Почему в обществе недолюбливают HR-ов?

"Специалист по персоналу" - звучит красиво. Именно он, особенно в кризис, бросается на амбразуру: говорит другим сотрудникам о сокращении зарплат и об увольнении. Именно за ним последнее слово в принятии человека на работу или его продвижении по карьерной лестнице. Поэтому и отношение к этим специалистам неоднозначное: их могут побаиваться, недолюбливать, даже по возможности избегать общения с ними. Директора по персоналу крупных компаний поделились с "Б+К" своим мнением, почему в обществе недолюбливают этих "человечных" специалистов.

Директор по персоналу компании "Юнилин" Галина Погодина считает, что в российском обществе есть определенное пренебрежение в отношении специалистов по кадрам и персоналу. "В нашей стране HR-менеджмент исторически происходит из отдела кадров, основной функцией которого были прием, увольнение и бюрократическая бумажная работа. Для выполнения этих функций не требовалось специального образования. Поэтому считалось, что и работа несложная, и люди там никакие не профессионалы. Такое мнение бытует до сих пор". По словам эксперта, в этой профессии неразрывно связано "человеческое" и "профессиональное". И провести четкую границу между этими понятиями не получается. "HR-ы принимают какое-то решение как профессионалы, а получают обратную связь как за личное отношение. Мы и сами-то иногда не можем разобраться, что послужило причиной нашего отношения к тому или иному человеку или ситуации: личный психологический опыт или объективные данные. Не стоит при этом ожидать, что другие люди будут всегда правильно понимать, где мы как люди, а где мы как профессиональная функция", - объясняет Галина. Еще одна причина нелюбви заключается в болезни роста самой профессии.

Начальник управления по работе с персоналом "НБД-Банк" Светлана Терехина отмечает, что слова "любят" и "не любят" из области общечеловеческих отношений, а мы говорим о профессиональной компетенции специалиста по кадрам. "Я бы сделала акцент на том, что в различных организациях уровень развития кадровых служб разный. Если кадровая служба несет функцию сбора и учета информации о людях, их поведении в организации, то в этом случае HR-сотрудников действительно будут "не любить" и побаиваться. Когда же служба управления персоналом является подразделением, которое помогает развитию бизнеса, решает важные задачи, она будет являться партнером для всех подразделений компании". Светлана Терехина подчеркивает, что кадровая служба должна четко понимать, как грамотно ставить цели перед подчиненными, как организовывать мероприятия, как предоставлять сотрудникам ресурсы для выполнения задач, определять необходимость поддержки или обучения. Кроме того, имеет значение специфика работы, например в банковской сфере: достаточное жесткие требования по дресс-коду. И следить за исполнением этого требования тоже приходится специалистам по кадрам.

Начальник отдела по работе с персоналом Приволжского филиала "Промсвязьбанк" Ольга Полякова уверена, что многое зависит от личности специалиста по кадрам. "С одной стороны, он не должен дружить с сотрудниками компании. А с другой - должен стремиться поддерживать со всеми отношения, чтобы знать о людях максимум информации, причем зачастую и личного характера, - говорит эксперт. - Такого человека не все любят, так как у любого сотрудника есть информация, которую ему бы хотелось скрыть. Например, штат нашего Нижегородского филиала составляет около 450 человек, и построить отношения с каждым сотрудником нереально, но мы стараемся их поддерживать и сохранять, даже при увольнении, ведь это поддержание имиджа банка". Ольга призналась, что, увольняя сотрудника по причине допущенных им ошибок и неэффективности, оставаться благожелательным тяжело, и зачастую человек таит обиду на специалиста по кадрам.

Директор по персоналу компании "Балчуг" Геннадий Самойленко уверен, что если в компании четко прописаны бизнес-процессы, задачи, под которые нанимают человека, и система оценки результатов, то места для личных симпатий или антипатий не останется. "Сейчас мы заботимся о своем HR-бренде и внутри, и снаружи компании. И нам очень важно, с каким отношением уходят сотрудники, поэтому отдел персонала помогает с трудоустройством, дает хорошие рекомендации и следит за будущей карьерой, часто принимая кадры обратно. Это показатель". Геннадий добавляет: "Мы аккуратно относимся к критике сотрудников - очень важно уважать чувство собственного достоинства в других. Мы относимся к коллегам как к клиентам, которых нужно уважать, но у которых бывают свои минусы". Эксперт уверен, сегодня люди - один из самых дефицитных ресурсов: "Грамотных, квалифицированных кадров рынку всегда не хватает, поэтому HR-специалисту важно сложить о компании благоприятное впечатление - позитивный имидж работодателя".

Профессия HR в России относительно молода. В своем "расширенном" толковании она появилась в начале 1990-х с приходом в Россию крупных иностранных компаний, у которых российские специалисты и учились новой профессии. Однако, как во всем новом, и в HR были "перегибы". Например, повальное увлечение психологическими тестами, когда кандидата заставляли заполнять тест из книжки "Сам себе психолог", а потом отказывали в работе на основании результатов этого самого теста. В такой ситуации любой кандидат поневоле возненавидит "кадровика". Сейчас никто уже так не делает, но память хранит подобные эпизоды и лояльности не добавляет.

Источник АБМ

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1