Почему очень занятые люди не всегда достойны уважения

Нынче все мы очень заняты. Мы “в запаре”, мы “зашиваемся”. В отчаянии пытаемся “держаться на плаву”. Ответы на дежурный вопрос “Как дела?” все чаще походят на отрывки из сборника “Худшее, что может с вами произойти”. И мы постоянно обмениваемся перипетиями нашей рабочей жизни, жалуемся и сетуем на то, как тяжело нам приходится.

Моей любимой отмазкой со ссылкой на занятость стали извинения потенциального клиента за то, что в последнее время постоянно отлынивал от переговоров. А объяснил он свое отсутствие тем, что у него целую неделю был противопожарный инструктаж. Да что это вообще значит? Может, то, что его офис всю неделю был объят поддельным пламенем из оранжевого картона? А то, что он использовал слово “инструктаж” – означает ли оно, что на самом деле все в порядке? А может, его бизнес “горит”? Так стоит ли мне кому-то позвонить и обратиться за помощью?

Потом у меня было свидание с парнем, который был так занят, “поспевая за дедлайнами”, что попросил меня “просто зарезервировать ему где-то местечко”. Шок.

Люди ссылаются на занятость, чтобы возвысить себя над другими. Человек утверждает: “Я занят больше, чем ты”, а это значит, что он важнее, его время дороже или что он побеждает в каком-то бесконечном крысином забеге Inbox Zero (еще одно абсурдное соревнование за время). Говоря “я занят”, вы на самом деле говорите: я более востребован, более успешен.

Дело вот в чем: когда мы взаимодействуем и общаемся таким образом – это нехорошо. Все люди заняты по-разному. У кого-то много клиентов, кто-то раскручивает бизнес, кто-то растит малыша. Суть в том, что когда мы ограничены во времени, но не ограничены в планах на это время, нам очень легко заполнить его какими-то активностями. Но это не значит, что так и нужно непременно поступить.

Глупо считать, что быть занятым (в данной точке это слово полностью утратило смысл) – это круто, этим стоит гордиться или про это надо твитнуть. Упиваясь и бравируя тем, как сильно вам некогда, вы теряете драгоценную связь с родными и близкими, вы теряете свое личное время. Рассказывая о том, как вы заняты, вы забываете поделиться чувствами с друзьями и семьей, спросить о том, что действительно важно, и понять, что эту свою “занятость” можно на какое-то время просто отодвинуть в сторону.

Я не пытаюсь преуменьшить масштабы вашей рабочей загрузки. Но фокусируясь на своей занятости, вы упускаете нечто очень существенное. При этом усугубляете проблему: когда все вокруг “в запаре”, люди, которые не крутятся белками в колесе, начинают чувствовать себя виноватыми. Пытаясь соревноваться друг с другом, мы только подливаем масла в огонь. И все это очень негативно влияет на наше ментальное здоровье.

И все же мы продолжаем использовать занятость как знак почета настоящего мачо.

Нужно работать умно, а не тяжело

Только то, что вы отсидели за рабочим столом 15 часов с высохшими глазами и окончательно утратив фокус, еще не означает, что вы хорошо сделали работу. Об этом много писали и много говорят. Обычно у вас есть 90-120 минут, прежде чем вы на все плюнете и залезете в социальные сети. Если же вы без перерыва отработаете 15 часов, насколько качественным будет результат? Сколько времени вы потратите даром?

Я поняла и оценила различия между тяжелой работой и работой с умом, став предпринимателем. В старшей школе я всегда была одной из тех учениц, которые читают все, что положено по программе. Я делала выписки, потом выписки из выписок, а по ним составляла карточки. Один из величайших моих предпринимательских уроков заключался в том, чтобы отбросить и забыть об этих навыках. Это не значит, что вы не должны быть внимательными и с энтузиазмом выполнять работу. Но крайне важно понимать, что вам нужно сделать, а не что вы могли бы сделать. Это залог правильной стратегии.

Я бы предпочла услышать о том, какие у вас отличные навыки, а не выслушивать ваши жалобы на то, как много дел вы не успеваете сделать. Возможно, мы могли бы чему-то друг у друга научиться.

У меня есть три тактики, которые я использую для того, чтобы сделать свою работу эффективной и оптимизированной.

Три тактики борьбы с загрузкой

Ограничить время. Чем меньше у меня времени, тем четче фокус, тем я продуктивнее и тем меньше отвлекаюсь на не приоритетные задачи. Если вы можете посвятить проекту только 45 минут, то не тратьте на него больше времени, даже если он получился не идеальным – двигайтесь дальше.

Использовать планировщик. Если вы реально “зашиваетесь”, заведите себе планировщик – виртуальный или обыкновенный – в котором вы сможете организовать свой календарь. Иногда важно освободить время, затрачиваемое на составление планов, и потратить это время на их реализацию. Zirtual – неплохой выбор. А еще есть DIY-планировщик (do it yourself – сделай сам) Doodle.

Обрезать лишнее. Однажды я отменила все лишние мероприятия, которые не были: интересными, продуктивными, инновационными и вообще ничем примечательны для меня в профессиональном или любом другом отношении. Загрузки сразу стало меньше. 

У всех нас есть такая странная потребность – унизить других. Но сделайте первый шаг в направлении самосовершенствования. В следующий раз, когда вы будете разговаривать с другом и у вас возникнет непреодолимое желание пожаловаться ему на то, как сильно вы заняты, спросите себя – зачем вам это надо? Постарайтесь увести разговор в сторону от жалоб. С каждым разом вы будете чувствовать себя все менее “в запаре” или по крайней мере не захотите на это сетовать.

Возможно, именно этим вам можно было бы гордиться.

Меридит Файнмен , Harvard Business Review

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1