Почему HR-ы не любят консультантов и что с этим делать

Недавно на одной конференции услышал фразу HR-директора крупной и успешной розничной сети, которая сказала:

И это мы сделали все сами, без консультантов.

Хотя потом она призналась, что советовалась с внешним консультантом по ряду вопросов. Но сама фраза привлекла мое внимание.

Почему у нас считается чем-то зазорным сотрудничать с консультантами? Мой опыт работы в международной западной компании говорит как раз об обратном.

Там все делают с помощью консультантов, когда речь заходит о внедрении новых процессов или сложных систем, таких как корпоративная культура, развитие лидеров, разработка стратегии, управление эффективностью и так далее.

Я бы даже сказал, что дурным тоном считается делать все самому, когда у тебя есть доступ к отличной экспертизе.

Мой личный опыт работы с консультантами тоже довольно обширный — Ernst & Young, HAY, Radford (Aon Hewitt), Mercer, SHL, DDI, "ЭКОПСИ", SAP и ряд других. Кроме международных я сотрудничал также с отечественными компаниями и специалистами, работающими в одиночку.

Среди моих друзей и знакомых много консультантов в разных сферах бизнеса.

Так в чем же проблема? Я думаю, в том, что консультантов часто рассматривают как затратный проект, польза от которого не всегда очевидна. И чем менее ясные результаты дает консалтинг, тем больше сомнений.

И поэтому такие услуги, как рекрутинг, у нас достаточно распространены, а, например, грейдинг или оценка лидеров — уже нет.

Что является причиной такого отношения:

1. Плохое понимание работы HR со стороны руководителей — они часто не в состоянии оценить пользу услуг.

2. Низкий уровень квалификации HR-директоров. Они должны были бы нивелировать проблему, но сами не способны понять пользу для бизнеса.

3. Как следствие прошлого пункта — конкуренция между HR и консультантами. Как только в компанию заходят специалисты по консалтингу, HR начинает ревновать, бояться и тихо саботировать работу, чтобы потом сказать "а я же говорил" или "я все сделал сам".

4. Высокие цены в сравнении с уровнем экономики. После работы с консультантами в других странах и на разных рынках могу сказать, что у международных компаний в среднем ценник не сильно варьируется в зависимости от географии. Но уровень развития экономики или размер заработных плат порой отличаются в разы. И если на Западе заплатить 100 тысяч долларов консультантам — норма, и это примерно зарплата за год программиста, то у нас эта же сумма — годовой доход СЕО.

5. Отсутствие высокой квалификации у локальных консультантов. Я приветствую, когда человек после 10-20-30 лет корпоративной карьеры уходит в консалтинг. Но если в западном мире он идет в крупную компанию, то у нас начинает работать сам и применять свои простые инструменты, которые часто не соотносятся с лучшими мировыми практиками.

6. Русскоязычный рынок консалтинга не сформирован. Фактически, консалтинговые компании могли бы совместно развивать эту сферу в регионе, создавая контент на русском, проводя конференции, воркшопы, делая исследования.

Рекомендации генеральным директорам:

1. Поймите, что ваш HR-директор должен разбираться в бизнесе и приложите максимум усилий, чтобы это было так.HR — не про психологию, не про печенье на кухне, это не чистый рекрутинг или кадровое делопроизводство. Это самый надежный бизнес-партнер. Если не можете опереться на него в бою — с этим что-то нужно делать.

2. Начните общаться с консультантами. Даже процесс первичной встречи заменит вам дорогостоящий коучинг. Одни вопросы специалистов по консалтингу могут родить у вас такие мысли и задумки, которых вы искали очень давно. А еще они охотно делятся идеями.

3. Считайте ROI. Консультанты охотно покажут вам возврат инвестиций проекта. Да, не всегда это будут твердые цифры, но это возможно. Снижение текучести, рост привлекательности бренда, повышение уровня вовлеченности и прочее — все это переводится в конкретные деньги.

Советы HR-ам:

1. Не бойтесь консультантов, они ваши друзья. Никто потом не скажет, что пользу компании принесли они, а не вы. Все успехи останутся за вами.

2. Активно встречайтесь с ними, задавайте вопросы, просите сделать предложение. Даже если пока не собираетесь ничего покупать. Любые консультанты — нетворкеры и знают, что рано или поздно они сделают продажу вам или вашим знакомым.

3. Учитесь понимать бизнес.

Рекомендации консультантам:

1. Публикуйте качественный контент, берите пример с лидеров.

2. Организуйте больше мероприятий.

3. Проводите исследования, делитесь результатами.

4. Если вы не международная компания — ищите лучшие мировые практики и применяйте их, не изобретайте велосипед.

Михаил Притула, HR-директор. l-a-b-a.com

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1