сведения о данных нарушениях.

В процессе исследования документации сотрудникам ФМС России может потребоваться приобщить заверенные организацией копии документов к делу. В этом случае они должны составить акт приема-передачи документов, который подписывается обеими сторонами.

По завершению проверки проверяющие составляют акт, экземпляр которого передают проверяемому объекту. В акте проверки должны содержаться следующие сведения:

- об органе, проводившем проверку;

- о результатах проверки;

- об объекте, дате, сроке, месте проведения проверки;

- о фактах отказа в представлении сотрудникам ФМС России необходимых документов в ходе проверки.

Если проверка документарная, то представители ФМС России направляют проверяемому лицу запрос на представление необходимого пакета документов. После их изучения проверяющие либо дополнительно запрашивают сведения и документы, либо составляют акт о завершении проверки.

Права работодателей в ходе проверки

Надо отметить, что работодатель имеет определенные права в ходе проведения проверок. Так, представители работодателя могут:

- присутствовать при всех действиях в ходе проверки;

- представлять документы, сведения и сообщать информацию, обязательную, по их мнению, для включения в акт проверки;

- обжаловать в установленном порядке действия сотрудников, осуществляющих проверку;

- знакомиться со всеми материалами проверки;

- направлять мотивированные возражения по поводу обстоятельств, изложенных в акте проверки.

Судебная практика. Порой существенные нарушения процедуры проведения проверки сотрудниками ФМС России помогают выиграть суд. Например, если проверяющие органы не известили должным образом проверяемый объект о начале проверки и о времени и месте составления протокола проверки, этот факт может стать решающим в суде, как в случае с ООО "Горький-Экспресс", представители которого заявили, что ФМС России не известила их о времени и месте проверки и составлении протокола. Представители миграционной службы в опровержение смогли представить только квитанции с почты об отправлении заказных писем, однако, каких именно заказных писем, указано не было. Суд завершился успешно по отношению к ООО "Горький-Экспресс", которому чуть было не пришлось оплачивать штраф в размере 250 тыс. руб. (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 30.03.2010 по делу N А43-5248/2009).

Какие документы может проверять ФМС России

Каждый работодатель или заказчик работ/услуг, привлекающий к трудовой деятельности иностранных специалистов, обязан оформлять и следить за множеством документов, необходимых для законного привлечения иностранной рабочей силы, которые рано или поздно будут проверять представители ФМС России. В соответствии с п. 40 Регламента проверяющие органы имеют право запросить любые документы, которые должны оформляться в соответствии с нормативными правовыми актами, перечисленными в п. 8 Регламента.

На практике сотрудники ФМС России обычно проверяют следующие документы:

1. Документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина. Документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина, должны быть действующими (по сроку действия) и признаваться в России в качестве таковых. В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина, являются паспорт или иной документ, признанный таковым в соответствии с международными договорами РФ.

Документами, удостоверяющими личность лица без гражданства, признаются разрешение на временное проживание, вид на жительство или иные документы в соответствии с международными договорами РФ.

2. Документы, подтверждающие легальность пребывания иностранного гражданина в России. К таким документам относятся:

- виза, если законом предусмотрена необходимость получения визы для пребывания в России. Виза должна быть действующей (по сроку действия) и соответствовать заявленной в ней цели пребывания фактической. Например, иностранный гражданин не имеет права работать в РФ, имея визу с деловой целью въезда;

- миграционная карта;

- разрешение на временное проживание или вид на жительство, если иностранный гражданин имеет статус временно проживающего или постоянно проживающего на территории России;

- уведомление о прибытии в место пребывания (подтверждение о постановке на миграционный учет по месту пребывания иностранного гражданина). Зачастую работодатели хранят оригиналы уведомлений о прибытии иностранцев у себя в силу различных причин, однако это незаконно и нередко выявляется при проверках. У работодателя могут находиться только оригиналы уже не действующих уведомлений или копии действующих. Оригинал действующего уведомления о прибытии иностранный гражданин всегда должен иметь при себе.

3. Разрешительные документы на привлечение к трудовой деятельности иностранных граждан. В нашей стране это разрешение для работодателя на привлечение и использование иностранной рабочей силы.

4. Разрешительные документы на работу для иностранца. Указанная в разрешении на работу должность/профессия иностранца должна соответствовать фактической должности и соответствующему функционалу. Также стоит отметить, что иностранец имеет право осуществлять трудовую деятельность только в тех регионах России, которые указаны в разрешении на работу.

Добавим, что если во время проверки на территории предприятия будут обнаружены иностранные граждане без разрешений на работу, то избежать административного наказания будет очень непросто, особенно если иностранцы сознаются проверяющим органам в том, что они фактически работают в этой организации. Никакие оправдания работодателю не помогут, о чем свидетельствует практика российских судов (см. Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2010 по делу N А41-18678/10; Определение ВАС РФ от 01.06.2011 N ВАС-6520/11).

Приведем самые распространенные примеры "оправданий" работодателей, которые не помогают уйти от штрафа:

- иностранные граждане находились на территории предприятия без цели осуществления трудовой деятельности;

- иностранные граждане зашли в гости к своим родственникам/ друзьям;

- иностранцы были отстранены от работы на момент проверки по причине оформления новых разрешений на работу взамен просроченных и просто проживали/проводили время на территории предприятия;

- не уполномоченный на то сотрудник организации самовольно нанял иностранного гражданина без ведома руководителя;

- иностранец работает в подрядной/соседней организации и отношения к проверяемой компании не имеет.

Кстати, при проведении выездных проверок сотрудники ФМС России обращают внимание на всех иностранных граждан, попавших в их поле зрения. Удостоверьтесь, что в момент проведения проверки на территории офиса не будут присутствовать посторонние иностранцы, за которых вы не несете ответственность (например, иностранный клиринговый или другой обслуживающий персонал бизнес-центра).

Если такой работник будет замечен на вашей территории и документы будут не в порядке, потребуются долгие и сложные объяснения, что данный иностранец не имеет к вашей компании никакого отношения.

На заметку. Подобный случай произошел в крупной российской компании. Она нанимала на работу квалифицированных западных специалистов, и в какой-то момент к ним в офис нагрянули сотрудники ФМС России с целью проведения проверки. У компании было все в порядке с документами на своих иностранных работников, и сотрудники проверяющих органов уже собирались уходить, как вдруг они заметили уборщицу офисного центра - гражданку Таджикистана.

"Так. А это кто?" - с этой фразы сотрудников ФМС России начался длительный процесс по выяснению обстоятельств: есть ли разрешение на работу у гражданки Таджикистана, в какой компании она числится и т. д.

Работница плохо понимала русский язык, поэтому сотрудникам проверяемой компании, вместо того чтобы вернуться к своим делам, пришлось связываться с ответственным лицом бизнес-центра и ждать его приезда на "место происшествия", чтобы доказать, что данная гражданка не имеет отношения к проверяемой компании. К счастью, в этой ситуации все разрешилось благополучно: у уборщицы было разрешение на работу и директор приехал быстро, чтобы подробнее разъяснить ситуацию проверяющим.

5. Иная документация. Например:

- трудовой договор иностранного гражданина или договор на выполнение работ/услуг. Договор должен соответствовать нормам миграционного и трудового права, а должность иностранного работника должна совпадать в разрешении на работу, трудовом договоре и штатном расписании;

- штатное расписание организации;

- уведомления компетентных органов о привлечении к трудовой деятельности иностранных граждан, о расторжении трудовых договоров и т. д.;

- уставные документы работодателя;

- документы, подтверждающие право собственности на занимаемое помещение или иное право, позволяющее работодателю находиться в данном помещении на легальных основаниях.

6. Журнал учета иностранных граждан. Отметим, что журнал не является обязательным, так как не установлен ни одним нормативным правовым актом. Однако его наличие нередко упрощает и ускоряет процедуру проведения проверки.

Журнал ведется на иностранных работников компании, в нем указаны данные о датах въезда и выезда иностранцев, сроках действия и номерах основных документов. Предвосхищая события, многие работодатели ведут такой журнал на бумажном носителе, скрепляя его печатью организации. Такая практика полезна и для работодателя, и для ФМС России.

На практике возникают ситуации, когда проверяющие требуют представить какие-то документы или их копии. Может произойти так, что проверяющие попросят представить документы, не имеющие отношения к делу и не предназначенные по закону для проверки ФМС России. Если у работодателя есть нужные документы и есть желание их показывать, он может выполнить просьбу сотрудника ФМС России, если же нет - то он может ее проигнорировать, однако для таких действий необходимо точно знать, какие документы проверяющие имеют право запросить, а какие - нет. Проверяемая компания обязана представить документы в срок, указанный в требовании, либо на месте по устной просьбе. Если сделать это невозможно, придется составить письменное мотивированное объяснение о причинах неисполнения требования.

Кстати, в случае отказа в представлении сведений и документов (или несвоевременном представлении) сотрудникам ФМС России следует помнить о ч. 2 ст. 18.11 КоАП РФ. Должностное лицо может быть оштрафовано на сумму до 50 тыс. руб., а компания - до 500 тыс. руб.

Санкции за нарушение миграционного законодательства

Работодателям, использующим иностранную рабочую силу, необходимо соблюдать миграционное и трудовое законодательство РФ по отношению к наемным иностранным специалистам. Ниже перечислены наиболее частые нарушения миграционного законодательства и санкции за них, установленные КоАП РФ (см. таблицу).

Таблица

Краткое описание нарушения

Статья

КоАП РФ

Санкция

1

2

3

- нарушение правил миграционного

учета иностранным гражданином;

- нарушение порядка выбора места

пребывания или жительства в России;

- отсутствие документов,

подтверждающих право пребывания в

России, или если в случае их утраты

не подано заявление в установленный

законом срок об их утрате или порче;

- неисполнение обязанности об

уведомлении государственных органов

о подтверждении своего проживания в

России;

- уклонение от выезда из России по

истечении разрешенного срока

пребывания;

- несоответствие заявленной цели

въезда в Россию фактической цели

въезда;

- осуществление трудовой

деятельности без разрешения на

работу

Части 1, 2

ст. 18.8;

ст. 18.10

Штраф:

- в размере от 2000 до

5000 руб. с

административным

выдворением за пределы

Российской Федерации или

без такового.

<*> Напомним, что после

административного

выдворения иностранного

гражданина за пределы РФ

он не может въезжать в

Россию в течение пяти лет

- нарушение должностным лицом

организации, принимающей в России

иностранного гражданина,

установленного порядка оформления

документов на право пребывания,

проживания, передвижения, изменения

места пребывания или жительства в

Российской Федерации и выезда за ее

пределы иностранного гражданина

Часть 1

ст. 18.9

Штраф:

- на должностных лиц - в

размере от 40 000 руб. до

50 000 руб.;

- на юридических лиц - от

400 000 руб. до 500 000

руб.

- неисполнение принимающей стороной

обязанностей в связи с

осуществлением миграционного учета

иностранных граждан

Часть 4

ст. 18.9

Штраф:

- на граждан - в размере

от 2000 до 4000 руб.;

- на должностных лиц - от

40 000 до 50 000 руб.;

- на юридических лиц - от

400 000 до 500 000 руб.

<*> Напомним, что в

случае выявления двух или

более нарушений санкции

применяются за каждое

нарушение в отдельности,

т. е. за просрочку

постановки на

миграционный учет двух

своих работников

организация может

подвергнуться штрафу в

размере 1 000 000 руб.

- привлечение к трудовой

деятельности иностранного гражданина

при отсутствии у него разрешения на

работу либо патента, если такие

разрешение либо патент требуются в

соответствии с законодательством;

- привлечение к трудовой

деятельности иностранного гражданина

или лица без гражданства без

получения в установленном порядке

разрешения на привлечение и

использование иностранных

работников, если такое разрешение

требуется

Части 1, 2

ст. 18.15

Штраф:

- на граждан - в размере

от 2000 до 5000 руб.;

- на должностных лиц - от

25 000 до 50 000 руб.;

- на юридических лиц - от

250 000 до 800 000 руб.

либо административное

приостановление

деятельности на срок до

девяноста суток

- неуведомление ФМС России, Центра

занятости населения или налогового

органа о привлечении к трудовой

деятельности иностранного

гражданина, если такое уведомление

требуется

Часть 3

ст. 18.15

Штраф:

- на граждан - в размере

от 2000 до 5000 руб.;

- на должностных лиц - от

35 000 до 50 000 руб.;

- на юридических лиц - от

400 000 до 800 000 руб.

либо административное

приостановление

деятельности на срок до

девяноста суток

Пример. Штраф на 10 млн руб. и более легко можно получить, если экономить на оформлении разрешений на работу и сопутствующей документации для иностранцев, как было с компанией ООО "Балтийская Промышленная группа", у которой за одну проведенную проверку ФМС выявилось нарушений в совокупности на сумму более 15 млн руб. Компания приводила множество аргументов в свою защиту (см. выше про оправдания), даже ссылалась на нарушение процессуальных правил проведения проверки сотрудниками ФМС, а также на то, что судом не было учтено имущественное положение компании и такой штраф приведет ее к банкротству. Однако это не помогло и суд остался на стороне миграционной службы (Решение Ленинградского областного суда от 22.02.2011 N 7-144/2011).

Как обжаловать действия или решения проверяющих

В соответствии с п. 80 Регламента граждане вправе обжаловать решения, принятые в ходе исполнения государственной функции, действия или бездействие подразделений системы ФМС России и их должностных лиц. Сделать это можно, обратившись к вышестоящему должностному лицу, а также в прокуратуру или суд.

Вышестоящее должностное лицо обязано рассмотреть заявление в течение 30 дней. В исключительных случаях срок рассмотрения может быть увеличен до 60 дней.

А. Мяновская

Генеральный директор

CGICOMPANY

(ООО "Си Джи Ай")

Подписано в печать 18.11.2011

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1