Профстандарты – фикция или необходимость?

Федеральным законом от 03.12.2012 № 236-ФЗ в Трудовой кодекс РФ введена новая статья 195.1 о понятии квалификации работника и о профессиональных стандартах. Появление нового термина – профессиональный стандарт, – сферы и практики его применения вызвало вопросы со стороны кадровых и юридических служб. Попробуем разобраться.

Основанием для возникновения данного понятия послужил Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», который дал указания Правительству РФ, в частности:

  • подготовить и внести до 1 сентября 2012 г. в Госдуму проект федерального закона, который внес изменения, касающиеся разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов (подп. «б» п. 1 Указа);
  • утвердить до 1 декабря 2012 г. план разработки профессиональных стандартов (подп. «в» п. 1 Указа);
  • разработать к 2015 г. не менее 800 профессиональных стандартов (подп. «г» п. 1 Указа).

Согласно Указу, данные мероприятия направлены на совершенствование государственной социальной политики. Из анализа контекстных документов можно сделать вывод о том, что речь идет о реформировании системы квалификаций и компетенций работников, цель которого – сформировать актуальную систему, заменяющую устаревшие единые квалификационные справочники с тем, чтобы обеспечить достижение целей по достойному труду и справедливой зарплате, которые заложены в Плане деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на 2013–2018 гг. на основании поручений Президента Российской Федерации, содержащихся в соответствующих указах на период до 2018 г. По сути, введение профессиональных стандартов призвано обновить и заменить квалификационные и тарифно-квалификационные характеристики должностей и профессий, которые в настоящее время содержатся в составе квалификационных справочников (Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, сборников квалификационных характеристик различных должностей бюджетной отрасли).

Что же такое профессиональный стандарт (далее – ПС)? Легальное определение содержится в ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ, согласно которому это характеристика квалификации, которая необходима работнику для выполнения определенного вида профессиональной деятельности. Основным отличием ПС от ЕКС и ЕТКС является структура описания профессиональной характеристики, которая в ПС использует более современную конструкцию, сочетающую как требования к уровню знаний работника, его умениям, профессиональным навыкам, так и к опыту работы. Если в ЕКС и ЕТКС основным лейтмотивом был ответ на вопрос «что должен работник уметь делать?», то в ПС структурирование информации основано на принципе компетенций и ответе на вопрос: «как работник должен выполнять свои обязанности, чтобы достичь максимальной эффективности».

В целях понимания, каким образом следует разрабатывать ПС, переходить на новую систему и применять эти стандарты, Правительством РФ были утверждены соответствующие Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов (Утв. Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23). Рассмотрим основные моменты.

Где можно использовать ПС?

Профессиональные стандарты работодатели вправе использовать (подп. «а» п. 25 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23; далее – Правила):

  • при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, в том числе для определения трудовой функции работника;
  • при организации обучения и аттестации работников;
  • при тарификации работ и присвоении тарифных разрядов работникам;
  • при установлении систем оплаты труда.

Могут ли работодатели самостоятельно разрабатывать ПС?

Да, работодатели теперь могут по собственной инициативе участвовать в разработке ПС. Проекты ПС могут разрабатываться объединениями работодателей, работодателями, профессиональными сообществами, саморегулируемыми организациями и иными некоммерческими организациями с участием образовательных организаций профессионального образования и других заинтересованных организаций (п. 3 Правил). Правилами предусмотрена определенная процедура, которую следует применять при разработке ПС, а также перечень документов, которыми следует руководствоваться:

  • Методические рекомендации по разработке профессионального стандарта (утверждены Приказом Минтруда России от 29.04.2013 № 170н);
  • Макет профессионального стандарта (утвержден Приказом Минтруда России от 12.04.2013 № 147н, образец макета размещен на официальном сайте Минтруда России;
  • Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов (Утверждены Приказом Минтруда России от 12.04.2013 № 148н).
  • После разработки и обсуждения проекта ПС с представителями работодателей, профессиональных сообществ, профессиональных союзов (их объединений) и других заинтересованных организаций, разработчик направляет проект ПС для рассмотрения вопроса о его принятии в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (п. 9 Правил) с приложением следующих сопроводительных документов:
а) пояснительной записки к проекту профессионального стандарта;

б) сведений об организациях, принявших участие в разработке и согласовании профессионального стандарта;

в) информации о результатах обсуждения проекта профессионального стандарта с представителями работодателей, профессиональных сообществ, профессиональных союзов (их объединений) и других заинтересованных организаций (п. 10 Правил).

В течении 10 календарных дней Министерство труда и социальной защиты рассматривает проект ПС и приложенные документы и сообщает разработчику о принятом решении – об отклонении проекта или о его приятии к рассмотрению (п. 12 Правил). Принятый Минтрудом к рассмотрению проект ПС размещается в течение 10 календарных дней со дня его поступления на сайте Единого портала для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения в сети «Интернет» для проведения общественного обсуждения. Информация об этом направляется координаторам сторон, представляющих общероссийские объединения профессиональных союзов и общероссийские объединения работодателей, в Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений, а также в государственные компании и государственные корпорации, образованные в соответствии с федеральными законами. Срок общественного обсуждения составляет 15 календарных дней со дня размещения проекта профессионального стандарта. Кроме того, проект ПС направляется Минтрудом в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, который в течение 15 календарных дней со дня поступления проекта ПС представляет в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации свои замечания и предложения по его содержанию. Результат обсуждения проекта ПС и рассмотрения его вышеуказанными органами сообщается разработчику в течение семи календарных дней со дня поступления в Министерство такой информации (п. 13 Правил).

Далее информация как о проекте, так и о результате его обсуждения передается в Национальный совет для проведения экспертизы. После получения экспертного заключения от данного органа и на основании его рекомендации об одобрении Министерство труда и социальной защиты РФ принимает решение об утверждении проекта ПС либо его отклонении и информирует разработчика о принятом решении (пп. 14, 15, 16 Правил).


В случае утверждения проекта ПС в качестве стандарта Министерство труда и социальной защиты РФ вносит соответствующие сведения в реестр профессиональных стандартов, создание и ведение которого входит в компетенцию данного министерства (п. 18 Правил). В целях информационного и межведомственного взаимодействия эта информация также подлежит передаче в течение 10 дней со дня вступления в силу в Министерство образования и науки РФ.

Обязательность применения

Важный и главный вопрос, который сейчас возникает, – нужно ли уже применять профессиональные стандарты, является это обязанностью или нет? Предусмотрена ли законами ответственность за неприменение работодателем ПС?

В настоящее время в действующей системе правового регулирования трудовых отношений функции профессиональных стандартов (по характеристике квалификации, которая необходима работнику для выполнения определенного вида профессиональной деятельности) выполняют квалификационные и тарифно-квалификационные характеристики должностей и профессий, утвержденные государственными органами, осуществляющими регулирование в сфере труда, в составе квалификационных справочников (Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, сборников квалификационных характеристик различных должностей бюджетной отрасли (ЕКС, ЕТКС)). Но по сравнению с «идеологией» содержания профессиональных стандартов по вышеуказанным в статье причинам они являются усеченным вариантом ПС. Наименование должности (профессии, специальности) в трудовом договоре и кадровых документах обязательно должно соответствовать наименованию в ЕКС, ЕТКС либо профессиональном стандарте при условии, если работа в этой должности дает право на компенсации и льготы или связана с ограничениями (абз. 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ), предусмотренными действующим законодательством. Только в этих случаях указание должности (профессии, специальности) в трудовом договоре не в точном соответствии с ЕКС или ЕТКС будет являться нарушением трудового законодательства, за которое установленное в ходе административного производства виновное лицо может быть привлечено к административной ответственности в соответствии со ст. 5.27 КоАП РФ. Вследствие такого нарушения у работника могут возникнуть сложности с получением соответствующих льгот и/или компенсаций. В остальных случаях наименование должности (профессии, специальности) указывается согласно утвержденному штатному расписанию организации-работодателя.

Важным моментом в определении обязательности применения профессиональных стандартов в ближайшем будущем станет вопрос о принятии поправок в Трудовой кодекс РФ.

Поскольку разработчиком документа по поручению Президента РФ об установлении обязательным к применению профессиональных стандартов для государственных организаций выступил Минтруд, следует полагать, что затем вопрос об их обязательном использовании коснется и остальных участников трудовых правоотношений. Об этом свидетельствует весь комплекс мер, направленных компетентными органами в области регулирования труда и образования: 1) находящийся в Госдуме на рассмотрении и принятый в первом чтении Законопроект № 537948-6 о дополнении Трудового кодекса РФ статьей 195.2, согласно которой профессиональные стандарты будут подлежать обязательному применению организациями, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, органы местного самоуправления, а также государственные корпорации государственные компании, хозяйственные общества и иные организации, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования превышает 50%; 2) принятие на текущий момент более 250 профстандартов из 800 первоочередных; 3) поддержка развития указанной практики по переходу к применению профстандартов со стороны профсоюзных объединений (в частности, ФНПР поддержала вышеуказанный законопроект и предлагает дополнить его нормами об учете мнения профсоюзной организации при применении профстандартов в организации или на предприятии, а также установить срок введения в действие профессиональных стандартов для организаций всех форм собственности – с 1 января 2020 г.

С учетом вышеизложенного, достаточно разумным – как для профильных юристов, так и для кадровых работников – будет заблаговременная подготовка предприятий к смене «идеологии» по квалификационным и должностным характеристикам работников, а также к правоприменению будущих требований законодательства в отношении профессиональных стандартов.

Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. № 147н


Макет профессионального стандарта





Аким Бенмерабет — юрист, эксперт журнала «Кадровик»

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться