Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве

"Отдел кадров бюджетного учреждения", 2010, N 7

Вопрос: На федеральном уровне 02.07.2007 Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения, Общероссийским отраслевым объединением работодателей "Союз коммунальных предприятий" и Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстроем) было утверждено Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008 - 2010 годы (далее - Соглашение). Согласно Письму Роструда от 05.09.2007 N 3586-ТЗ это Соглашение прошло регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости (регистрационный N 71/08-10 от 05.09.2007). Затем оно было опубликовано в журнале "Труд и страхование" (N 10/11, 2007) и размещено на официальном сайте Минздравсоцразвития (minzdravsoc. ru). В Письме Минздравсоцразвития России от 13.12.2007 N 389-ТГ работодателям отрасли, не участвовавшим в заключении данного Соглашения, было предложено присоединиться к нему, а также указан порядок отказа от присоединения. Согласно п. 9.1 Соглашения все изменения и дополнения к нему вносятся по взаимной договоренности сторон. Вместе с тем 17.04.2008 и 12.08.2008 в это Соглашение были внесены изменения и дополнения путем подписания Соглашений лишь между Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения и Общероссийским отраслевым объединением работодателей "Союз коммунальных предприятий". В частности, первоначальной редакцией Соглашения (п. 2.3) установлен размер базовой месячной тарифной ставки рабочего первого разряда - 2550 руб., Соглашением о внесении изменений и дополнений от 12.08.2008 он с 01.01.2009 увеличен до 3500 руб. Указанные Соглашения также прошли регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости (Письма Роструда от 18.06.2008 N 3174-ТЗ, от 04.09.2008 N 4812-ТЗ), опубликованы в журнале "Труд и Страхование" и размещены на официальном сайте Минздравсоцразвития. Предложения присоединиться к указанным Соглашениям официально не опубликовывались. Возник вопрос: обязано ли предприятие, которое присоединилось к Отраслевому тарифному соглашению в 2007 г., выполнять данное Соглашение в редакции, не предложенной для присоединения?

Ответ: Порядок заключения соглашения и присоединения к нему регламентирован гл. 7 ТК РФ. В частности, определено, что соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением. Заключенные на федеральном уровне отраслевые соглашения подлежат обязательному опубликованию в Порядке, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2007 N 260 (далее - Приказ N 260). В п. 2 названного Приказа говорится: после опубликования соглашения в журнале "Труд и страхование" стороны соглашения вправе предложить Министру здравоохранения и социального развития Российской Федерации обратиться к работодателям, осуществляющим деятельность в соответствующей отрасли и не участвовавшим в заключении соглашения, с предложением присоединиться к нему. Это и было сделано в 2007 г.

В ст. 49 ТК РФ указано, что изменение и дополнение соглашения производятся в порядке, установленном ТК РФ либо этим соглашением. Пункт 9.1 Соглашения гласит: изменения и дополнения к нему вносятся по взаимной договоренности сторон. Поэтому у организации, присоединившейся к Отраслевому соглашению в 2007 г., возникли сомнения в законности внесенных в 2008 г. изменений: Соглашение является трехсторонним, соответственно, изменения и дополнения должны вноситься путем подписания дополнительного соглашения тремя сторонами, чего не было сделано.

Однако согласно п. 11 Указа Президента РФ от 12.05.2008 N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстрой) было упразднено, а его функции переданы Минрегионразвития. Данный Указ вступил в силу 14.05.2010. Поэтому дополнительное Соглашение от 12.08.2008 не вызывает вопросов о законности его заключения. Более раннее дополнительное Соглашение, заключенное без участия Росстроя, датируется 17.04.2008, однако оно прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости 18.06.2008 (регистрационный N 101/08-10) (Письмо Роструда от 18.06.2008 N 3174-ТЗ). В связи с этим изменения и дополнения, внесенные в Соглашение в 2008 г. путем заключения дополнительных Соглашений между Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения и Общероссийским отраслевым объединением работодателей "Союз коммунальных предприятий", распространяются на организации, присоединившиеся к Соглашению в 2007 г.

Доводы относительно того, что дополнительные Соглашения не обязательны для исполнения по той причине, что не были опубликованы предложения присоединиться к ним, нельзя признать состоятельными по следующим причинам. Согласно п. 1 Приказа N 260 Роструд в течение трех календарных дней со дня регистрации соглашения (изменений и дополнений к нему) направляет текст соглашения и сведения о его регистрации для опубликования в журнал "Труд и страхование" и в Минздравсоцразвития для размещения на официальном сайте министерства. После того как соглашение было опубликовано в названном журнале, стороны соглашения вправе предложить министру здравоохранения и социального развития РФ обратиться к работодателям, осуществляющим деятельность в соответствующей отрасли и не участвовавшим в заключении соглашения, с предложением присоединиться к нему. Однако это лишь право сторон, а не обязанность. Более того, согласно ч. 7 ст. 48 ТК РФ руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, после опубликования заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения Вправе по желанию сторон соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Как видим, это также не обязанность руководителя соответствующего федерального органа исполнительной власти.

Напомним, что согласно ч. 8 ст. 48 ТК РФ заключенное соглашение считается распространенным на работодателей, осуществляющих деятельность в соответствующей отрасли, если они в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к соглашению. К отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.

Учитывая сказанное, можно сделать вывод, что предприятие, присоединившееся к Соглашению, обязано выполнять его в редакции от 17.04.2008 и 12.08.2008 даже при том, что дополнительные Соглашения не были предложены для присоединения.

М. В.Блинова

Эксперт журнала

"Отдел кадров

Бюджетного учреждения"

Подписано в печать

08.07.2010

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1