Принцип «горячей плиты» в менеджменте

Принцип горячей плиты – это общепринятая концепция менеджмента. Она была предложена Дугласом Мюрреем МакГрегором в начале 60-х годов прошлого века. МакГрегор был довольно влиятельной личностью в мире менеджмента. Его книга «Человеческая сторона предприятия», опубликованная в 1960 году, оказала сильное влияние на образовательные стандарты в отрасли.

Принцип горячей плиты проводит аналогию между нарушением дисциплины в компании и прикосновением к раскаленной плите. По сути, МакГрегор продемонстрировал, как работодатель может налагать дисциплинарные взыскания на своих сотрудников, не провоцируя у них чувства обиды или раздражения. Основная идея этого принципа заключается в том, что рациональную и эффективную дисциплину работников можно поддерживать, наказывая их за нарушение дисциплины подобно тому, как если бы они прикасались к горячей плите.

Особенности теории

Обращаясь к образу плиты, МакГрегор выделил четыре главные особенности своей концепции.

Предостережение

 «Любой человек, знающий о последствиях прикосновения к раскаленной плите, никогда не подумает этого делать».

Никто не захочет испытывать последствия нарушения политики или норм компании после четкого и ясного предупреждения о них.

Немедленные последствия

 «Если вы дотронетесь до раскаленной плиты, вы сразу же обожжетесь. Неважно, сделаете ли вы это впервые или просто по незнанию – вы в любом случае обожжетесь, как только дотронетесь до нее».

Эффективные дисциплинарные меры должны быть приняты незамедлительно, чтобы человек мог видеть четкую связь между нарушением и реакцией на него.

Постоянство

 «Неважно, сколько раз вы дотронетесь до горячей плиты – она всегда будет вас обжигать».

Дисциплинарное взыскание не должно слабеть, если аналогичный проступок совершен повторно. Проще говоря, вы будете подвергаться наказанию всякий раз, когда будете совершать ошибку.

Отсутствие исключений

 «Любой, кто прикоснется к плите, непременно получит ожог».

Дисциплинарная ответственность должна быть связана с проступком, а не лицом, которое его совершает. Любой, кто нарушает политику компании, должен нести ответственность за наказание – вне зависимости от занимаемой должности.

Что важно помнить

  • Работодатель обязан донести до своих сотрудников все правила и положения компании.
  • Сотрудники должны быть заранее предупреждены о дисциплинарных мерах.
  • Сотрудникам следует предоставить кодекс поведения и политику компании, чтобы они не могли отрицать знание принятых в ней норм.
  • Дисциплинарные меры должны приниматься немедленно. Компания не должна игнорировать какие-либо акты агрессии или ждать наиболее удобного момента для принятия дисциплинарных мер.
  • Дисциплинарные меры должны быть одинаковыми для всех сотрудников, независимо от того, какую должность человек занимает или в каких отношениях он находится с руководством.
  • По своему характеру дисциплинарные меры должны быть гибкими и прогрессивными, при этом уровень наказания должен зависеть от серьезности и частоты совершения проступка.
  • Компания не должна проявлять чрезмерную снисходительность, пытаясь направить сотрудников «на путь истинный», иначе они будут нарушать правила еще охотнее.
  • Компания также не должна быть чрезмерно резкой, потому что это создает недовольство внутри коллектива.
  • После принятия дисциплинарных мер руководитель должен демонстрировать обычное поведение и отношение к сотрудникам.
  • Дисциплинарные меры никогда не должны использоваться в качестве способа удовлетворения личных прихотей.

trainingtechnology.ru

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1