Светлана Максимченко
Источник: Акция Карьера
Рейтинги работодателей — один из немногих инструментов в руках кандидатов и соискателей, который позволяет отделять «блестящих» работодателей от «золотых» (не всё то золото, что блестит). По сути, у соискателей есть три источника информации, по которым он может делатьдля себя выводы о привлекательности той или иной компании: во-первых, официальная информация работодателя, во-вторых, друзья и знакомые и, в-третьих, рейтинги.
Как известно, сам себя не похвалишь, никто не похвалит, поэтому полностью полагаться на официальную информацию работодателей сложно. На рынке труда есть много громких и не очень имен, обладатели которых рассказывают о своих достоинствах, однако громкое имя компании-работодателя не всегда (для российского рынка — далеко не всегда) означает равноценность комфорту и хорошим условиям самой работы в компании.
Друзья и знакомые, с одной стороны, более объективно оценивают потенциал компаний-работодателей. Однако, к сожалению, они могут доложить вам не более чем о трех-пяти компаниях. С другой стороны, не все ваши друзья и знакомые были или являются идеальными сотрудниками тех компаний, о которых говорят. Ведь если они не смогли себя проявить, у них что-то не получилось или с кем-то не сложилось, то вы рискуете получить не совсем достоверную информацию. Получается, что самую полную и объективную информацию содержат рейтинги работодателей.
Для России подобные рейтинги — непривычный способ определения степени привлекательности работодателей . А в США и Европе — основной и главный . Основными составителями рейтингов там являются средства массовой информации — не заинтересованная в подтасовках результатов сторона (в отличие, к примеру, от рекрутинговых или консалтинговых агентств). Как правило, такие рейтинги составляются ежегодно. К самым известным и влиятельным рейтингам относятся The Times Top 100 Graduate Employers (составитель — газета The Times ), The 100 Most Desirable MBA Employers (журнал Fortune ), Top Entry Level Employers (сайт CollegeGrad.com ), 100 Best Companies to Work For ( Fortune ), The Sunday Times Best Companies To Work For (газета The Sunday Times ).
В США уровень привлекательности рабочего места (то есть место в рейтинге работодателей) считается главным предметом гордости компании-работодателя и основным конкурентным преимуществом компании в целом. На выставках и ярмарках вакансий работодатели на самое выгодном место размещают сообщение, к примеру, о том, что компания — 12-я в рейтинге привлекательных работодателей, что уж говорить о первых местах. Логотипы рейтингов как доказательство попадания в них работодатели с гордостью размещают в своей рекламе (например, логотип The Times Top 100 Graduate Employers можно заметить в рекламных сообщениях большинства крупных британских компаний).
В России сегодня составляются всего несколько подобных рейтингов. В мае 2006 года газета «Акция» опубликовала рейтинг «50 работодателей мечты для молодых специалистов» , предварительно опросив более 1000 студентов старших курсов и выпускников, а также экспертов рынка труда. Мало кто помнит, но свой первый рейтинг газета «Акция» составила еще в 2003 году, однако тогда он был посвящен лишь компаниям-работодателям в финансовом секторе (рейтинг «Самая желанная финансовая компания»). Из других СМИ в составлении рейтингов работодателей был замечен журнал «Карьера» (рейтинг «Лучшие работодатели России» ). Также несколько рейтингов составляется рекрутинговыми агентствами и HR-консультантами. Кстати, перед тем как использовать тот или иной рейтинг (а мы уверены, рейтинги работодателей будут появляться), обязательно узнайте, кто является его составителем (СМИ, рекрутинговое агентство, консалтинговое агентство) и какова его методика. Очень важно, чтобы в авторах рейтинга не были замечены заинтересованные организации.
Сегодня большинство российских компаний не считают попадание в рейтинг «избранных работодателей» чем-то для себя особенным и не привыкли гордиться занимаемыми местами. Более того, работодатели не спешат рассказывать о попадании в рейтинги своим потенциальным работникам. Но конкуренция на рынке становится совершенно иной по качеству, и теперь конкурентные преимущества во многом зависят не от продукции или услуг, а от людей, работающих в компании. И ситуация меняется. Работодатели уже сейчас предпринимают серьезные действия для привлечения компетентных и образованных сотрудников (создают специальные стажерские программы, активно работают с молодыми специалистами, значительные средства вкладывают в имидж компании как работодателя и др.). Недалек тот день, когда при выборе потенциального места работы мы будем предварительно изучать 5, а может, и 10 рейтингов работодателей, чтобы сделать правильный выбор, а работодатели будут зазывать нас, наперебой сообщая об очередной ступени пьедестала в рейтинге, и будут делать все, чтобы оказаться среди «работодателей мечты». Что, безусловно, хорошо: «компаний мечты» на рынке действительно с каждым годом будет больше – ведь им придется каждый раз доказывать перед соискателями и экспертами завоеванный в рейтинге статус.
Поделиться