Прошлое и настоящее корпоративного издания

1. Для чего нужно корпоративное издание.

 

Проблемы корпоративной прессы в последнее время стали довольно актуальны. Об этом свидетельствуют статьи в журналах, семинары и форумы в Интернете. Разрабатываются учебные курсы для подготовки редакторов корпоративных изданий, тренинги. В любом крупном магазине, автомобильном или мебельном салоне покупатель может ознакомиться с изданиями этой фирмы, причем не только каталогами, но и с информационными материалами. Цветные обложки и актуальные заголовки презентируют фирму, делают ее ближе к клиенту, а страницы внутрикорпоративной прессы открыты для общения сотрудников, для продвижения информации о решениях вышестоящего руководства.

К этой же теме обратился клуб Профессионального Общения «COMMUNIQUE», представляющий собой место встреч для профессионалов, работающих в области связей с общественностью, рекламы, маркетинга, управления персоналом. Здесь собираются те, кто, так или иначе, связан по роду своей деятельности с бизнес и событийными коммуникациями.

6 апреля 2005 года в стенах клуба-кафе «Крем» обсуждали тему: «Корпоративные издания и их роль в формировании лояльности персонала». На мероприятии присутствовали порядка семидесяти гостей. Желающих рассказать о своих изданиях и об адекватности восприятия информации сотрудниками оказалось так много, что, скорее всего, будет еще не одно заседание клуба по этой теме.

В этот раз свои корпоративные СМИ представили фабрика «Ударница», группа компаний «Симплекс», а также организатор события - АКР «Экстраваганза», которое представило первый номер своей газеты «Ивентология. В фокусе корпоративных событий». Номер сошел с типографского станка как раз к заседанию Клуба. Издание предназначено для корпоративных специалистов в области коммуникаций и организации событий и представляет собой полноцветную газету формата А3.Тираж 999 экземпляров будет распространяться адресно, курьерской службой профильным специалистом и по запросам. На четырех полосах представлена информация о летних мероприятиях на теплоходах, о работе агентства с фабрикой «Ударница», собраны последние новости и, конечно, рассказывается о «COMMUNIQUE». К докладчикам «Ударницы» и «Симплекс» тоже был проявлен интерес. Обсуждали, как заинтересовать сотрудников начать читать и воспринимать всерьез корпоративные СМИ, что можно и что нельзя писать в таких изданиях.

Видение и развитие рынка подобной прессы также донесли до аудитории профессионалы издательского дела. В этот раз мнение специалистов-издателей представляли - Генеральный директор фонда «Праздник», издатель и Генеральный директор одноименного журнала, а также журнала «Корпоративная культура» Игорь Михайлович Увенчиков и Генеральный директор издательского дома «МедиаХаус», член правления АКМР Джемир Дегтяренко.

Соорганизатор данного заседания - журнал «Со-общение» - организовал дискуссию по вопросам, касающемся корпоративной политики, культуры и корпоративных СМИ в частности. Вопросы лояльности, мобильности и образования сотрудников компаний обсуждались в разрезе подачи информации в корпоративных СМИ. Общение проходило в форме импровизаций по мотивам всех выступлений.

Все присутствующие в зале были вовлечены в происходящее: вопросы докладчикам, участие в круглом столе, неформальное общение, обмен опытом и вопросы профессионалам. Это то, ради чего в этот вечер в «Креме» собрались специалисты в области бизнес-коммуникаций, интересующиеся проблемами корпоративной культуры.

Мы попросили некоторых главных редакторов корпоративных изданий рассказать о целях издания, об отношении руководства к корпоративной прессе предприятия, об авторах и основной концепции издания.

Наталья Копылова, главный редактор издания «Musa Motors news»

Цели и задачи издания: газета компании Musa Motors существует 2 года. Она выпускается отделом маркетинга и PR раз в 2 – 2,5 месяца.

Главная задача издания – внутрикорпоративный PR, общение между сотрудниками. У нас уже долгое время существует много салонов, которые расположены далеко друг от друга. Зачастую люди не знают в лицо сотрудников других филиалов, не знают, кто за что отвечает, какие мероприятия проводятся.

Изначально в газете публиковались интервью с топ-менеджерами компании, информация о мероприятиях нашей компании. Мы старались, чтобы эта информация дошла до всех сотрудников. Проблемы в этом отношении были. Например, сотрудники сервиса очень редко принимали участие в корпоративных мероприятиях.

Информирование сотрудников – это наша первая задача. Вторая главная задача – информирование клиентов. У нас очень много постоянных клиентов, которые очень тесно с нами общаются – приходят на наши мероприятия, часто посещают наши салоны. И такое средство общения, как газета, показалось очень интересным и постоянным клиентам. Наши клиенты в основном находятся у нас в салонах полдня, и чтение этой газеты входит в наш сервис. С ее помощью клиент приобщается к большой семье Musa Motors.

Сбор материала.

Мы стараемся публиковать информацию, интересную целевой аудитории.

После каждого мероприятия нашей компании – выставки, праздника, любого масштабного проекта, мной составляется официальный пресс-релиз с учетом нашей аудитории. На всех мероприятиях проходит фотосъемка. Недавно по просьбам, прежде всего клиентов, мы начали делать и анонс планируемых событий. А для сотрудников мы начинаем вводить аналитическую и официальную информацию: публикуем статистику продаж, статьи по различным проблемам автомобильной отрасли. Помимо автомобильных тем существует рубрика, посвященная красоте.

Отношение руководства.

Руководство относится к изданию положительно и очень по-доброму. Прежде всего потому, что оно востребовано у наших сотрудников. Весь тираж расходится (1 тысяча экземпляров). Человеку всегда приятно, когда о нем пишут. Мы стараемся написать обо всех. Недавно мы ввели рубрику «Musa Motors - это мы», где рассказывается о работе конкретного подразделения с фотографиями сотрудников.

Наши конкурсы

Мы проводим внутрикорпоративные конкурсы в газете. Например, конкурс на самые лучшие летние фотографии. Довольно много людей активно участвуют в конкурсах. Сейчас в газете проходит конкурс фотографий сотрудников в детстве. Победителям мы вручаем билеты в театр, на другие культурные программы. Но главная цель подобных конкурсов – развитие активности сотрудников. Также это хорошая обратная связь: сразу понятно, читают ли наше издание, как к нему относятся. Сотрудники ждут очередного номера и, если он задерживается, меня часто спрашивают о нем. То, что газета делает коллектив сплоченнее, чувствуется. Люди обсуждают газетные материалы, в том числе и со мной.

Для того чтобы собрать материал, приходилось отвлекать сотрудников от текущей работы. Но итогом – публикацией в журнале – обычно все оказываются довольны.

Интересный пример демонстрирует корпоративный журнал ОАО «Норильский Никель». Просуществовав два года в качестве внутрикорпоративного журнала, он выходит на новый уровень – на внешнего заказчика, причем распространяться среди внешней аудитории он будет за деньги, что вообще-то не свойственно корпоративным изданиям. О грядущих изменениях и о концепции издания и о своем взгляде на корпоративную прессу в целом рассказывает главный редактор журнала «Норильский Никель» Эльдар Ахмадиев:

Цели журнала.

Журнал нужен для продвижения корпоративной идеологии, формирования концепции компании. Это рупор компании в деле распространения информации о работе компании среди всех сотрудников.

О важности корпоративных изданий говорит такой факт: общий тираж корпоративных изданий в Европе превышает общий тираж общественно-политических изданий.

Сейчас нематериальные ценности приобретают все более важное значение. существует такая формула духовного лидерства, предложенная психологом А.Адлером: есть три точки зрения на индивидуума

  • как он сам себя оценивает
  • как его оценивают окружающие
  • как ему хотелось, чтоб его оценивали.

 

Когда все три оценки совпадают, и возникает духовная гармония. Это то, к чему надо стремиться, в том числе и в бизнесе. Я думаю, что любой компании собственное корпоративное издание как раз помогает достичь этой гармонии. На страницах такого издания лидер компании может толково и внятно объяснить, увлечь работников компании своими идеями. Это можно сделать различными путями. Например, Билл Гейтс лично обращается по электронной почте к своим подчиненным. Ричард Бренсон, основатель империи «Virgin» дает свой сотовый телефон всем сотрудникам своей компании и просит их звонить ему, если им в голову придут идеи, связанные с развитием компании. Таким образом возникает обратная связь. Лидеры заражают энтузиазмом своих подчиненных, потому что они способны понятно объяснить, куда движется компания, зачем она предпринимает те или иные шаги и что нужно лидеру от своих коллег, единомышленников, подчиненных.

Современные лидеры бизнеса, в том числе руководство компании «Норильский Никель», и представители среднего бизнеса (в основном это люди 30 - 40 лет) прекрасно понимают, зачем нужны корпоративные издания. Медиа-поддержка компании не менее важна, чем производство металла, поскольку без PR компания будет неизвестна на рынке и ничего не сможет продать.

Реформирование издания

Мы хотим, чтобы наш журнал не был исключительно внутрикорпоративным. Собственно, его и сейчас получает внешняя аудитория, преимущественно в Норильске. Если сотрудникам компании, а тем более внешней аудитории журнал интересен, то руководство только поддержит эту идею. Если люди, не работающие в компании, начнут покупать журнал, то это будет наше высшее достижение.

2 года журнал существовал дотационно, и нам очень помог этот льготный период определиться со стилем издания, выработать основную концепцию. Но сейчас журналу предстоит реструктуризация. Издание становится коммерческим проектом.

Учредитель – компания «Норильский никель» - принял решение выделить все свои медиаактивы в одну компанию, чтобы понимать, сколько денег уходит на медиаактивы. У этой компании будут полномочия заниматься и издательской деятельностью.

Из-за такой реструктуризации у журналистов появится стимул работать еще лучше, ведь полученная прибыль будет уходить исключительно на медиаактивы.

Когда издание становится коммерческим проектом, большую роль начинает играть прибыль. Это подстегивает к развитию: нужно быть готовым к конкуренции. Одна из важнейших наших задач сейчас – снизить затраты на издание журнала.

Из-за реформ изменяется и концепция издания, т.е. в каждом номере должно быть больше материала, интересного всем. У нас и сейчас хотя бы один материал такого плана – что называется гвоздь. Но, безусловно, идеологическая начинка сохранится. 6 или 8 полос будет, как и прежде, посвящено конкретно деятельности «Норильского никеля», а все остальное связано с ним или с г.Норильск, но не напрямую. Особенность корпоративных изданий в том, что у них обязательно должна быть корпоративная идеология. Но нельзя перекармливать читателя идеологией и печатать материал исключительно о деятельности компании. Это будет неинтересно.

У нас в редакции работают – пишут статьи, фотографируют – профессиональные журналисты, не имеющие отношения к производству никеля.

Если сравнить наше издание с производственными газетами советского времени, то главное отличие в подходе к материалу, по моему мнению, в следующем: в многотиражке, безусловно, писали о людях труда, но только о том, что человек сделал на производстве. А в нашем журнале написали бы хороший человеческий очерк, покажем его таким, какой он в обычной жизни – в семье, на рыбалке, на теннисном корте. Такой, какой он на работе, все его знают. А вот показать человека с неформальной стороны, в личностном плане – это может быть гораздо интереснее его коллегам.

 

2. Газета трудового коллектива.

Хотелось бы посоветовать при создании корпоративных коммуникаций не опираться только на западный опыт, на зарубежные PR-технологии. Не нужно забывать, что издание компании – не изобретение последних лет. У газет советского времени тоже есть чему поучиться: это в первую очередь принципы распространения, согласно которым в эти коммуникации должны быть вовлечены все сотрудники. Технология выпуска изданий, в том числе обладание собственной типографией, тоже является хорошим примером. В советское время власть очень хорошо понимала значение такого мощного инструмента, как печатное слово, в деле пропаганды своих идей.

О значимости этой информации для сотрудников свидетельствуют следующие анкетные данные. Согласно опросу, проведенному сотрудниками Ленинградского государственного университета в 1980 году, более половины рабочих (51%) получают информацию о жизни коллектива предприятия из многотиражной и стенной печати, 46% - из выступлений на собраниях руководителей и партработников, 37% - из «средств наглядной агитации».

Однако, отмечая определенный вклад газеты в распространение информации о предприятии, знакомство читателей с последними партийными постановлениями, уже советские исследователи сетовали на то, что большая часть газеты просто фиксирует проблемы, не подвергая их системному анализу и всестороннему обсуждению. Простым рабочим при обсуждении актуальных вопросов почти не дают возможности высказаться.

Что касается содержания, то сегодня газеты и журналы предприятий, сохранившие с советских времен свои названия - «Московский телефонист», «Метростроевец», газета кондитерской фабрики «Ударница», уходят от прежнего формата. По внешнему виду они зачастую становятся полноцветными, с большим количеством иллюстраций, но такие основные задачи, как сообщение об актуальных проблемах жизни компании, о решениях руководства остаются.

Редакция корпоративной газеты, как и прежде, редко озабочена проблемами самоокупаемости, но она должна заботиться о вкусах целевой аудитории – внутренней и/или внешней, иначе ее могут заменить или закрыть издание. Ведь в современных условиях при обилии различных профессиональных изданий, собственное издание фирмы должно быть конкурентоспособным и печатать эксклюзивную информацию как для внутрикорпоративных целей, так и для клиентов

Человеку, как правило, всегда интересно читать о своей работе, которой он отдает по 8 часов в сутки, а то и более. Вдобавок, на страницах корпоративной прессы сотрудник может высказать свои мысли в виде статьи, письма в редакцию, отклика на ту или иную публикацию. Во многих изданиях именно сотрудники являются авторами. Редакция только литературно корректирует их материалы.

Благодаря корпоративному изданию руководство компании может донести до работников смысл предпринимаемых им действий, чтобы, опередив конкурентов и разносчиков слухов, подтолкнуть коллег к такому пониманию этих действий, которое не отпугнет людей. При этом необходимо учитывать способ подачи материала: при слишком навязчивом стиле может возникнуть обратный эффект.

Корпоративное издание не столько отражает некоторые процессы, информирует о них, сколько является мощным инструментом создания корпоративной культуры – с помощью него можно добиться сплочения коллектива, быстрого донесения информации о важнейших решениях руководства компании до всех сотрудников и интерпретации этой информации в определенном ключе.

Автор: Ольга Дичева

источник неизвестен

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1