Журнал: Справочник кадровика
Год: 2008
Автор: Рабинович Алла Дмитриевна
Тема: Оплата труда
Рубрика: Оплата и нормирование труда / налогообложение
Предпосылка для начисления надбавки: северный стаж
В то время как районный коэффициент, призванный компенсировать дополнительные материальные затраты и физиологические нагрузки в связи с работой в неблагоприятных природно-климатических условиях Крайнего Севера и приравненных к нему местностей, начисляется с первого дня работы у работодателя, для установления процентных надбавок к заработной плате работнику необходимо иметь определенную продолжительность трудового стажа на Крайнем Севере или в приравненных к нему местностях. Иначе говоря, если районный коэффициент выполняет лишь компенсационную функцию, то процентная надбавка стимулирует длительную работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Процентную надбавку к заработной плате можно определить как установленную в процентном отношении к тарифной ставке, окладу (должностному окладу) выплату компенсационного характера, которую регулярно получает работник за стаж работы в суровых климатических условиях Крайнего Севера и приравненных к нему местностей.
НА № 1‘2005В основу права на получение заработной платы с учетом процентной надбавки положен стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Порядок определения и исчисления данного стажа согласно положениям ст. 314 ТК РФ устанавливается Правительством РФ в соответствии с федеральным законом. До принятия такого акта на основании ч. 1 ст. 423 ТК РФ продолжают применяться те нормы Закона РФ от 19.02.93 № 4520-I «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (далее – Закон о Севере) и иных нормативных правовых актов, которые не противоречат ТК РФ.
На сегодняшний день существует несколько нормативных актов, предусматривающих правила установления и исчисления трудового стажа для получения процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Севера.
Так, продолжает применяться постановление Совета Министров – Правительства РФ от 07.10.93 № 1012 «О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера» (далее – Постановление от 07.10.93 № 1012), принятое в целях реализации ст. 12 Закона о Севере.
Более подробно вопросы установления и исчисления трудового стажа для получения процентных надбавок отражены в разъяснении Минтруда России от 16.05.94 № 7 «О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, Республике Хакасия» (далее – Разъяснение от 16.05.94 № 7), утв. постановлением Минтруда России от 16.05.94 № 37.
В то же время перечисленные нормативные правовые акты напрямую не отвечают на вопрос, какие конкретно периоды работы или иной деятельности должны учитываться при исчислении стажа для начисления процентных надбавок. Поэтому продолжают применяться положения Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами (далее – Инструкция Минтруда РСФСР), утв. приказом Минтруда РСФСР от 22.11.90 № 2.
В настоящее время в стаж работы, дающий право на получение процентных надбавок за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, включаются периоды работы по трудовому договору, прохождения военной службы, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и другие периоды.
В стаж работы, дающий право на получение процентных надбавок к заработной плате, не включается время:
- нахождения в учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения свободы; исправительных работ без лишения свободы, отбываемых как по месту работы, так и в иных местах; предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, в течение которого гражданин в соответствии с законом о занятости был зарегистрирован в качестве безработного (за исключением периода выполнения им общественных работ), а также затраченное на проезд по направлению службы занятости населения в другую местность для трудоустройства.
При отнесении в установленном порядке отдельных территорий к районам Крайнего Севера или местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, исчисление трудового стажа для получения очередной выслуженной процентной надбавки работающим и проживающим на этих территориях производится со дня отнесения указанных территорий к районам Крайнего Севера или местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
Обратите внимание!
К гражданско-правовым относятся договоры подряда всех видов; договоры на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ и другие виды договоров, указанные в Гражданском кодексе РФ
Периоды, в течение которых гражданин выполнял работу по гражданско-правовому договору, в стаж для начисления надбавок не включаются, и на суммы оплаты работы по указанным договорам надбавки не начисляются.
В ТК РФ не предусмотрено начисление процентных надбавок к заработной плате лицам, направляемым в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из других районов в служебные командировки. Им время пребывания на Севере в стаж для выплаты надбавок не засчитывается. В то же время для работников, постоянно работающих и проживающих в северных регионах, при направлении в командировку в центральные районы страны время пребывания в служебной командировке полностью засчитывается в стаж для начисления очередной процентной надбавки.
Работникам, выезжающим для выполнения работ вахтовым методом в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из других районов, процентные надбавки к заработной плате выплачиваются в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, постоянно работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом в соответствии с ч. 6 ст. 302 ТК РФ в стаж работы, дающий право на получение льгот и компенсаций, включаются календарные дни работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и фактические дни нахождения в пути, предусмотренные графиками работы на вахте.
Прерывание стажа и спорные вопросы
НА № 1‘2007Пунктом 1 Постановления от 07.10.93 № 1012, вступившего в силу с 1 июня 1993 г., предусмотрено суммирование трудового стажа для получения процентной надбавки независимо от сроков перерыва в работе, т. е. в соответствии с действующим законодательством отсутствует зависимость между суммированием трудового стажа и перерывом в работе. В этой связи вызы-вает недоумение позиция Роструда, которая изложена в письме от 13.09.06 № 1597–6-0.
Под непрерывным трудовым стажем, являющимся основанием для выплаты процентных надбавок в районах Крайнего Севера, Федеральная служба по труду и занятости предлагает понимать периоды работы в районах Крайнего Севера, которые суммируются в установленном порядке при условии, что перерывы между этими периодами не превышают установленных законодательством сроков, а далее сделана отсылка к Инструкции Минтруда РСФСР, нормы которой таких сроков не содержат.
Кроме отсутствия зависимости между суммированием трудового стажа и перерывами в работе, Постановлением от 07.10.93 № 1012 установлено, что трудовой стаж суммируется независимо от мотивов прекращения трудовых отношений, за исключением увольнения за виновные действия. Основания расторжения трудового договора в связи с виновными действиями приведены в п. 2 Разъяснения от 16.05.94 № 7 и в п. 27 Инструкции Минтруда РСФСР.
Вопрос соответствия постановления от 07.10.93 № 1012 действующему законодательству был предметом рассмотрения Верховного Суда РФ, и его решением от 28.12.01 № ГКПИ 01–1760 заявление по оспариваемому нормативному акту в части лишения работников процентных надбавок к заработной плате при увольнении за виновные действия было оставлено без удовлетворения.
Позднее судебные органы высказали свою позицию относительно применения суммирования трудового стажа для начисления процентной надбавки.
НА № 4‘2005Так, определением Верховного Суда РФ от 23.12.04 № КАС04–596 признаны недействующими и не подлежащими применению со дня вынесения указанного решения: подп. «б» (систематическое неисполнение без уважительных причин обязанностей, возложенных трудовым договором или правилами внутреннего трудового распорядка), подп. «и» (увольнение в качестве дисциплинарного взыскания, налагаемого в порядке подчиненности или в соответствии с уставами о дисциплине) и подп. «к» (совершение работником других виновных действий, за которые законодательством предусмотрено увольнение с работы) пункта 27 Инструкции Минтруда РСФСР.
При рассмотрении гражданского дела по заявлению об оспаривании подп. «а» (осуждение работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу) п. 2 Разъяснения от 16.05.94 № 7 Верховный Суд РФ решением от 30.06.05 № ГКПИ2005–727 также признал его недействующим с 23 декабря 2004 г. А 3 августа 2006 г. решением № ГКПИ06–823 Верховный Суд РФ признал недействующим с 23 декабря 2004 г. и подп. «г» п. 27 Инструкции Минтруда РСФСР (появление на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения).
При этом Верховный Суд РФ пришел к выводу, что процентная надбавка к заработной плате является составной частью оплаты труда и по своему характеру относится не к стимулирующим выплатам за достижение определенных результатов работы, а к гарантиям и компенсациям, предоставляемым за работу в особых климатических условиях. Право на указанную надбавку поставлено в зависимость непосредственно от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом ни ТК РФ, ни Закон о Севере не связывают предоставление гарантий и компенсаций с причинами расторжения трудового договора, не предусматривают оснований, по которым может быть прекращено или ограничено возникшее у работника право на процентную надбавку к заработной плате в соответствии со стажем работы в особых климатических условиях. Фактически, указывает Верховный Суд РФ, работник привлекается к не предусмотренной законом ответственности в виде лишения его права на процентную надбавку к заработной плате за стаж работы в особых климатических условиях, что не соответствует ст. 132 ТК РФ, запрещающей какую-либо дискриминацию при установлении и изменении размеров заработной платы и других условий оплаты труда.
С решениями Верховного Суда РФ трудно не согласиться, однако позиция судебных органов вызывает вопросы.
Во-первых, не понятно, по каким причинам, признавая недействующими и не подлежащими применению подп. «б», «г», «и» и «к» п. 27 Инструкции Минтруда РСФСР, применяющейся в части, не противоречащей действующему законодательству, Верховный Суд одновременно не признал недействующими и не подлежащими применению соответствующие пункты Разъяснения от 16.05.94 № 7.
Во-вторых, признав недействующим подп. «а» п. 2 Разъяснения, предусматривавший прерывание трудового стажа для начисления надбавок в связи с прекращением трудового договора по причине осуждения работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу, Суд не посчитал дискриминационными другие подпункты п. 2 названного Разъяснения. Хотя фактически и в иных случаях, предусмотренных п. 2 Разъяснения от 16.05.94 № 7, работник привлекается к не предусмотренной законом ответственности в виде лишения его права на процентную надбавку к заработной плате за стаж работы в особых климатических условиях, что в равной степени не соответствует ст. 132 ТК РФ, запрещающей какую-либо дискриминацию при установлении и изменении размеров заработной платы и других условий оплаты труда.
Представляется, что для установления единообразия при суммировании трудового стажа, дающего право на процентную надбавку к заработной плате в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, следует внести изменение в Постановление от 07.10.93 № 1012, исключив невозможность суммирования стажа в случае увольнения за виновные действия.
Размеры надбавок
В статье 317 ТК РФ предусмотрена разработка Правительством РФ акта, определяющего размер процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и порядок ее выплаты. Вместе с тем, поскольку такой акт отсутствует, процентные надбавки продолжают начисляться и выплачиваться в порядке и размерах, предусмотренных законодательством СССР и РСФСР.
Так, еще Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.67 № 1908-VII «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» были предусмотрены и применяются до сих пор следующие правила начисления процентных надбавок за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (см. таблицу). Выплата процентной надбавки в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока предусмотрена постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС от 06.04.72 № 255 «О льготах для рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в Архангельской области, Карельской АССР и Коми АССР».
Размер процентных надбавок
Льготы для молодежи
В целях закрепления на Севере молодых специалистов ч. 2 ст. 11 Закона о Севере предусматривала возможность выплаты молодежи (лицам в возрасте до 30 лет) процентной надбавки к заработной плате в полном размере с первого дня работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если они прожили в этих районах и местностях не менее пяти лет.
НА № 11,12‘2004Принятый 22 августа 2004 г. Федеральный закон № 122-ФЗ (далее – Закон № 122-ФЗ) внес существенные коррективы в Закон о Севере. В действующей в настоящее время редакции норма о льготном исчислении надбавок для молодежи отсутствует. Однако в соответствии с п. 1 ст. 153 Закона № 122-ФЗ для лиц, у которых до 1 января 2005 г. возникло право на льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых данным Федеральным законом нормах, Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных данным законом.
Следовательно, положение молодежи, поступающей на работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях после 1 января 2005 г., не может быть ухудшено, если до 1 января 2005 г. они уже прожили в районах Севера не менее 5 лет. Что же касается лиц в возрасте до 30 лет, которые к 1 января 2005 г. не имели пятилетнего срока проживания в районах Севера, то ч. 3 ст. 1 Закона о Севере установлено следующее: гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в организациях, финансируемых из федерального бюджета, могут устанавливаться федеральными законами, в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, – законами субъектов РФ, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, – муниципальными правовыми актами, в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, – работодателем.
Федеральными органами государственной власти до сих пор не принят акт, предусматривающий выплату процентных надбавок в полном размере с первого дня работы для молодежи, поступающей на работу в организации, финансируемые из федерального бюджета. Отсутствуют подобные акты и в большинстве северных субъектов и муниципальных образований России, а там, где такие акты приняты, их содержание вызывает вопросы.
Так, часть 3 ст. 3 Закона Республики Саха (Якутия) от 18.05.05 234-З № 475-III «О размерах районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате в Республике Саха (Якутия)» предусматривает возможность выплаты процентной надбавки в полном объеме с момента начала работы лишь молодежи, не менее пяти лет прожившей в Республике Саха (Якутия), тогда как ч. 2 ст. 11 Закона о Севере предусматривала подобную возможность при пятилетнем проживании на территории любых районов Севера России. Также следует отметить, что практически не применяется льготный порядок работодателями, не относящимися к бюджетной сфере. И это при том, что молодежь и без того на протяжении ряда лет активно покидала и продолжает покидать северные районы.
Кроме того, обращает на себя внимание следующий факт. Органы государственной власти (в частности, Минздравсоцразвития России), с одной стороны, указывают, что исключение из ст. 11 части 2 следует рассматривать во взаимосвязи с преамбулой Закона № 122-ФЗ, указывающей на необходимость реализации принципа поддержки доверия граждан к закону и действиям государства путем стабильности сохранения правового регулирования, а также нормой, устанавливающей приоритет положений преамбулы над иными положениями данного Федерального закона, с другой же стороны, инициатива северных субъектов РФ о возобновлении выплаты процентной надбавки молодежи в полном размере с первого дня работы ими (в частности, Правительством РФ) не поддерживается, поскольку это повлечет за собой увеличение бюджетных расходов.
В настоящее время применяется единственное правило о льготном порядке исчисления процентной надбавки к заработной плате для молодежи в районах Севера. В соответствии с п. 1 постановления Совета Министров РСФСР от 22.10.90 № 458 «Об упорядочении компенсаций гражданам, проживающим в районах Севера» и п. 16 Инструкции Минтруда РСФСР молодежи (лицам в возрасте до 30 лет), прожившей не менее одного года в районах Крайнего Севера и вступающей в трудовые отношения, надбавки к заработной плате начисляются в размере 20 % по истечении первых 6 месяцев работы с увеличением на 20 % за каждые последующие 6 месяцев, и по достижении 60 %-ной надбавки – последние по 20 % за год работы, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, – в размере 10 % за каждые 6 месяцев работы. Общий размер выплачиваемых указанным работникам надбавок не может превышать пределов, предусмотренных действующим законодательством.
Таким образом, гражданин, проживший хотя бы один год до поступления на работу в районах Севера, выслужит процентную надбавку в полном размере не через 5 лет работы, а в два раза быстрее – через 2,5 года. Если же молодой работник до поступления на работу не проживал в районах Севера, льготное исчисление стажа производится после того, как исполнится первый год его работы и проживания в указанных местностях.
Проживание в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях лиц в возрасте до 30 лет учитывается независимо от того, когда это имело место. В тех случаях, когда имело место неоднократное проживание в этих местностях небольшой или иной продолжительности, время проживания суммируется.
Процентные надбавки начисляются на фактический месячный заработок работника, в который не включается лишь выплата по районному коэффициенту, и все виды выплат по среднему заработку.
Ряд вопросов возникает в связи с перерасчетом процентных надбавок при переходе работников, имеющих стаж для их получения, на работу в организации, расположенные в других районах и местностях, где также установлены процентные надбавки.
Основные правила перерасчета процентных надбавок изложены в Разъяснении от 16.05.94 № 7. При этом перерасчет надбавок производится пропорционально времени, проработанному в соответствующем северном районе.
Например, при переходе из районов Крайнего Севера в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, размер процентных надбавок устанавливается из расчета одной 10 %-ной надбавки за каждые 12 месяцев, проработанные в районах Крайнего Севера.
Работник, имеющий стаж работы в Якутске (район Крайнего Севера) 2 года и получающий 40 %-ную надбавку, уволился, а затем поступил на работу на предприятие, расположенное в Сыктывкаре (местность, приравненная к району Крайнего Севера).
Ему должна быть начислена надбавка согласно расчету:
24 месяца: 12 месяцев х 10 % = 20 %
Следующая 10 %-ная надбавка работнику начисляется в общем порядке через один год работы в Сыктывкаре.
В случаях перехода на работу из местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в районы Крайнего Севера сумма надбавок (в процентном исчислении), начисленная за полные годы работы, сохраняется в прежнем размере, а за проработанные сверх этого месяцы – дополнительно пропорционально их количеству.
Работник, проработавший 4 года в Сыктывкаре, при переводе на работу в Якутск должен получить 40 %-ную надбавку, а следующая 10 %-ная надбавка будет ему начислена в общем порядке – через 6 месяцев работы.
Уже более десяти лет в средствах массовой информации активно обсуждается необходимость реформирования системы районного регулирования оплаты труда. Специалисты НИИ труда и социального страхования и других научно-исследовательских институтов высказывают различные мнения: от необходимости полной отмены процентных надбавок к заработной плате до целесообразности их выплаты с первых дней работы всем работникам в одинаковом размере. Также нередко указывают на необходимость выплаты процентных надбавок к заработной плате в период адаптации к природно-климатическим условиям Севера (в течение двух-трех лет), а также на возможность построения снижающейся шкалы процентных надбавок, предусматривающей существенное снижение или полную ликвидацию компенсаций по истечении 10–15 лет работы в районах Севера.
Представляется, что действующая система выплаты процентных надбавок, сформированная еще в 20-х годах прошлого столетия и существенно не изменявшаяся почти 80 лет, оправдала себя и вполне может применяться и в дальнейшем. Однако в связи с проведением работы по районированию Севера и выделению зон дискомфортности / комфортности проживания, по всей видимости, Правительству РФ потребуется дифференцировать размер надбавок по зонам дискомфортности проживания.
Поделиться