Профессиональные союзы как субъекты гражданского права

"Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2011, N 8

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СОЮЗЫ КАК СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

По мнению автора статьи, в перспективе регламентация гражданско-правового статуса профсоюзов должна стать более эффективной, исключающей предпосылки для злоупотреблений и спорные ситуации, связанные с нечеткостью отдельных нормативных предписаний и отсутствием их логической связи с иными законодательными положениями.

В современных условиях профессиональные союзы представляют собой образования, призванные выполнять важнейшую функцию - осуществлять представительство работников в их взаимодействии с работодателями. Посредством профсоюзного представительства работники получают возможность выразить свои интересы при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров с работодателем. Поэтому обычно профсоюзы рассматриваются как субъекты трудового права, именно с этих позиций исследуется специфика их правового положения.

Вместе с тем они участвуют и в широком круге гражданских правоотношений - приобретают имущество в собственность и реализуют правомочия собственника, совершают различные гражданско-правовые сделки, осуществляют приносящую доход деятельность и пр., выступая в качестве самостоятельных субъектов гражданского оборота. Участие в имущественных отношениях во многом способствует созданию оптимальных условий для выполнения профсоюзами своих основных общественно-полезных функций в сфере социального партнерства.

Понятие, содержание, правовая природа профсоюза

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (ред. от 28.12.2010, далее - Закон о профсоюзах) профессиональным союзом признается добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Из этого легального определения следует, что профсоюз представляет собой общественную организацию особого рода, для которой характерны специфическая цель деятельности, состоящая в представительстве и защите социально-трудовых прав и интересов своих членов, а также наличие у членов общих интересов производственного и профессионального характера, лежащих в основе создания организации.

Видами профсоюзов являются первичные, общероссийские и межрегиональные профсоюзные организации. Они наделены правом создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку - общероссийские, межрегиональные, территориальные объединения (ассоциации) профсоюзов.

Моменты создания профсоюза (объединения профсоюзов, первичной профсоюзной организации) и приобретения им прав юридического лица разграничиваются. Как и большинство иных общественных объединений, профсоюз считается созданным с момента принятия учредителями (съездом, конференцией, собранием) решения о его создании. Права юридического лица и, соответственно, гражданскую правосубъектность профсоюз приобретает с момента его государственной регистрации в установленном законом порядке. Эта особенность профсоюзов обусловлена тем, что цели их деятельности находятся за пределами гражданско-правового регулирования и могут быть достигнуты без признания соответствующих образований субъектами гражданского права.

Организационно-правовой формой профсоюзов и их объединений как юридических лиц является общественная организация (объединение). Между тем некоторые авторы склонны рассматривать профсоюз как самостоятельный вид некоммерческих юридических лиц, отличный от формы общественной организации (объединения) [1, 2]. В соответствии с п. 1 ст. 117 ГК РФ общественными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.

Аналогичным образом понятие общественных организаций (объединений) раскрывается в ст. 6 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (ред. от 29.12.2010, далее - Закон о некоммерческих организациях). При этом оба документа, устанавливая единый правовой режим для всех общественных организаций (объединений), допускают возможность определения особенностей их статуса как участников гражданско-правовых отношений специальными законами.

Основным актом, регулирующим деятельность именно общественных объединений, является Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (ред. от 22.07.2010, далее - Закон об общественных объединениях), который также предполагает возможность детализации статуса, порядка создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации отдельных видов общественных объединений, в т. ч. профсоюзов, другими законами.

Двойственное положение

Специальный Закон о профсоюзах, имеющий комплексный характер, является основным документом, определяющим статус профсоюзов, в т. ч. как субъектов гражданского права. Именно из этого исходит судебная практика (например, Постановление ФАС Поволжского округа от 16 - 19.06.1998 по делу N 10/23). Вместе с тем те его отдельные нормы, которые могут быть квалифицированы как гражданско-правовые, должны соответствовать ГК РФ (п. 2 ст. 3). Поскольку в системе гражданского законодательства данный акт является основополагающим, все нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, не должны ему противоречить. В случае коллизий преимущество имеют положения ГК РФ. В системе правовой регламентации профсоюзов такие расхождения между нормами имеют место. Во многом это продиктовано двойственным положением профсоюзов.

С одной стороны, это особые общественные формирования, основанные на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности, свободные в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности. С другой - некоммерческие юридические лица с корпоративным устройством, предполагающим возникновение между ними и их учредителями (членами) определенных отношений, свойственных всем подобным организациям, наличие определенной структуры органов управления и др.

Право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов предоставляется каждому гражданину, достигшему возраста 14 лет и осуществляющему трудовую (профессиональную) деятельность (п. 2 ст. 2 Закона о профессиональных союзах).

Буквальное толкование данной нормы свидетельствует, что для создания профессионального союза достаточно волеизъявления одного работника, достигшего указанного возраста, тем не менее профсоюз определяется как объединение граждан, а поэтому его учредителей должно быть как минимум двое. Если ориентироваться на положения Закона об общественных объединениях, необходимым является участие в создании профсоюза не менее 3 физических лиц (ст. 18). Кроме того, несовершеннолетний по общему правилу (ст. 26 ГК РФ) не обладает достаточным объемом гражданской дееспособности для учреждения каких-либо, кроме кооперативов, юридических лиц.

Исключение составляют случаи приобретения им полной дееспособности в связи со вступлением в брак или эмансипацией. В связи с этим точнее было бы определять несовершеннолетних, достигших 14 лет, как способных к созданию профсоюзов, не приобретающих права юридического лица, и в качестве возможных членов уже созданных профсоюзов - юридических лиц.

Следует отметить, что установление каких-то дополнительных условий для вступления в профсоюз, помимо указанных в Законе и касающихся возраста и деятельности гражданина, является неправомерным и влечет ликвидацию профсоюза.

Пример. По требованию прокурора была ликвидирована общественная организация "Профессиональный союз азербайджанской диаспоры Республики Татарстан", объединяющая трудящихся, учащихся и иных граждан азербайджанской национальности и уроженцев Азербайджанской Республики, поскольку возможностью участия в ней обладали лишь лица определенной национальности и имеющие место рождения на определенной территории (Определение Верховного Суда РФ от 30.11.2010 N 11-Г10-32).

Государственная регистрация

Государственная регистрация профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций в качестве юридических лиц осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (ред. от 23.12.2010). Для ее осуществления предусмотрен особый порядок - решение о государственной регистрации организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации общественных объединений, или его территориальным органом.

В настоящее время таким органом является Министерство юстиции РФ. Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации должны представить необходимые для государственной регистрации документы в течение 1 месяца со дня их создания. Формы документов, необходимых для государственной регистрации некоммерческих организаций, утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 N 212 "О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций" (ред. от 05.05.2010). Принятое решение служит основанием для внесения Федеральной налоговой службой России сведений о создании профсоюза в Единый государственный реестр юридических лиц. Порядок его принятия установлен Административным регламентом исполнения Министерством юстиции РФ государственной функции по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утв. Приказом Минюста России от 31.03.2009 N 96.

Статья 8 Закона о профсоюзах предусматривает, что государственная регистрация профсоюзных организаций всех видов в качестве юридического лица осуществляется в уведомительном порядке. Соответственно, Министерство юстиции и его территориальные органы не вправе контролировать деятельность профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций, а также отказывать им в регистрации. Отказ в регистрации или уклонение от нее могут быть обжалованы в суд.

Пример. Так, неправомерным был признан отказ в регистрации профсоюза безработных, работников частных предприятий и надомников Кузбасса, основанный на том, что данная организация объединяет работников предприятий различных форм собственности и безработных. Признавая отказ в регистрации профсоюза незаконным, суд исходил из наличия запрета на отказ в регистрации профсоюзов (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за IV квартал 1999 г., утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 05.04.2000).

Имущество

Согласно п. 1 ст. 24 Закона о профсоюзах профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации, приобретшие права юридического лица, являются собственниками имущества, в т. ч. денежных средств, необходимых для выполнения своих уставных целей и задач, владеют и пользуются переданным им в установленном порядке в их хозяйственное ведение иным имуществом. Из этой нормы следует, что имущество у профсоюзных организаций может находиться как на праве собственности, так и на праве хозяйственного ведения. При этом Законом не определяются ни субъекты, обладающие правом передавать находящееся в их собственности имущество в хозяйственное ведение профсоюзных организаций, ни основания такой передачи, ни ее порядок. Данное положение не соответствует правилам ГК РФ.

Согласно ст. 216 ГК РФ право хозяйственного ведения является ограниченным вещным правом, отличным от права собственности. В силу ст. 294 ГК РФ субъектами права хозяйственного ведения признаются исключительно государственные или муниципальные унитарные предприятия, кроме казенных. Они создаются публично правовыми образованиями в целях осуществления предпринимательской деятельности, для чего наделяются государственным или муниципальным имуществом на праве хозяйственного ведения. Возможность передачи имущества, находящегося в собственности публично-правовых образований или частной собственности физических и юридических лиц, в хозяйственное ведение других организаций ГК РФ не предусматривает.

Также в ст. 24 Закона о профсоюзах закрепляется, что профсоюзы владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащим им на праве собственности имуществом. При этом гарантируются признание, неприкосновенность и защита прав собственности профсоюзов, условия для осуществления этих прав наравне с другими юридическими лицами независимо от форм собственности.

Согласно п. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в т. ч. отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Однако для некоммерческих организаций исходя из особенностей их правового статуса устанавливается ограничение. В силу п. 4 ст. 213 ГК РФ общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, являющиеся собственниками приобретенного ими имущества, могут использовать его лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами. Это правило предполагает некоторое ограничение круга сделок, которые способны совершать некоммерческие организации в отношении своего имущества.

Что касается профсоюзных организаций, то согласно абз. 4 п. 2 ст. 24 Закона о профсоюзах их имущество может быть отчуждено только по решению суда. Тем самым Закон о профсоюзах содержит два взаимоисключающих правила: с одной стороны, провозглашается равенство профсоюза в осуществлении прав собственника наряду с другими (в данном случае - некоммерческими юридическими лицами), с другой - профсоюзные организации как собственники лишены возможности самостоятельно осуществлять правомочие распоряжения своим имуществом. Такое положение не соответствует нормам ГК РФ, в связи с чем норма Закона о профсоюзах, ограничивающая права профсоюзов на отчуждение своего имущества, не подлежит применению.

Источники, порядок формирования имущества и использования средств профсоюзов определяются их уставами и положениями о первичных профсоюзных организациях. Если исходить из общих правил о некоммерческих организациях, то имущество профсоюза может быть сформировано за счет регулярных и единовременных поступлений от учредителей (участников, членов); добровольных имущественных взносов и пожертвований; выручки от реализации товаров, работ, услуг; дивидендов (доходов, процентов), получаемых по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам; доходов, получаемых от собственности некоммерческой организации; других не запрещенных законом поступлений (п. 1 ст. 26 Закона о некоммерческих организациях). В собственности профсоюзов могут находиться различные виды имущества, необходимого для обеспечения их уставной деятельности.

Определенная роль в формировании имущества профсоюзов, действующих в организации, отводится работодателю. В частности, коллективным договором, соглашением на работодателя могут возлагаться обязанности по предоставлению профсоюзам в бесплатное пользование отдельных видов имущества. При наличии письменных заявлений работников, являющихся членами профсоюза, работодатель ежемесячно и бесплатно перечисляет на счет профсоюза членские профсоюзные взносы из заработной платы работников в соответствии с коллективным договором, соглашением.

Следует отметить, что осуществление финансового контроля за средствами профсоюзов органами исполнительной власти не допускается. Исключение составляет лишь контроль за средствами от предпринимательской деятельности профсоюзных организаций. Одной из его возможных форм является проведение налоговых проверок.

Пример. ИМНС России N 27 по ЮЗАО г. Москвы Решением от 24.05.2002 N 392 назначила проведение выездной налоговой проверки в Объединении профсоюзов России "СОЦПРОФ" по вопросу правильности исчисления и своевременности перечисления налога на доходы физических лиц (подоходного налога) за период с 01.01.1999 по 01.05.2002.

Объединение профсоюзов обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительными (незаконными) Решений налогового органа от 24.05.2002 N 392, от 09.09.2002 N 03-18/3547.

Решением суда, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции, требования заявителя удовлетворены.

Законность и обоснованность судебных актов проверялась в порядке ст. 284 АПК РФ по кассационной жалобе ИМНС России N 27 по ЮЗАО г. Москвы, в которой налоговый орган просил решение и постановление отменить, ссылаясь на то, что судом не установлено нарушение прав и законных интересов заявителя, суд необоснованно не применил при рассмотрении спора нормы материального права, подлежащие применению, - ст. ст. 31, 87, 89, 24, 217, 226 НК РФ, ст. 20 Закона РФ от 07.12.1991 "О подоходном налоге с физических лиц".

Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции считает, что решение и постановление подлежат отмене в связи с неправильным применением судом норм материального права.

Решение принято в пределах полномочий налогового органа по проведению налогового контроля, предоставленных ст. ст. 31, 89 НК РФ.

Действующее налоговое законодательство не предусматривает запрещение проведения налоговых проверок организаций (объединений) профессиональных союзов. Утверждение заявителя о нарушении положений Конвенции МОТ N 87 "О свободе ассоциации и защите прав на организацию" (ст. ст. 2, 3, 8) не соответствует буквальному содержанию текста Конвенции, поскольку сам факт назначения выездной налоговой проверки не может нарушить или ограничить гарантии свободы создания организаций, право вырабатывать уставы и регламенты, свободно выбирать своих представителей, организовывать свою деятельность и формулировать свою программу.

Более того, ст. 8 Конвенции предусматривает, что при осуществлении прав, признанных за ними настоящей Конвенцией, работники, работодатели и их соответственные организации, так же как и другие лица или организованные коллективы, соблюдают законность.

Статьей 24 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" предусмотрено, что финансовый контроль за средствами профсоюзов органами исполнительной власти не осуществляется, за исключением контроля за средствами от предпринимательской деятельности.

Статьи 8.1, 8.2, 8.20 Устава Объединения профсоюзов России "СОЦПРОФ" предусматривают возможность осуществления организациями "СОЦПРОФ" предпринимательской деятельности и получения доходов от такой деятельности.

Одной из форм контроля за доходами от предпринимательской деятельности в соответствии с НК РФ является проведение налоговых проверок.

Кроме того, применительно к предмету рассматриваемого спора следует учесть, что выездная налоговая проверка была назначена по вопросу соблюдения порядка исчисления и перечисления подоходного налога (налога на доходы физических лиц), т. е. контролю подлежали не денежные средства самого Объединения, а доходы конкретных физических лиц, по отношению к которым Объединение является налоговым агентом.

При изложенных обстоятельствах судебные акты в части признания недействительным решения от 24.05.2002 N 392 подлежат отмене в связи с неправильным применением вышеупомянутых норм материального права с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований заявителя в указанной части (Постановление ФАС Московского округа от 18.07.2003 N КА-А40/4669-03).

Ведение предпринимательской деятельности

Являясь некоммерческими организациями, профсоюзы и их объединения могут заниматься предпринимательской деятельностью, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям (п. 3 ст. 50 ГК РФ). Закон о некоммерческих организациях предусматривает возможность осуществления помимо предпринимательской также и иной приносящей доход деятельности. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и товариществах на вере в качестве вкладчика.

Согласно п. 2 ст. 24 Закона о некоммерческих организациях возможные виды приносящей доход деятельности некоммерческих организаций должны быть в обязательном порядке предусмотрены в их учредительных документах. Доходы от предпринимательской и иной деятельности не могут перераспределяться между учредителями (участниками) некоммерческих организаций и должны использоваться только для достижения их уставных целей.

Применительно к профсоюзам установлено особое правило. Согласно п. 7 ст. 24 Закона о профсоюзах они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность через учрежденные ими организации. О возможности ведения профсоюзами такой деятельности непосредственно специальный Закон не упоминает, но и прямого запрета не содержит. При этом и ГК РФ, и Закон о некоммерческих организациях, и Закон об общественных объединениях допускают занятие общественными объединениями предпринимательской деятельностью и без создания для этого специальных структур. Однако суды указанную норму нередко толкуют буквально и полагают неправомерным непосредственное осуществление профсоюзами предпринимательской деятельности (Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Челябинской области от 20.09.2001 по делу N А76-3840/01-15/33/42-116).

Следует отметить, что при оценке конкретной деятельности профсоюза в имущественной сфере с целью определения ее характера суды исходят из презумпции, согласно которой эта деятельность не является предпринимательской.

Пример. Так, при рассмотрении одного из дел судом было отмечено, что сами по себе факты заключения гражданско-правовых договоров и перечисления денежных средств в их исполнение не могут служить доказательствами осуществления профсоюзной организацией коммерческой деятельности с целями, противными ее уставу (Постановление ФАС Московского округа от 04.06.2003 N КА-А40/3463-03 по делу N А40-40728/02-114-495).

Новый законопроект о профсоюзах

В настоящее время в целях совершенствования правовой регламентации имущественного статуса профсоюзов подготовлен законопроект о внесении изменений в Закон о профсоюзах [4]. По мнению его разработчиков, такие изменения позволят исключить возможные злоупотребления при распоряжении имуществом профсоюзов.

В законопроекте предлагается установить конкретные правовые механизмы, введение которых создаст условия для усиления контроля за распоряжением профсоюзной собственностью. В частности, планируется установить обязательность предварительного одобрения высшим руководящим профсоюзным органом всех сделок по отчуждению недвижимого имущества профсоюзов; право любого члена профсоюза получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности соответствующего профсоюза; обязанность профсоюзов публиковать сведения о перечне принадлежащего им на праве собственности имущества и составе и структуре профсоюзных органов в средствах массовой информации и (или) в сети Интернет.

Также предлагается включить профсоюзы в число юридических лиц, обязанных публиковать бухгалтерскую отчетность в средствах массовой информации. Подобные меры позволят предупредить факты незаконного отчуждения имущества профсоюзов и обеспечить права их членов.

Реформирование гражданского законодательства

Существенный пересмотр подходов к регламентации гражданско-правового статуса профсоюзов ожидается и в связи с реформированием гражданского законодательства, осуществляемым во исполнение Указа Президента РФ от 18.07.2008 N 1108 "О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации". Разработанная Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации и подготовленный на ее основе проект федерального закона о внесении изменений в ГК РФ предусматривают подразделение юридических лиц на корпоративные и унитарные с введением некоторых унифицированных правил для каждой из групп. Предполагается, что профсоюзные организации как юридические лица будут создаваться и осуществлять свою деятельность в организационно-правовой форме общественных организаций граждан. Создаваемые ими по территориальному принципу объединения будут иметь уже принципиально иную организационную форму - ассоциации и союзы. В связи с этим гражданско-правовое положение профсоюзных организаций и их объединений будет различаться, тогда как в настоящее время все они функционируют в единой форме общественных объединений.

Также предусматривается установление минимального количества учредителей профсоюзной организации - их не может быть менее пяти. Права членов по отношению к профсоюзу как юридическому лицу планируется квалифицировать как корпоративные. К их числу отнесены права на участие в управлении имущественными делами корпорации; на получение информации об имущественной деятельности корпорации, а в случаях, предусмотренных законом или уставом корпорации, - ознакомление с ее бухгалтерской и иной документацией; на обжалование решений органов корпорации, влекущих гражданско-правовые последствия; в случаях, предусмотренных законом, - на оспаривание совершенной корпорацией сделки и заявление требований о возмещении причиненных корпорации убытков; на выход из корпорации в любое время. Порядок осуществления этих прав должен предусматриваться уставом организации.

Что касается корпоративных обязанностей членов профсоюзных организаций, то они должны участвовать в образовании имущества корпорации в порядке, размере, способом и в сроки, предусмотренные ГК РФ, иным законом или уставом; не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности корпорации; участвовать в принятии корпоративных решений, необходимых в соответствии с законом для осуществления деятельности корпорации; уплачивать предусмотренные ее уставом членские и иные имущественные взносы.

Если сейчас профсоюзы относительно самостоятельны в вопросах определения структуры органов управления, то в дальнейшем во всех общественных организациях граждан, в т. ч. профсоюзах, приобретших права юридического лица, наряду с высшим органом - общим собранием членов организации - должны будут обязательно создаваться коллегиальный (совет, правление, президиум и т. д.) и единоличный (председатель, президент и т. д.) органы. По решению общего собрания членов гражданско-правовые полномочия этих органов смогут добровольно прекращаться в случаях грубого нарушения ими своих обязанностей, обнаружившейся неспособности к надлежащему ведению дел или при наличии иных серьезных оснований. При этом по смыслу проекта полномочия в иных сферах могут быть за этими органами сохранены.

Таким образом, в перспективе регламентация гражданско-правового статуса профсоюзов должна стать более эффективной, исключающей предпосылки для злоупотреблений и спорные ситуации, связанные с нечеткостью отдельных нормативных предписаний и отсутствием их логической связи с иными законодательными положениями. В конечном итоге это будет способствовать созданию необходимых условий для осуществления профессиональными союзами своей основной деятельности в сфере социального партнерства.

Библиографический список

1. Ломакин Д. В. Корпоративные правоотношения: общая теория и практика ее применения в хозяйственных обществах. М.: Статут, 2008.

2. Вербицкая Ю. О. О делении организаций на коммерческие и некоммерческие // Корпорации и учреждения: Сб. статей / Отв. ред. М. А. Рожкова. М.: Статут, 2007.

3. Официальный сайт ВАС РФ [Электронный ресурс]. URL: arbitr. ru/presscentr/news/31202.html.

4. Проект федерального закона N 510228-5 "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" и статью 16 Федерального закона "О бухгалтерском учете" [Электронный ресурс].

Т. Сойфер

К. ю. н.,

доцент

кафедры гражданского

и семейного права

МГЮА им. О. Е.Кутафина

Подписано в печать

08.07.2011

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий