Принципы делового совершенства

Базовые (ключевые) ценности — это устойчивые к изменениям руководящие принципы и основы любой организации, обязательные для ее долговременного существования. Это основные и неизменные нормы. Наличие таких ценностей положительно сказывается на действиях сотрудников и усиливает их преданность. Эти ценности определяют, как люди должны работать и способствовать организационному успеху.

Базовая идеология — самое значимое достижение основателей компании и менеджеров. Она служит основой для сплочения компании, особенно в периоды роста, децентрализации, глобального расширения деятельности и формирования разнородных организационных единиц.

По результатам исследований в области управления можно сформулировать следующие принципы базовых идеологий, которые можно назвать принципами делового совершенства.

1. Четко выстроенная миссия компании и продуманная философия менеджмента. Этот принцип помогает сплотить сотрудников в команду, объединенную одной идеей. Общность создает комфортную психологическую атмосферу для деятельности, формирует сильный нематериальный стимул, хорошо дополняет сотрудничество на основе материальной выгоды и способствует достижению положительного синергетического эффекта.

2. Определение перспективы. Данный принцип помогает эффективно прогнозировать и планировать будущую деятельность, что делает ясным для сотрудников направление, в котором движется компания.

3. Обозначение оптимальной стратегии производства и маркетинга. Стратегия компании, ориентированной на выпуск конкурентной продукции, должна учитывать как производство, так и маркетинговую деятельность — особенно стратегический маркетинг. Находясь в тесной взаимосвязи друг с другом, эти два направления обеспечат создание востребованной потребителем продукции.

4. Приоритетность качества. При недостаточном качестве продукции не привлекает даже низкая цена на продукцию или услуги. Кроме того, качество — существенный показатель конкурентоспособности организации. Качественная работа — это производство актуальной в данное время продукции, сопровождаемой высоким уровнем сервиса, послепродажным обслуживанием, эстетичностью и современностью оформления.

5. Креативный подход к созданию новой продукции. Чтобы сделать продукцию привлекательной и мотивировать покупателя регулярно ее приобретать, необходимо постоянно подогревать интерес к товару, выпускаемому компанией. В ходе разработки новых видов продукции следует учитывать не только идеи сотрудников компании, но и пожелания потребителей.

6. Управление сроками разработки и постановки на производство новой продукции. Принцип является ключевым в завоевании компанией конкурентных преимуществ. Кто сумел первым выйти на рынок с новым товаром, тот имеет возможность некоторое время продавать его по более высокой цене. Если компания ориентирована на производство трудно копируемой продукции, тогда период разработки и производства может быть более длительным, но и конкурентоспособность будет долгосрочной.

7. Оптимальное управление затратами. Для обеспечения прибыльности компании необходимо тщательно контролировать постоянные и переменные затраты, трансакционные издержки, стремиться к сокращению любых потерь производственной деятельности.

8. Совершенствование технологий. Развитие технологий является главной движущей силой инноваций, поэтому управление ими должно осуществляться постоянно. Основное внимание следует уделять ключевым технологиям. Хорошим решением может быть разработка собственного оригинального производственного оборудования.

9. Благоприятные отношения с потребителями. С потребителями продуктивно сотрудничать поможет менеджмент качества, позволяющий использовать поступающие рекламации (претензии) в целях развития и совершенствования компании. Чтобы со временем отношения с потребителями не превратились в формальность, их следует постоянно развивать: проводить анкетирования, опросы, разнообразить способы предложения продукции и обеспечивать дополнительным сервисом.

10. Уважительное отношение к сотрудникам. Сотрудники — это самый ценный капитал организации: они формируют и поддерживают корпоративную культуру, посредством своего труда вносят вклад в развитие компании. Задача руководителей — создать условия для раскрытия всего потенциала работников и максимальной отдачи на всех уровнях, а не только в пределах служебных обязанностей. Политика обучения сотрудников и управление знаниями компании подчеркивает отношение к персоналу как к многогранным, талантливым людям с желанием постоянного профессионального роста.

11. Инновационность в управлении. Внешние условия, в которых существуют современные компании, характеризуются быстрыми изменениями. Поэтому требуется постоянный поиск и внедрение организационно-управленческих и производственно-технологических инноваций.

12. Корпоративная культура, нацеленная на повышение активности работников. Условиями для интенсивного профессионального роста работников являются многоуровневые системы стимулирования, социальные пакеты и корпоративные мероприятия, вписанные в общую философию компании.

Три основных принципа развития управления, которые способствуют совершенствованию в организации менеджмента и переходу его на более высокий качественный уровень:

  1. Совершенствование управления следует начать с преобразования исходных начал, определяющих создание и функционирование управления, независимо от причин необходимости изменений в управлении.
  2. Цели и задачи, стоящие перед организацией, —основные ориентиры направленности изменений в управлении.
  3. Персонал организации является субъективным фактором любого преобразования управления; он может стимулировать и ограничивать изменения.

Oльгa Bладимиpoвна Koжeвина — доктор экономических наук, пpoфесcор, заведующая кафедрой мeнeджмeнта Aлтaйскoго государственного университета, эксперт центра дистанционного образования «Элитариум»

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1