Пассивная агрессия — что делать, если вы столкнулись с ней на работе

Говорят, худой мир лучше доброй ссоры. Но это верно не всегда. Пассивный агрессор может портить климат в коллективе гораздо сильнее, чем открытое противостояние сотрудников.

Что такое пассивная агрессия

Бывают ситуации, когда человек по каким-то причинам не может вступить в конфронтацию. Не готов к отпору, или находится в подчиненном положении, или боится реакции окружающих, или просто не умеет осознавать и выражать свои эмоции. При этом человеку не удается скрыть негативных чувств к другому, и он начинает выражать свое несогласие или неприязнь косвенно. Такое поведение и называют пассивно-агрессивным.

Термин пассивная агрессия ввел американский военный психиатр Уильям Меннингер во время Второй мировой войны. Он наблюдал за солдатами и заметил: некоторые из них не повиновались приказам, но не протестовали открыто (вероятно, потому, что за это их ждало бы наказание вплоть до трибунала). Они саботировали процесс: выполняли задания медленно, неэффективно, всячески демонстрируя неохоту.

Пассивная агрессия может встречаться в абсолютно любых отношениях. Например, ребенок помыл посуду. Мать недовольна тем, как он это сделал, и начинает у него на глазах демонстративно «переделывать». Она ничего не говорит и ни в чем не обвиняет ребенка. То есть он не может полноценно вступить в конфликт — защититься, оправдаться, объясниться. При этом, естественно, чувствует себя неуютно и уязвимо. Если же он спросит, что случилось, скорее всего, мать или скажет, что он выдумывает, или набросится на него — ведь он сам напросился и вообще делает всё не так.

И в этом вся суть пассивной агрессии. Открытый конфликт предполагает, что в него вовлечены все участники. Они могут сойтись в честной битве и вести ее, пока не наладят отношения или кто-нибудь не выйдет из нее победителем. Но со скрытым противостоянием такой фокус не пройдет. Пассивный агрессор не считает себя атакующим, в его глазах он — жертва. Поэтому разрешает себе любые гадости — для защиты, разумеется.

Конечно, такого рода противостояния губительны не только для тех, кто в них вовлечен, но и для окружающих.

Как проявляется пассивная агрессия на работе

В офисах и на предприятиях пассивная агрессия — частый гость. Она может выражаться по-разному, например одним из этих способов:

  • Саботаж. Когда человек делает то, что должен, но медленно и/или плохо. Теряет важные документы. Не делает ничего, чтобы решить проблему, даже если возможность есть.
  • Сарказм и едкие замечания. Коллега говорит много неприятных вещей. Но если сказать, что это неприятно, обидится: «Ты что, шуток не понимаешь?»
  • Постоянные жалобы. Человек ругает руководителей, негативно отзывается о процессах, всё вокруг его не устраивает.
  • Частые оправдания. Что бы коллега ни сделал — это не он виноват, это жизнь такая.
  • Игнорирование. Человек может внезапно перестать здороваться, демонстративно уходить при появлении «оппонента».

И это далеко не весь список.

Важно понимать: пассивно-агрессивное поведение в разных ситуациях свойственно каждому из нас. Например, бывают начальники, которые не всегда ставят адекватные задачи, но не готовы обсуждать их с подчиненными. И тем — хочешь не хочешь — приходится их выполнять. Какая уж тут работа с душой? Поэтому с разовыми вспышками вряд ли стоит что-то делать.

Но если пассивный агрессор — рецидивист и постоянно портит настроение, нужно принимать меры.

Как бороться с пассивной агрессией

Сохраняйте спокойствие

Агрессор считает себя жертвой, его цель — наказать «обидчика». Поэтому всё, что он делает, направлено на то, чтобы заставить человека чувствовать стыд, вину, ответственность за происходящее и т. д.

Но даже если вас назначили виноватым, вы вовсе не обязаны вовлекаться в эту игру. Если вы будете реагировать, пассивный агрессор получит удовлетворение и почувствует ощущение власти над вами. Поэтому постарайтесь оставаться спокойным, общайтесь вежливо, можете даже сделать комплимент.

Стоит понимать, что пассивный агрессор — не обязательно плохой человек. Он просто пытается донести свое послание, пусть и таким неприятным образом. И получается так не от большого счастья. Вспоминайте об этом, если захочется вспылить.

Постарайтесь понять, что может быть источником проблемы

Каждый раз угадывать, в чем вы на тот раз «провинились», вы не обязаны. При нормальной коммуникации человек подходит и говорит, что не так. Если он выбрал путь пассивной агрессии — это его проблемы.

Но всё же будет нелишним понять, нельзя ли устранить какие-то факторы, которые пассивную агрессию вызывают. Особенно это важно, если вы руководите командой. Возможно, вы даете задания, но не объясняете сотрудникам, для чего нужно их выполнять, какой результат необходимо получить. Не выслушиваете их комментарии по поводу той или иной задачи. Зачастую ситуацию может изменить налаженная коммуникация: люди получат канал для прямых высказываний и необходимость в пассивной агрессии отпадет.

Иногда бывает, что коллеги занимают равные позиции. Но одному из них свойственно агрессивно реагировать на попытки критиковать его идеи или предлагать свои. В том случае второму человеку ничего не остается, как уйти в пассивную агрессию. Так что, возможно, стоит поискать бревно в своем глазу. Пассивная агрессия — способ высказаться. Вдруг вы просто не даете сделать это по-другому?

Однако некоторые люди просто сами по себе такие. Они всегда ищут виноватых и всегда их находят. В этом случае что-то менять бесполезно. Корректировать свое поведение означает лишь поддаться на манипуляции.

Обговаривайте детали вашего взаимодействия

Перестать контактировать с пассивно-агрессивным коллегой вряд ли получится, придется как-то продолжать работать вместе. Чтобы делать это было проще, лучше договариваться обо всех условиях взаимодействия. Чем более простыми и понятными они будут, тем проще будет их соблюдать самому и требовать этого же от коллеги.

Например, если человек должен был сделать работу «как можно быстрее» и заволокитил ее, к нему сложно предъявить претензии. Он скажет, что старался, но не успел. Когда есть конкретный срок, жертвой выставить себя намного сложнее.

Поэтому фиксируйте сроки и договоренности, ставьте о них в известность и других людей. Например, можно добавить в копию письма третьего коллегу. Эмоции эмоциями, но работа должна быть сделана.

Попросите помощи у руководителя

Если пассивная агрессия коллеги действительно мешает работе, можно обратиться за содействием к начальнику. При этом стоит тщательно продумать аргументы и примеры того, как сотрудник влиял на результаты и показатели. Сорвал сроки, забыл отправить письмо, не рассказал о важных изменениях остальным — и проект пришлось переделывать, когда он был почти готов… Если всё это не единичные явления, а система, это вредит всем.

Переделать пассивного агрессора руководитель вряд ли сможет. А вот подумать о том, как с ним расстаться, — вполне.

prosto.rabota.ru

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1