Как ни прискорбно, но государственное финансирование и регулирование стартапов находится на очень низком уровне почти во всех странах мира. Политика поддержания стартапов в общем — это мыльный пузырь, от которого нет реального толку. Вы поймете, о чем мы говорим, после того, как ознакомитесь с 6-ю видами стартапов и их особенностями.
Бизнес как стиль жизни: когда хобби равно работе. Люди, которые зарабатывают своим любимым делом. Они организуют обучающие курсы, открывают магазины со специализированными товарами, оборудованием и экипировкой, находят коммерческое применение своим увлечением. Программисты и вебдизайнеры начинающие собственный бизнес часто относятся именно к этой категории. Их главная цель: зарабатывать своим хобби на жизнь плюс, на него же. Этот тип стартапа, что называется только для себя и никого больше. Государство подобные проекты поддерживает крайне редко.
Малый бизнес: бизнес, чтобы прокормить семью. На рынке труда США предприятия малого бизнеса составляют 99% всех компаний, к тому же, в них приходится около 50% всех трудящихся в США, занятых в негосударственных компаниях. Аналогичная картина в ЕС. В России с 1995 года доля малых предприятий уменьшилась с 60 до 30%. За 20 лет задача «прокормить семью» занимаясь собственным бизнесом существенно усложнилась.
Предприниматели, относящиеся к этой категории, это люди, чьим основным капиталом являются личные сбережения, кредиты для малого бизнеса и то, что они могут занять у своих родственников. Их главной целью является прокормить семью, поэтому это не тот тип бизнеса, который растет, развивается и идет в ногу со временем, как впрочем, и предыдущий в нашем списке. Предприниматели, владеющие таким бизнесом, не становятся миллиардерами, однако, они обеспечивают огромное количество рабочих мест. К такому типу малого бизнеса относятся различные магазины, консалтинговые и сервисные компании.
Программы поддержки малого предпринимательства государство анонсирует регулярно. Однако практический эффект от них небольшой. После того, как в 2008-2009 году государство анонсировало субсидии на открытие собственного бизнеса, количество предприятий малого бизнеса действительно выросло. Однако, количество занятых в малом бизнесе при этом снизилось.
Масштабные стартапы: рожденные приносить миллиарды. Наиболее яркие примеры это Google, Facebook, Twitter, Skype и т.д. Стартапы таких компании нацелены на изменение мира через инновации и привлечение миллиардных инвестиций. Такие рискованные стартапы требуют больших вложений, и вкладываются в них в основном такие же «сумасшедшие» и отчаянные инвесторы, как и сами создатели новых технологий. Они сотрудничают только с лучшими и ярчайшими представителями и ищут только реально крупномасштабные модели бизнеса. Как правило, зарождаются такие стартапы в мировых инновационных центрах типа Силиконовой Долины и Шанхая. Можно регулярно видеть крах ряда неудачных стартапов такого рода. Причина многих провалов в том, что инвесторы рассчитывали на стандартные бизнес модели, не учитывая особенностей и масштабов таких проектов.
Государство просто не способно создавать настолько инновационные компании. Когда государство пытается создать такую компанию получается Роснано и другие монстры.
Продаваемые стартапы: создай и продай подороже. За последние 5 лет очень популярными стали стартапы, включающие в себя создание различных веб и мобильных приложений, которые потом продаются крупным компаниям. Эти стартапы очень привлекательны относительно низкой стоимостью разработки и быстрым выходом на рынок. Целью таких стартапов является не создание многомиллиардного бизнеса, а продажа своего стартапа крупной компании. Выручка основателей и инвесторов такого проекта может составить от 5 до 50 миллионов долларов. Однако, до этапа продажи доживают не все компании.
Это один их самых привлекательных видов стартапов для господдержки в программах технопарков — на старте у компании есть привлекательный бизнес план, а вот то, что результат не будет достигнут — приемлемый риск инвестиционного бизнеса.
Стартапы крупных компаний: внедряй инноваций или уходи с рынка. Жизненный цикл крупных компаний довольно короток. Большие компаний, которые могут долго держаться на плаву это те, компании которые постоянно внедряют инновации и создают вариаций своих основных товаров, отталкиваясь от изменения вкусов потребителей, изменений ситуации на рынке и т.п. Как ни странно, но именно крупным компаниям труднее всего самим создавать и внедрять инновации, поэтому они часто прибегают к приобретению стартапов более мелких компаний (см. предыдущий пункт).
В государственных компаниях все еще хуже. Впрочем иногда госкорпорации тоже приобретают перспективные стартапы, однако культура стартапов разительно отличается от культуры госкорпораций, поэтому результат подобного партнерства не очень хорош.
Социальные стартапы: созданы, чтобы улучшить мир. Социальные предприниматели не менее амбициозны, чем другие основатели компаний. Тем не менее, их цели радикально отличаются от привычных целей бизнеса: вместо стремления зарабатывать миллиарды, они стремятся сделать мир лучше. Обычно к этому типу стартапов относятся некоммерческие или «гибридные» организации. Государственные фонды охотно поддерживают проекты, отвечающие требованиям текущего момента. Иногда мир становится лучше, но в очень небольшом объеме.
Реально из программ господдержки инноваций работают только меры направленные на развитие малого бизнеса вообще. Преференции по налогам и социальным платежам, упрощение отчетности, снижение количества проверяющих органов, меры направленные на защиту конкуренции и т.д. Однако, именно к таким формам поддержки государство прибегает реже всего.
Поделиться