Списки показателей по управлению персоналом начали разрабатываться Яком Фитценцем в Институте Саратоги (США). Первоначально такие показатели привязывались только к отдельным процессам или функциям управления персоналом. В наши дни они находят более масштабное и широкое применение во многих компаниях, в которых система управления персоналом строится на основе функционального подхода. Пример таких показателей приведен в таблице
Пример показателей деятельности службы персонала по основным функциям
Затраты на персонал |
|
Численность |
|
Мотивация |
|
Подбор и отбор |
|
Дальнейшее развитие данной методики происходит в сторону измерения эффективности служб персонала как на стратегическом, так и на функциональном уровне. Ниже приведены данные из отчета Института Саратоги о наиболее распространенных в 2009 г. в международных компаниях показателях по управлению персоналом (HR metrics). Показатели стратегического уровня по управлению персоналом приведены в таблице
Показатели по управлению персоналом стратегического уровня
Показатели |
Формула расчета |
Оборот на одного сотрудника (Revenue per Employee) |
RPE = Оборот / Численность персонала |
Добавленная стоимость на человеческий капитал (Human Capital Value Added) |
HCVA = Доход — (Затраты — Зарплаты и премии) / Численность персонала |
Возврат на инвестиции в человеческий капитал (Human Capital Return on Investment) |
HCROI = Доход — (Затраты — Зарплаты и премии) / Зарплаты и премии |
Общие затраты на персонал (Employee cost factors) |
ECF= Общие затраты на персонал / Оборот |
Из приведенной таблицы видно, что показатели по управлению персоналом стратегического уровня направлены на оценку вклада служб персонала в эффективность бизнеса.
Показатели по управлению персоналом функционального уровня приведены в таблице
Показатели по управлению персоналом функционального уровня
Показатели |
Формула расчета |
Стоимость подбора (Cost per Hire) |
СРН= Реклама + PR-мероприятия + Рекрутинговые и другие агентства + Работа с вузами + Оплата приезда кандидатов + + Оплата рекомендаций сотрудников / Число закрытых вакансий |
Время закрытия вакансий по категориям (Time to Fill) |
TTF= Количество дней / Число закрытых вакансий |
Текучесть (Turnover Rate) |
TR = Количество уволившихся за период / Среднесписочная численность |
ФОТ в обороте компании (Total Earnings in Revenue) |
TER = ФОТ / Оборот |
Показатели по управлению персоналом функционального уровня отражают приоритетность отдельных функций СП (в данном примере два показателя относятся к измерению эффективности подбора). Выделение именно этих показателей как приоритетных для многих компаний отражает сложную ситуацию на рынке труда с привлечением высококвалифицированных специалистов.
Однако при произвольном выборе экспертами показателей по управлению персоналом без учета специфики генеральной стратегии не достигается цель применения данных показателей для оценки реализации кадровой стратегии, а оценка эффективности служб персонала производится в отрыве от бизнес-целей конкретной компании.
В качестве примера показателей для оценки реализации стратегии УЧР можно назвать следующий набор показателей отчетности одного из крупнейших российских предприятий:
- численность персонала;
- структура персонала по образованию, возрасту и стажу;
- движение персонала (принято, выбыло, сменяемость, текучесть);
- трудовая и исполнительская дисциплина (количество случаев нарушения, число уволенных, количество взысканий);
- аттестация (количество подлежащих аттестации, количество прошедших аттестацию);
- количество сотрудников, прошедших обучение;
- количество резервистов;
- социальные выплаты;
- производительность труда;
- укомплектованность кадрами.
Данные показатели были выбраны произвольно руководителем СП для отчетности по результатам деятельности службы персонала. Однако со стороны владельцев и руководителей предприятий такой набор показателей кадровой службы:
- не имеет управленческой ценности (не стимулирует к принятию решений);
- не отражает целостную систему управления персоналом, а показывает лишь отдельные ее части;
- не отражает динамики и перспективы (нет сравнения со среднесрочными и долгосрочными целями; не дает представления о развитии компании);
- не измеряет качество результатов и процессов;
- не связан с бизнес-стратегией предприятия;
- практически не содержит количественных показателей деятельности СП, которые понятны и необходимы руководству и владельцам компаний;
- статичен (как правило, не меняется из года в год)1.
Выбор показателей по управлению персоналом произвольно или только по функциональным признакам возможен, если служба персонала не имеет высокого статуса и не оказывает значительного влияния на эффективность бизнеса. Однако при дальнейшем развитии бизнеса, а также для того, чтобы служба персонала принимала более взвешенные и связанные с бизнес-результатами решения по выбору методов оценки эффективности ее деятельности, существуют более глубокие и ориентированные на реализацию кадровой стратегии методы оценки эффективности кадровых служб.
Поделиться