Принимаем на работу трудовых мигрантов из стран снг

"Кадровый вопрос", 2011, N 7

ПРИНИМАЕМ НА РАБОТУ ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ ИЗ СТРАН СНГ

Не секрет, что в России наблюдается стремительная убыль трудоспособного населения. Правительство намерено решить данную проблему путем повышения пенсионного возраста, но данная мера может дать лишь кратковременный эффект, поэтому основным источником пополнения трудовых ресурсов нашей страны остается иммиграция. Подавляющая часть трудовых мигрантов - иностранцев состоит из граждан стран СНГ. Для иностранных граждан, прибывающих в безвизовом порядке из стран СНГ (кроме Туркменистана и Грузии), действует упрощенный порядок миграционного учета.

Определяет правовое положение иностранных граждан в РФ, а также регулирует отношения в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в России и осуществлением ими на территории РФ трудовой деятельности Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ), согласно которому иностранный работник - это иностранный гражданин, временно пребывающий в РФ и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность (п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ).

Документы, необходимые для приема иностранца на работу

Работодатель, вступающий в трудовые отношения с иностранным работником, должен проверить наличие и соответствие данных следующих документов:

1) документ, удостоверяющий личность данного иностранного гражданина и признаваемый РФ в этом качестве (паспорт или иной документ);

2) миграционная карта;

3) отрывная часть бланка уведомления о миграционном учете. В случае отсутствия у мигранта данного документа работодатель самостоятельно осуществляет постановку иностранного гражданина на учет по месту пребывания;

4) разрешение на работу, подлинность можно проверить на сайте ФМС России.

Кроме того, работодатель обязан завести на иностранного работника трудовую книжку установленного в РФ образца (в случае ее отсутствия).

Миграционный учет и миграционная карта

Миграционная карта - это документ, содержащий сведения о въезжающих или прибывших в РФ иностранном гражданине или лице без гражданства и о сроке их временного пребывания в РФ, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в РФ, а также служащий для контроля за временным пребыванием в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства (п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ). Миграционный учет иностранных граждан осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Закон N 109-ФЗ). Основанием для постановки на миграционный учет является факт въезда или выезда иностранца. Органы пограничного контроля в пунктах пропуска через границу РФ в течение суток сообщают в органы миграционного учета сведения о фактах въезда в РФ либо выезда из РФ иностранного гражданина. В карте указываются:

1) предельный срок пребывания мигранта;

2) проставляется отметка пограничной службы ФСБ России о дате въезда в страну;

3) указывается цель визита в РФ, в данном случае - "работа", иначе невозможно будет получить разрешение на работу.

Иностранный гражданин по истечении семи рабочих дней со дня прибытия подлежит постановке на учет по месту пребывания. Постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом миграционного учета уведомлений об их прибытии в место пребывания, представляемых в соответствии со ст. 22 Закона N 109-ФЗ. Для этого иностранный гражданин по прибытии в место пребывания предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий его личность и признаваемый РФ в этом качестве, а также миграционную карту; после направления принимающей стороной уведомления о его прибытии в место пребывания получает от нее отрывную часть бланка указанного уведомления. Принимающая сторона с соблюдением семидневного срока представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета и передает иностранному гражданину отрывную часть бланка уведомления. Таким образом, работодатель, принимающий на работу иностранца, в случае если последний не состоит на миграционном учете по месту пребывания, должен осуществить такую постановку. Кроме того, работодателю придется уведомлять миграционную службу (в семидневный срок) обо всех изменениях данных о мигранте (например, о получении им нового разрешения на работу, продлении с ним договора на новый срок), а в случае расторжения договора снимать мигранта с учета.

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, получившего миграционную карту, составляет не более девяноста суток со дня получения миграционной карты (ст. 37 Закона N 115-ФЗ).

Далее, в случае трудоустройства и получения разрешения на работу срок пребывания равен сроку действия договора, но не более 1 года с момента въезда. До истечения срока пребывания иностранцу придется выехать из РФ, въехать обратно и снова оформлять все документы.

Разрешение на работу

Разрешение на работу иностранному гражданину, прибывшему в РФ в порядке, не требующем получения визы, выдается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом на основании следующих документов (ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ):

1) заявление иностранного гражданина о выдаче ему разрешения на работу;

2) документ, удостоверяющий личность данного иностранного гражданина и признаваемый РФ в этом качестве;

3) миграционная карта с отметкой органа пограничного контроля о въезде данного иностранного гражданина в РФ или с отметкой территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о выдаче данному иностранному гражданину указанной миграционной карты;

4) квитанция об уплате государственной пошлины за выдачу данному иностранному гражданину разрешения на работу;

5) трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), заключенные и оформленные в соответствии с законодательством РФ (при наличии).

Разрешение на работу выдается иностранному гражданину:

1) на срок временного пребывания;

2) на срок действия заключенного иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), но не более чем на один год со дня въезда иностранного гражданина в РФ.

Заявление о выдаче иностранному гражданину, прибывшему в РФ в порядке, не требующем получения визы, разрешения на работу подается лично либо через организацию, в установленном порядке осуществляющую трудоустройство иностранных граждан в РФ.

Следует отметить, что разрешение на работу действует только в том субъекте РФ, на территории которого иностранному гражданину выдано разрешение на работу (п. п. 4.2, 5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).

В течение тридцати суток со дня получения такого разрешения иностранный гражданин должен представить в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции документы, подтверждающие отсутствие у него заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем (например, наркомания), утверждаемым Правительством РФ, а также сертификат об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) (п. 8 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ).

Разрешения на привлечение

и использование иностранных работников

Работодатели или заказчики работ (услуг) вправе привлекать и использовать для ведения трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в РФ в безвизовом порядке и имеющих разрешение на работу, без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников (пп. 1 п. 4.5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).

Уведомление о трудовых отношениях с иностранцем

Работодатель обязан уведомлять в трехдневный срок территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ, о следующем (п. 9 ст. 13.1 Закона 115-ФЗ):

а) о заключении с иностранными работниками трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг);

б) о расторжении с иностранными работниками трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг);

в) о предоставлении иностранным работникам отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.

Ответственность

Привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина при отсутствии у него разрешения на работу влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 25 до 50 тыс. руб., на юридических лиц - от 250 до 800 тыс. руб. либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ). Примечательно то, что под привлечением к трудовой деятельности понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда гражданина. Таким образом, отсутствие трудового договора с работником в письменной форме не освобождает работодателя от административной ответственности за нарушение миграционного законодательства.

За неуведомление работодателем о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ, грозит административная ответственность по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ в виде административного штрафа на граждан в размере от 2 до 5 тыс. руб.; на должностных лиц - от 35 до 50 тыс. руб.; на юридических лиц - от 400 до 800 тыс. руб. либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Кроме того, для компаний и предпринимателей, занимающихся определенными видами деятельности (например, розничной торговля алкоголем, включая пиво (код ОКВЭД 52.25.1); розничной торговля фармацевтическими товарами (код 52.31); торговлей в палатках и на рынках (код 52.62); прочей розничной торговлей вне магазинов (код 52.63)) введен полный запрет на наем временно пребывающих в РФ иностранцев (Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2010 г. N 947 "Об установлении на 2011 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли и в области спорта на территории Российской Федерации", Разъяснения Минздравсоцразвития России от 24 января 2011 г.). Запрет носит абсолютный характер и распространяется даже на те компании и предпринимателей, которые фактически не осуществляют указанные выше виды деятельности, но они поименованы в учредительных документах или в ЕГРЮЛ/ЕГРИП. Не следует пренебрегать данной нормой, так как административный штраф составляет (ч. 1 ст. 18.17 КоАП РФ):

- для граждан - от 2 до 4 тыс. руб.;

- для должностных лиц - от 45 до 50 тыс. руб.;

- для юридических лиц - от 800 тыс. до 1 млн руб. либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

НДФЛ

Оплату труда иностранным работникам необходимо облагать НДФЛ по ставке 30%. При этом, если работник находится на территории РФ более 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев, налог необходимо пересчитать исходя из ставки 13%. Срок фактического пребывания на территории РФ отсчитывается со дня следующего за днем прибытия в РФ, и до дня отъезда. Для иностранного гражданина, прибывшего в безвизовом режиме, основанием для подтверждения срока нахождения на территории РФ являются следующие документы:

1) миграционная карта;

2) табель учета рабочего времени;

3) справка с предыдущего места работы с приложением выписки из табеля учета рабочего времени;

4) квитанции или счета о проживании в гостинице;

5) другие документы, на основании которых можно установить длительность фактического нахождения физического лица в РФ.

Граждане Беларуси являются исключением, так как их доходы можно облагать по ставке 13% сразу же. При этом в случае нахождения работника - гражданина Беларуси на территории РФ менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев он не считается налоговым резидентом и в этом случае НДФЛ исчисляется по ставке 30% как для нерезидента на основании п. 3 ст. 224 НК РФ (Протокол от 24 января 2006 г. к Соглашению между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 21 апреля 1995 г. "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество").

Е. Перевозчикова

Эксперт журнала

Подписано в печать

10.09.2011

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1