Повременная и сдельно-премиальная формы оплаты труда ремонтно-обслуживающих рабочих автотранспортных предприятий

"Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2010, N 10

Повременная и сдельно-премиальная формы оплаты труда ремонтно-обслуживающих рабочих автотранспортных предприятий

Для оплаты труда ремонтных рабочих существуют две формы заработной платы - сдельная и повременная. О выборе той или иной формы и системы (разновидности) на основе учета условий производства и экономической эффективности ее применения рассказывает автор <1>.

--------------------------------

<1> Полный вариант опубликован в журнале "Нормирование и оплата труда на автомобильном транспорте", N N 6 - 8, 2010.

Одним из путей улучшения работы технической службы автотранспортного предприятия, вне зависимости от формы его собственности, является применение таких форм и методов материального стимулирования, которые бы в наибольшей степени заинтересовывали ремонтных рабочих в повышении производительности труда и улучшении качества выполняемых работ.

Для оплаты труда ремонтных рабочих существуют две формы заработной платы - сдельная и повременная. Каждая из них имеет ряд разновидностей, которые отличаются принципами построения и условиями наиболее эффективного их применения. Выбор той или иной формы и системы (разновидности) оплаты труда базируется на учете условий производства и экономической эффективности ее применения.

Как сдельная, так и повременная оплата может быть индивидуальной или бригадной (коллективной). За последние годы коллективная оплата труда получила на автомобильном транспорте большое распространение, что обусловлено развитием коллективных форм организации труда, поточных методов, требующих коллективных усилий по поддержанию ритма, а также повышением ответственности рабочих за общие результаты работы коллектива.

В последнее время на многих предприятиях автомобильного транспорта, вне зависимости от их форм собственности, ведутся поиски таких форм материального стимулирования ремонтно-обслуживающих рабочих, которые создавали бы материальную заинтересованность в сокращении сроков простоя подвижного состава в ремонте и техническом обслуживании автомобилей, улучшении качества выполняемых работ меньшей численностью ремонтных рабочих и без привлечения к участию в ремонте водителей автомобилей.

Применяемые в настоящее время в автотранспортных предприятиях системы оплаты труда и условия премирования ремонтных рабочих носят самый разнообразный характер, и это вполне закономерно, так как формы организации технического обслуживания и ремонта автомобилей не во всех предприятиях одинаковы. На одних автотранспортных предприятиях техническое обслуживание осуществляется на потоке, применяется диагностика; в таких предприятиях коэффициент выпуска автомобилей на линию достигнут достаточно высокий и стабильный - 0,8 и более. На других, преимущественно небольших предприятиях, где отсутствует еще надлежащая производственная база, нет достаточных средств механизации, техническое обслуживание осуществляется на неблагоустроенных смотровых канавах, коэффициент выпуска составляет 0,5 - 0,55. Практика показывает, что малых предприятий в условиях рыночной экономики становится все больше, и большинство автотранспортных предприятий, занимающихся перевозками грузов, являются частными.

Если на одних автотранспортных предприятиях наиболее эффективной формой оплаты труда ремонтных рабочих является сдельно-премиальная система оплаты труда по укрупненным расценкам за техническое обслуживание автомобиля или косвенная сдельная система оплаты труда по расценкам за автомобиле день (смену) работы подвижного состава на линии, то на других предприятиях, где надлежащим образом поставлены учет и контроль за выполнением нормированных заданий, дает положительные результаты повременно-премиальная система оплаты труда.

Практика показала, что механический подход в выборе системы оплата труда ремонтных рабочих не дает положительного результата. Поэтому каждое предприятие при выборе системы оплаты труда должно исходить из конкретных условий организации ремонта и технического обслуживания, производственных и других условий работы предприятия и устанавливать такую систему, которая будет максимально заинтересовывать рабочих в повышении производительности труда и улучшении качества выполняемых работ.

На передовых автотранспортных предприятиях вопросы оплаты труда ремонтных рабочих решают в комплексе с вопросами организации технического обслуживания и ремонта автомобилей. Разрабатывается рациональная технология, оснащаются рабочие места на основе типовых проектов современной организации труда, нормируется труд, повышаются квалификация и профессиональное мастерство рабочих.

В данной работе рассматриваются формы оплаты и премирования труда, которые обеспечивают материальную заинтересованность ремонтных рабочих в сокращении срока пребывания автомобилей и прицепов в ремонте, в строгом соблюдении графика выпуска автомобилей на линию и их бесперебойной работе, в выполнении в полном объеме технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей.

Анализ применения систем оплаты труда

Успешная работа автотранспортных предприятий (АТП) во многом зависит от уровня организации производства технического обслуживания и ремонта подвижного состава и труда ремонтных рабочих.

Совершенствование организации производства и труда требует обязательного внедрения прогрессивных форм оплаты труда, которые смогут наиболее полно заинтересовать ремонтных рабочих в своевременном и качественном выполнении всех видов работ.

ГУП "Центроргтрудавтотранс" был обследован ряд грузовых и пассажирских АТП, работающих в условиях рынка, и проведен анализ эффективности применяемых систем оплаты труда рабочих, занятых производством технического обслуживания и ремонта подвижного состава.

Обследование показало, что в АТП, где применяется рациональная технология технического обслуживания и ремонта, рабочие места оснащены на основе типовых проектов, труд ремонтных рабочих нормируется и осуществляется строгий контроль за использованием рабочего времени, применяемые системы оплаты труда, как правило, дают положительные результаты. Так, перевод на сдельно-премиальную оплату труда по укрупненным нормам времени за единицу ТО ремонтно-обслуживающих рабочих двух пассажирских автоколонн Московской области позволил коэффициент технической готовности автобусов довести до 0,912. При неуклонном росте производительности труда ремонтных рабочих их количество, приходящееся на 1 автомобиль, составляет 0,7 чел. Кроме того, резко снизилось привлечение водителей к участию в ремонте.

В настоящее время во многих автотранспортных предприятиях премирование всех ремонтно-обслуживающих рабочих производится за выполнение и перевыполнение планового коэффициента выпуска автомобилей за линию.

Как показала практика, эта система премирования не учитывает в полной мере качество ремонта и своевременное проведение предусмотренных графиком технических обслуживаний N 1 и N 2.

Более того, создается такая обстановка, при которой ради выполнения планового коэффициента выпуска зачастую автомобили не ставятся по графику в ТО-2, а при текущем ремонте быстрее "выталкиваются" на линию.

Премирование всех ремонтных рабочих за выполнение и перевыполнение планового коэффициента выпуска автомобилей на линию в начале действия данного премиального положения оказывает некоторое влияние на рост коэффициента выпуска, однако в дальнейшем из-за вышеперечисленных недостатков это влияние не наблюдается.

Анализ показывает, что применяемая в ряде автотранспортных предприятий система премирования за выполнение и перевыполнение планового коэффициента выпуска автомобилей на линию положительных результатов не дала.

Сдельно-премиальная система оплаты труда ремонтных рабочих по укрупненным нормам и сдельным расценкам за единицу ТО-1 и ТО-2 в целом дает положительные результаты. Однако в тех автотранспортных предприятиях, где размер премии за выполнение нормированных заданий и качественных показателей не ощутим, а механизации трудоемких процессов и внедрению мероприятий организации труда не уделяется должного внимания, как правило, сокращение численности ремонтных рабочих не происходит. Перевыполнение норм выработки в этом случае происходит за счет неоправданного завышения норм времени или невыполнения обязательного объема работ, что ведет к снижению качества обслуживания и неоправданно высокому заработку. Например, в отдельных автотранспортных предприятиях при проведении ТО-2 удельный вес сопутствующих ремонтов составлял 30 - 40% вместо 15 - 20%, определенных Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта. В результате указанных нарушений в ряде АТП нормы выработки по ремонтным рабочим выполняются на 150 и более процентов. Вместе с тем на отдельных автотранспортных предприятиях значительное количество ремонтных рабочих не выполняют установленных норм и заданий. Невыполнение установленных норм и заданий ремонтными рабочими объясняется отчасти неудовлетворительными условиями организации труда, низкой квалификацией, частой сменяемостью кадров.

Несовершенные системы оплаты труда сказываются и на закреплении рабочих кадров.

Премиальные положения, применяемые на большинстве автотранспортных предприятий, не предусматривают стимулирование ремонтных рабочих за техническое обслуживание и ремонт автомобилей, осуществляемые без привлечения водителей.

Можно с уверенностью сказать, что отсутствие зависимости премирования рабочих от результатов труда превращает премию в механическую надбавку к заработной плате и приводит к снижению производительности труда рабочих.

Как показывает анализ действующих систем оплаты труда ремонтно-обслуживающих рабочих в автотранспортных предприятиях, не нашли должного применения доплаты рабочим за совмещение профессий, расширение зон обслуживания, а также за выполнение обязанностей отсутствующих рабочих. Доплата рабочим за совмещение профессий, расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ должна производиться в случаях, когда работник в течение установленной продолжительности рабочего дня обеспечивает качественное и своевременное выполнение обязанностей по основной и совмещаемой работе или увеличенный объем работ.

Доплата производится за счет экономии фонда заработной платы, полученной от высвобождения численности работников.

Размер доплаты за совмещение профессий или увеличение объема работ устанавливается в зависимости от сложности, характера и объема дополнительно выполняемых работ, качества применяемых нормативов, степени использования рабочего времени.

Многие автотранспортные предприятия недооценивают стимулирующую роль материального поощрения в целях усиления заинтересованности ремонтных рабочих в увеличении выпуска автомобилей на линию, улучшении качества ремонта автомобилей и повышении производительности труда. В целом по автотранспортным предприятиям премия из фонда материального поощрения в заработной плате ремонтных рабочих составляет 4 - 5%.

Системы оплаты труда, показатели и размеры премирования ремонтных рабочих не являются чем-то постоянным. Они должны своевременно отражать происходящие изменения в совершенствовании технологии выполняемых работ, организации труда, в уровне производительности труда и достигнутых показателей как в целом по предприятию, так и по отдельным группам рабочих. В ряде автотранспортных предприятий система оплаты труда, показатели премирования, размеры премирования, несмотря на происшедшие изменения, в течение 5 - 7 лет не пересматривались.

Как показывает практика, экономически обоснованные системы оплаты труда в сочетании с четкой организацией работы технической службы являются мощным рычагом в повышении технико-экономических показателей работы предприятия, стабилизации кадров ремонтно-обслуживающих рабочих.

Повременная оплата труда

Повременная оплата труда включает несколько разновидностей.

Простая повременная оплата основана на исчислении заработной платы рабочему по часовой (дневной) тарифной ставке присвоенного ему разряда, перемноженной на число фактически отработанных табельных часов (дней). Ввиду недостаточного стимулирующего влияния на количество и качество труда повременщика эта система практически не применяется.

Наиболее широкое распространение среди разновидностей повременной оплаты получила повременно-премиальная система. При этой системе помимо тарифного заработка рабочий получает премию за достижение определенных количественных и качественных показателей.

Руководители предприятий и организаций по согласованию с комитетами профсоюза могут производить оплату труда рабочих - повременщиков по тарифным ставкам рабочих-сдельщиков при условии их работы по межотраслевым, отраслевым и другим технически обоснованным нормативам трудовых затрат (нормированным заданиям, нормам обслуживания и нормативам численности).

Установление нормированных заданий имеет своей целью обеспечение высокого уровня производительности труда рабочих-повременщиков и позволяет конкретизировать их трудовые функции и результаты труда.

Выдача нормированных заданий и хорошо поставленный учет их выполнения способствуют более эффективному использованию рабочего времени, ускорению темпов роста производительности труда, высвобождению численности рабочих и повышению качества выполняемых работ.

Нормированное задание представляет собой установленный объем работ, который должен выполнить рабочий или группа рабочих за определенный период времени или время, в течение которого необходимо выполнить заданный объем работ на основе межотраслевых и отраслевых и других технически обоснованных норм времени на ремонт и техническое обслуживание подвижного состава.

В зависимости от специфики производства объем выполняемых работ, устанавливаемый нормированным заданием, может быть выражен в трудовых (нормо-часах) или натуральных показателях, например в количестве деталей, узлов или агрегатов, подлежащих ремонту и сдаче на склад. Применение нормированных заданий в условиях повременной оплаты труда позволяет не только поставить заработок рабочего в зависимость от величины проработанного времени, но и увязать его с качественными и количественными характеристиками вложенного труда. Тем самым создаются условия для ликвидации уравнительности в оплате труда, труд рабочего-повременщика приближается по напряженности к труду рабочего-сдельщика, появляется возможность стимулирования производительности труда.

Нормированное задание является основным документом для нормирования и учета объема работ, выполняемых производственной бригадой или отдельными рабочими. Нормированные задания должны задаваться до начала работы в человеко-часах и натуральных измерителях (количество агрегатов, узлов и т. д.)

При выдаче нормированных заданий рекомендуется определять объемы работ каждому исполнителю (бригаде) в соответствии с установленными нормами, нормативами и количеством рабочих дней (часов) в планируемом периоде.

Нормированное задание целесообразно выдавать ежедневно; при невозможности установления ежедневного задания оно может выдаваться на более длительный период.

По окончании каждой работы инженер по труду, нормировщик, начальник (мастер) производственного участка (цеха) проставляют в задание нормированное время на фактически выполненный объем.

Процент выполнения нормированного задания и премия по бригаде определяются ежедневно. После окончания работ все нормированные задания рабочего-повременщика (бригады) сдаются инженеру по труду и заработной плате, который регулярно заносит в справку по каждому рабочему процент премии за выполнение и перевыполнение нормированного задания по числам месяца, а после окончания месяца производит расчет среднего процента премии к тарифу за отработанное время и размер премии за месяц.

Форма нормированных заданий устанавливается в зависимости от характера выполняемых работ бригадами рабочих или отдельными рабочими.

Опыт показал, что по степени стабильности и повторяемости работ и, соответственно, методам установления нормированных заданий рабочие повременщики могут быть подразделены на 2 группы:

Рабочие, выполняющие стабильные по составу работы, объемы и состав которых могут быть заранее определены;

Рабочие, у которых часть выполняемых работ имеет нестабильный характер, а объем и состав этих работ не могут быть определены.

Вследствие этого по характеру выполняемых работ ремонтно-обслуживающих рабочих автотранспортных предприятий следует также распределять на две группы.

1-я группа рабочих, выполняющих стабильные по составу работы, - это рабочие, выполняющие техническое обслуживание и работы по разборке, ремонту, сборке и испытанию агрегатов и узлов, а также по ремонту и изготовлению деталей на ремонтных участках. Нормированное задание рабочим этой группы рекомендуется выдавать по форме (табл. 1).

Таблица 1

Нормированное задание рабочему (бригаде)

Зона ТО Мастер ___________ Участок ____________

Бригадир _______

Количество человек в бригаде

Дата ___________

N
п/п

Гаражный
номер

Содержание
работ

Задание

Выполнение

Объем
работы
(кол-во
автомобилей
или
прицепов
агрегатов,
узлов или
деталей)

Норма
времени
на
единицу,
чел.-
час.

За
данный
объем
работы,
чел.-
час.

Фактически
выполненный
объем
работы, ед.

Фактически
выполненный
объем
работы,
чел.-час.

Выполнение
нормированного
задания, %

Премия за
выполнение
нормированного
задания, %

Штамп
ОТК или
подпись

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

112

ТО-2 а/м
ЗИЛ-4331

2

13,92

27,84

1

13,92

2

125

ТО-2
N прицепа
ИАПЗ-754

1

5,52

5,52

-

-

3

10

ТО-2 а/м
МАЗ-642205

1

17,16

17,16

1

17,16

4

70

ТО-2
прицепа
МАЗ-520А

1

5,40

5,40

1

5,40

5

101

ТО-2 а/м
УАЗ-3303

-

-

-

1

9,24

6

105

ТО-2 а/м
ГАЗ-3302

-

-

-

1

10,92

55,92

56,64

101,2

11,2

Мастер _________________ (подпись)

Нормировщик _________________ (подпись)

Примечание. В пример расчета нормированного задания заложена продолжительность рабочего дня 8 часов.

Вторая группа рабочих, выполняющих работы с нестабильным составом, - это рабочие, выполняющие текущий ремонт подвижного состава на постах текущего ремонта. Нормированные задания рабочим этой группы рекомендуется выдавать по другой форме. В ней предусмотрено премирование ремонтно-обслуживающих рабочих за выполнение нормированного задания в размере 20% от тарифной ставки за фактически отработанное время, а за каждый процент перевыполнения нормированного задания размер премии увеличивается на 2,5%.

Процент выполнения нормированного задания определяется как отношение фактически выполненного объема работы в чел.-час. к заданному объему работы в чел.-час.

Примечание. Решение об установлении персонального повышающего коэффициента к окладу и его размерах принимается руководителем учреждения персонально в отношении конкретного работника.

В случае отвлечения рабочих в связи с производственной необходимостью на другие работы объем нормированного задания и сроки его выполнения подлежат корректировке.

Сдельно-премиальная система оплаты труда рабочих,

Занятых техническим обслуживанием автомобилей

При прямой сдельно-премиальной системе оплаты труда рабочих, занятых техническим обслуживанием автомобилей, оплата производится по нормам времени и сдельным расценкам за единицу технического обслуживания.

Сдельные расценки определяются умножением нормы времени на тарифную ставку соответствующего разряда работ. Нормы времени на единицу технического обслуживания N 1 и N 2 по каждой марке автомобиля устанавливаются исходя из нормативов трудоемкости технического обслуживания и условий производства данного конкретного предприятия (структуры ремонтной службы, типов подвижного состава и др.) по согласованию с комитетом профсоюза и утверждаются коллективным договором.

Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта установлено, что если одновременно с ТО-2 рабочие выполняют сопутствующие ремонты, то суммарная трудоемкость их не должна превышать 20%. Перечень сопутствующих ремонтов утверждается руководителем предприятия или главным инженером. Трудоемкость ТО-2 и сдельные расценки с учетом сопутствующих ремонтов соответственно увеличиваются.

Пример. Нормативная трудоемкость на грузовой автомобиль грузоподъемностью 4 т на техническое обслуживание N 1 - 3 чел.-час. Часовая тарифная ставка рабочего ТО-1 с разрядом работ 2,7, работающего в нормальных условиях, - 25 руб. Сдельная расценка за одно ТО-1 в данном случае составит 75 руб. (3,0 x 25).

Преимущество этой системы заключается в том, что она материально заинтересовывает ремонтных рабочих выполнять установленное плановое задание меньшей численностью рабочих, сократить или полностью исключить участие водителей в ремонте, так как начисленный заработок за производство технического обслуживания делится на фактическое количество рабочих, участвующих в работе.

Пример. Согласно графику, бригаде было установлено задание сделать техническое обслуживание N 2 трем автомобилям ЗИЛ-4331 и двум ГАЗ-3302, трудоемкость ТО-2 для каждого автомобиля составляет 12 чел.-час. Общая трудоемкость составит 60 чел.-час. (5 x 12) плюс 20% от нее за выполнение сопутствующих ремонтов (12 чел.-час.). Всего - 72 чел.-час. (60 + 12). Средний разряд работ - 3,1. Часовая тарифная ставка - 26 руб. Сдельный заработок выполнения указанных работ составит 1872 (72 x 26). Техническое обслуживание этих автомобилей выполнила бригада из 8 человек вместо 9 по норме. Таким образом, за счет меньшей численности нормированное задание бригада выполнила на 112,5%. Сдельный заработок делится на фактическое количество рабочих.

Недостатком прямой сдельно-премиальной системы является то, что она неэффективна для оплаты труда рабочих, занятых текущим ремонтом автомобилей.

Затруднения в применении данной системы оплаты труда вызваны тем, что на текущем ремонте автомобилей оплата труда рабочих может производиться по сдельным расценкам за выполнение отдельных ремонтных операций, укрупнение расценки практически невозможно из-за разнородности выполняемых работ.

Недостатком является и то, что для оплаты труда рабочих по сдельным расценкам за выполнение отдельных ремонтных операций они больше заинтересованы в ремонте автомобилей, чем в работе автомобилей на линии. Кроме того, при этой системе большая часть рабочего времени как рабочих, так и мастеров уходит на оформление нарядов.

Практика показала, что для рабочих, занятых текущим ремонтом, косвенно-сдельная система оплаты труда может быть использована на большинстве автотранспортных предприятий достаточно эффективно. Она дает возможность заинтересовать рабочих в улучшении качества технического обслуживания и ремонта подвижного состава, в сокращении сроков выполняемых работ, численности рабочих ремонтников и количества водителей, привлекаемых к ремонту.

Анализ результатов применения этой системы в ряде автотранспортных предприятий показывает, что сокращение численности водителей, принимающих участие в ремонте, как правило, составляет 10 - 30%, ремонтных рабочих - 6 - 15%, коэффициент использования парка увеличивается на 1,9 - 2,3%. Производительность труда ремонтных рабочих в километрах пробега возрастает на 12,5%, средняя заработная плата - на 7 - 11%.

Вместе с тем практика показывает, что косвенная сдельная система оплаты труда имеет ряд существенных недостатков. Данная система не исключает такой ситуации, что одинаковому по затратам труду ремонтных рабочих объему работ может соответствовать как большее, так и меньшее количество дней работы автомобилей на линии.

Количество дней, отработанных автомобилем на линии, не отражает достаточно объем трудовой деятельности ремонтных рабочих. Простои автомобилей происходят по различным причинам, и только часть из них является результатом плохой работы ремонтных рабочих. Как показывают обследования, коэффициент выпуска автомобилей на линию всегда значительно ниже коэффициента технической готовности, что убедительно говорит об отсутствии вины ремонтных рабочих в простое автомобилей. Кроме того, в связи с различной квалификацией и опытом водителей, количество дней работы автомобиля на линии будет неодинаково. Из вышеизложенного следует, что применение той или иной системы оплаты труда ремонтных рабочих должно исходить из конкретных условий, сложившихся на данном автотранспортном предприятии.

В. Назаров

Чл.-корр. АМОК

Подписано в печать

12.09.2010

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться