Почему отпуск — не панацея, и что делать, если выгорел даже HR

В последнее время много говорят о выгорании. С масштабным выходом на удаленку проблема только усилилась. Что делать в этой ситуации HR-ам, как «лечить» выгорание у сотрудников? И что делать, если выгорел сам HR?

Вымысел или реальность?

Кто-то считает, что выгорание — вымышленная проблема, и любую усталость можно преодолеть с помощью кратковременного отдыха или силы воли. Но не стоит обесценивать это печальное явление нового времени. Исследования последних лет показывают, что симптомы выгорания наблюдаются у 33% населения. Многие также находятся на стадии, предшествующей выгоранию — предвыгорании.

Выгорание — это общий термин, который используется для описания негативного воздействия на человека, когда оно становится таким значимым и прогрессивным, что начинает влиять на личную и профессиональную жизнь.

Да, проблема касается не только бизнеса и профессиональной сферы. Когда вы выгораете, то не можете заботиться о своей семье, с трудом справляетесь с любой коммуникацией (даже самой элементарной) и находитесь в том состоянии крайней апатии, когда вас будто бы не существует.

И дело не только в работе. У вас нет энергии ни на что.

Человек выгорает не за день и не за неделю. Это процесс долговременный, и само по себе выгорание не проходит. Если ситуацию запустить, то восстановление может занять от 6 до 18 месяцев. Поэтому куда эффективнее и дешевле будет поймать момент на стадии предвыгорания или, как мы говорим, на зеленой «легкой» стадии.

Симптомы и стадии выгорания 

Для того чтобы выявить вашу стадию выгорания, можно провести аналогию со светофором.

 Красный свет — это когда вы перегорели. Здесь уже необходимо клиническое вмешательство, помощь психологов и психотерапевтов, а восстановление займет те самые 6–18 месяцев. В этой ситуации вы полностью недееспособны — любая коммуникация становится для вас стрессом. Поэтому далеко не всегда человек в этом состоянии способен рассказать о своей проблеме даже самым близким.

 Желтый — это предупреждение и стадия, предшествующая выгоранию. Именно на этом этапе большинство попадает в ловушку. Вы чувствуете растущую депрессию и тревожность, часто выпадаете из жизни на сутки или несколько дней, с неохотой открываете сообщения в мессенджерах, не берете телефон. Бытовые дела требуют больших усилий, даже элементарные домашние обязанности даются с трудом.

 Зеленый — безопасная зона, в которой выгорание вам пока не грозит, но стоит обращать внимание на звоночки в виде частой усталости, проблем со сном, раздражительности. Именно они являются первыми признаками выгорания.

Как распознать выгорание у сотрудников и почему это важно

Чтобы распознать выгорание у сотрудников, следует внимательно за ними наблюдать. На «желтой» стадии они все еще работоспособны, но становятся все более закрытыми, менее энергичными и активными, реже выражают мнение или проявляют скепсис в отношении большинства идей. Это происходит постепенно и учащается.

Человек меняется, все реже улыбается и шутит, закрывается даже на уровне языка тела.

Как правило, сотрудник, который начинает выгорать, дольше выполняет рабочие задачи, и ему приходится работать еще больше, чтобы «нагнать» утраченное время. Это только усугубляет процесс — усталость накапливается, появляются новые просроченные задачи. Если случаи выгорания сотрудников перестают быть единичными, это влияет на общую производительность и продуктивность, и, в конечном итоге, на удержание людей в компании.

Поэтому очень важно вовремя вмешаться.

Как помочь сотруднику, который «горит»

«Возьми отпуск и поправляйся. Возвращайся, когда будешь готов» — многие руководители именно таким способом пытаются решить проблему выгорания сотрудников. Но это неэффективно, потому что вы лечите симптомы, а не устраняете их реальный источник.

К таким же временным решениям можно отнести и другие способы повлиять на ситуацию. Например, материальные поощрения при достижении поставленных KPI, продвижение по службе или похвала. Они могут вдохновить человека, повысить его мотивацию, но не решат проблему выгорания в целом.

Поэтому надежнее не «тушить пожары», а предотвращать их. Это возможно, если вы будете отслеживать и анализировать состояние сотрудников, а также корректировать уровень удовлетворенности команды. 

Причин для выгорания может быть много. Иногда они могут быть связаны с работой (например, она слишком монотонная), но чаще всего — с неумением или невозможностью соблюдать work-life balance. Это особенно актуально сейчас, когда многие работают удаленно, и им тяжело разграничивать эти две сферы.

Поэтому работодатели должны регулярно спрашивать у сотрудников: «Хорошо ли вы чувствуете себя на рабочем месте?» Это поможет выяснить, что беспокоит людей в плане эмоционального комфорта (насколько они справляются со стрессом и негативными эмоциями) и физического состояния (есть ли у них, например, возможность во время своей работы каждые 30 минут вставать со стула).

Это базовые потребности человека, без которых невозможны мотивация и вовлеченность. Когда же «работают» все четыре фактора, работодатель получает такие важные для компании преимущества, как продуктивность, производительность, инновации и удержание.

К сожалению, нет универсальной модели, которая бы работала для всех, ведь у каждого разные обстоятельства. У кого-то проблемы в семье, у чьего-то партнера астма, и он постоянно в стрессе, а кто-то вынужден совмещать удаленную работу, домашние дела и уход за детьми.

Это все очень влияет на рабочий процесс и принятие решений. Главное условие — найти индивидуальный набор факторов, которые влияют на конкретного сотрудника. Обычно в компании этим занимается HR.

Что делать, если выгорел HR 

HR-менеджеры решают не только собственные проблемы, но и работают с командой — ее проблемами, конфликтами, ресурсами. Они должны быть немного психологами, чтобы понимать, что с кем происходит и как помочь.

Но кто должен помогать HR-у, когда у него случается выгорание?

Из нашей личной практики, это должен быть кто-то из топ-менеджмента или собственник компании — зависит от размера бизнеса. В небольшом коллективе руководитель и сам чувствует «вайб» команды, понимает, когда обстановка накаляется. Он несет ответственность за то, чтобы HR мог хорошо выполнять свою работу.

Более крупные команды, как правило, организовывают тренинги и обучение для HR-менеджеров. Например, в больших компаниях у HR-а часто происходит дегуманизация, когда он перестает воспринимать участников команды как людей, ведь им всем что-либо от него нужно. А у него не хватает ресурсов для обратной связи и поддержания положительной атмосферы. Да, это обычный рабочий процесс, но этот специалист получает десятки или сотни оповещений в день, решает конфликты, обеспечивает общий комфорт, часто в ущерб своему собственному.

В итоге это надоедает, появляется только одна мысль: «Пожалуйста, хватит».

Дегуманизация — часть процесса выгорания, наравне с истощением и апатией. А комплексное решение для сотрудников (в том числе представителей HR-отдела) может быть только одно — забота о физическом и психоэмоциональном комфорте. Задача руководителя (или HR-а) — обеспечить команду инструментами для этой заботы. Вы задаете ритм и дисциплину, даете возможность людям заботиться о своем благополучии и показываете перспективы. А взамен получаете мотивированный коллектив, который увлеченно решает задачи бизнеса.

happymonday.ua

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1