Построение для управленцев

Автор: Тревор Буталл | Источник: "Вестник АМР"

Как и зачем появились британские стандарты в области менеджмента

В 1987 году Констэбль и МакКормик опубликовали результаты исследования, посвященного качеству обучения и профессионального развития управленческих кадров в Великобритании. Одновременно Чарльз Хэнди из Лондонской бизнес-школы изучил состояние менеджмента в Великобритании и сравнил его с ситуацией в конкурирующих странах, в частности, в США, Германии, Франции и Японии. Авторы этих исследований пришли к следующим выводам:

    Эффективное управление является ключевым фактором роста экономики, следовательно, высшие должностные лица и структуры должны уделять пристальное внимание повышению качества управления. Объем предоставляемых услуг по профессиональному развитию управленческих кадров в Великобритании относительно невелик, особенно в сравнении общим объемом трудовых управленческих ресурсов. Большинство менеджеров получают недостаточное обучение или не получают его вовсе. Только небольшое количество работодателей из довольно большого общего числа респондентов относят обучение и профессиональное раз-витие управленческих кадров к разряду приоритетных направлений. Предоставляемое обучение и профессиональное развитие управленческих кадров не носило системного характера, и ему недоставало прочных глубоких связей с британской системой образования. Очень важным является непрерывность профессионального обучения и развития, причем особенно важно обучение на рабочем месте. Необходимо создание соответствующей структуры для обеспечения такой подготовки. Большое значение имеет официальное признание этой работы со стороны работодателей на всех уровнях (индивидуальном, корпоративном, национальном) и поддержка со стороны производственного сектора.

Одним из практических результатов опубликования этих отчетов явилось создание в 1988 году Инициативы по менеджменту (Management Charter Initiative), некоммерческой организации, призванной способствовать повышению качества управления в Великобритании.

Председателем этой организации стал сэр Боб Рейд, который в то же время был председателем Shell UK, а затем - British Rail. Среди членов организации были представители правительства (департамент трудоустройства и образования), работодателей (Конфедерация британских промышленников, Британская торгово-промышленная палата, Национальная служба здравоохранения, Организация работодателей местных администраций, Федерация работодателей технического сектора и т. д., а также свыше тысячи частных предпринимателей), представители менеджеров (Британский институт менеджмента) и, хотя и не проявлявшие большого энтузиазма, представители образовательных учреждений (университетов, институтов дополнительного образования, частных провайдеров образовательных услуг). Соглашение, которое сэр Боб Рейд заключил с правительством, заключалось в том, что если правительство инвестировало по 500 000 фунтов ежегодно в течение пяти лет, то работодатели в свою очередь по подписным взносам собирали еще по 500 000 фунтов в год. В 1989 году Инициатива по менеджменту подготовила и издала первый национальный свод стандартов в области менеджмента.

Задача сохранения конкуренто-способности Великобритании на международной арене в 80-е и 90-е годы стала основной движущей силой для разработки национальных стандартов профессиональной деятельности для работников всех уровней (включая менеджеров), а также свода знаний и навыков, необходимых для эффективного выполнения ими своей работы.

Еще одним движущим фактором создания свода стандартов стала задача обеспечения общественной безопасности. Будучи главой нефтяной, а затем железнодорожной компании, сэр Боб Рейд был свидетелем таких крупных катастроф, как взрыв нефтяной вышки в Северном море и столкновение пассажирских поездов в час пик в Лондоне. Он понимал, что большинство подобных катастроф можно было бы предотвратить, если бы все работники были подготовлены должным образом и действовали бы в соответствии с утвержденными стандартами. Люди, допустившие ошибочные действия, могли стать причиной не-счастных случаев в других областях деятельности.

Третьим ключевым фактором разработки национальных стандартов была необходимость повышения качества британских продуктов и услуг с тем, чтобы они отвечали запросам потребителей и могли бы конкурировать с аналогами из других стран. Качество продуктов и услуг будет гарантировано, если все сотрудники четко знают свои обязанности и всегда работают в соответствии с утвержденными стандартами. Если каждый работник лично отвечает за качество выполняемой им работы, пропадает необходимость в сверхсложных системах контроля качества.

Все это происходило в 80-е и 90-е годы на фоне радикальных изменений в экономике. По всей стране закрывались угольные шахты, сталелитейные и автомобильные заводы. Исчезали добывающие и производственные сектора промышленности, их быстро вытесняли отрасли услуг и экономика, основанная на знаниях. Никто не мог рассчитывать на то, что всю жизнь проработает по одной специальности или в рамках одной профессии.

Великобритании стала нужна гибкая рабочая сила, способная быстро развиваться и овладевать новыми знаниями и навыками. Теперь работнику для того, чтобы быть востребованным и ценным на рынке труда, необходимо обучение в течение всей жизни. Национальные профессиональные стандарты предоставляют организациям инструмент для планирования их будущих требований к рабочей силе, а работникам обеспечивают возможность взять на себя ответственность за свой личный, профессиональный и карьерный рост.

Что представляют собой стандарты в области менеджмента?

Существуют национальные профессиональные стандарты, которые охватывают практически все виды деятельности, выполняемые работниками в Великобритании, и все отрасли экономики, начиная от сельского хозяйства, строительства и машиностроения и заканчивая транспортом, финансовыми услугами, а также социальной защитой и здравоохранением.

Эти стандарты описывают как самые простые виды деятельности, выполняемые низкооплачиваемыми работниками, так и сложные стратегические решения, которые принимаются высшими должностными лицами на национальном уровне. Стандарты управления представляют собой подмножество (подраздел) национальных профессиональных стандартов и охватывают функции управления низшего звена, управленческие функции среднего звена и функции стратегического менеджмента во всех секторах экономики. Стандарты, изданные в 2004 году, разрабатывались с использованием методологии функционального анализа. Эта методология начинается с определения основной цели управления и руководства, или ответа на вопрос: чего пытаются достичь управленцы (менеджеры) и руководители? Подразумевается, что ключевыми целями управления являются: обеспечение руководства и определение направления деятельности, достижение приверженности исполнителей решению поставленных задач, содействие развитию через эффективное, творческое и ответственное использование ресурсов.

Таким образом, мы определили шесть основных областей управления:

    Управление собой и личностными навыками и умениями, Руководство и определение направления (деятельности), Содействие изменениям, Работа с людьми, Использование ресурсов, Достижение результатов.

В рамках этих областей управленцы и руководители должны выполнять следующие индивидуальные функции:

    Управление собственными ресурсами, Разработка стратегического бизнес-плана для своей организации, Руководство изменениями, Рекрутирование, отбор и удержание кадров, Управление бюджетом, Решение вопросов, связанных с обслуживанием клиентов.

Подробности стандартов управления и руководства можно найти на сайте.

Как можно использовать стандарты в области менеджмента

Применяемые для целей управленческой деятельности стандарты являются своего рода диагностическим инструментом, выявляющим случаи несоответствия чьей-либо деятельности этим стандартам и определяющим, происходит ли это вследствие нехватки каких-то знаний или навыков или же из-за недостаточного раз-вития определенных личностных качеств управленца. Стандарты могут использоваться образовательными учреждениями для разработки учебных программ, охватывающих те области знаний и те навыки, которые необходимо развивать менеджерам для эффективного выполнения их функций, а также для того, чтобы предоставить им возможности применить их на практике.

В Великобритании поощряется использование стандартов в качестве основы для непрерывного личного и профессионального развития. Работники определяют для себя стандарты, как управленческие, так и технические и профессиональные, имеющие отношение к их профессиям. По своему профилю они могут найти до 20 стандартов. Они определяют для себя приоритетность стандартов с учетом относительной важности каждого для их работы и оценивают, насколько уверенно они будут себя ощущать в выполнении этой функции. Если функция важна, но нет полной уверенности в эффективности ее выполнения, они оценивают перспективы согласно критериям выполнения, и, возможно, просят своих сотрудников (линейных менеджеров, коллег, клиентов) оценить эффективность и представить свою оценку. Если эффективность не соответствует требованиям стандарта, они могут оценить свои знания, навыки и личные качества для определения своих потребностей в получении дальнейшего образования и для разработки индивидуального плана личного развития.

Существует широкий диапазон возможностей для совершенствования управленческих знаний, навыков и компетенций: курсы подготовки, конференции, книги, видеоматериалы, открытое обучение, электронное обучение, проектная работа, контроль и т. д. Люди сами выбирают возможности, наилучшим образом удовлетворяющие их личному стилю обучения (некоторые предпочитают дидактический подход, другие любят эксперименты в обучении с последующим анализом полученного опыта).

Работникам важно быстро начать применять результаты обучения в реальных рабочих ситуациях, предпочтительно под наблюдением компетентного специалиста, и проверить, действуют ли они в соответствии со стандартами. Заново оценивая свою эффективность, они могут ясно увидеть достигнутый прогресс и возврат инвестиций в обучение, причем и то и другое - в показателях их личной эффективности и в результатах, достигнутых организацией.

Непрерывное личное и профессиональное развитие носит цикличный характер. Пройдя какой-то этап в своем развитии, индивидуумам следует пересматривать свои позиции. Очень вероятно, что их работа изменилась и от них требуется выполнение новых функций, или же изменилась бизнес-среда, и они сталкиваются с новыми проблемами. Им необходимо пересмотреть приоритеты и начать новый этап обучения.

В Великобритании национальные профессиональные стандарты тесно связаны со структурой национальных профессиональных квалификаций (National Vocational Qualifications - NVQ), охватывающих квалификации по всем секторам на разных уровнях. Менеджеры, которые подтверждают независимому оценщику свою способность компетентно функционировать в соответствии со стандартами, могут получить национальную профессиональную квалификацию на соответствующем уровне.

Многие организации начинают использовать национальные профессиональные стандарты стратегически, через управление человеческими ресурсами и развитие процессов. Очевидно, что стандарты представляют модель для планирования использования рабочей силы, владеющей соответствующими компетенциями, для найма сотрудников, которые смогут продемонстрировать требуемые знания и навыки, а также потенциал для эффективной деятельности, или же для определения наиболее вероятного кандидата на повышение, и гарантию того, что он или она имеют необходимую для этой позиции подготовку.

Стандарты менеджмента в России

Аналогичные системы стандартов были разработаны во многих англоязычных странах, в частности, в Австралии, Новой Зеландии, Южной Африке и Канаде, а также в Мексике, некоторых странах Среднего Востока и в Сингапуре. Европейский союз профинансировал проект, внедряющий стандарты управления в Германии, Франции, Италии и Греции, а «Справочник хорошего менеджера" стал основой курсов подготовки управленческих кадров в таких удаленных местах, как Куала-Лумпур и Гонконг.

При разработке аналогичных стандартов в России целесообразно избегать механического перенесения стандартов в области менеджмента и руководства, принятых в Великобритании, на российскую почву; использования стандартов исключительно в целях присвоения квалификаций и чрезмерного усложнения стандартов.

Накопленный опыт показывает, что прежде всего необходимо:

    Определить, для чего необходимы стандарты, как вы собираетесь их применять и каких выгод вы ожидаете от их применения; Определить ключевые цели и провести функциональный анализ, привлекая к этому все заинтересованные стороны; Разработать собственные стандарты в России и обязательно сопоставить их со стандартами Великобритании; Апробировать стандарты в экспериментальных условиях, разработать кейсы на основе самых успешных примеров и подготовить лидеров, которые могли бы продвигать идеи полезности применения стандартов.

Данная статья подготовлена специально для «Вестника Ассоциации Менеджеров» и представляет собой сокращенную версию презентации, представленной Тревором Буталлом на конференции «Управленческие компетенции для эффективного развития менеджмента», которая проводилась в рамках международного проекта Делфи 2 в делегации Европейской комиссии в Москве

СПРАВКА
Тревор Буталл
- ведущий консультант компании «Консалтинг по стандартам в области менеджмента" (The Management Standards Consultancy), сотрудничает как специалист в области разработки стандартов профессиональной деятельности и систем управления качеством с частными, общественными и публичными компаниями Великобритании и Италии.
Окончил Лондонский университет. Обладает пятым уровнем национальной профессиональной квалификации в области менеджмента, является членом ряда институтов: the Chartered Institute of Marketing, the Chartered Management Institute, the Chartered Institute of Personnel and Development, а также MOSAICO, Европейской междисциплинарной ассоциацией обучения.
Т. Буталл работает в системе профессионального обучения и подготовки с 1983 года, сначала в колледже Rapid Results, затем в Открытом колледже, некоммерческой организации «Инициатива по менеджменту" (Management Charter Initiative - MCI), бизнес-школе Открытого университета. Являетсядиректором Management and Performance Solutions Ltd. Соктября 2002 годаТ. Буталл - директор по качеству School of Coaching (SCOA) в Милане.
Автор ряда книг и статей по менеджменту и управлению качеством.

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1