Раньше еще можно было представить крупную компанию, все отделы которой работают только по основному направлению ее деятельности, например по производству или техническому обслуживанию, но сейчас ситуация сильно изменилась и конкурентная среда требует нового подхода к ведению бизнеса, в частности присутствия организации в информационном поле. Поэтому даже самым консервативным руководителям приходится расширять штат под отделы, которые будут заниматься вопросами взаимодействия со СМИ, рекламы, SMM и связей с общественностью. Особенностями и нюансами управления такими подразделениями делятся эксперты аутстаффингового агентства «Ваш кадровый советник».
Самая главная проблема управления креативным звеном кроется в личностных особенностях таких кадров и кажущейся хаотичности их рабочего процесса. Однако так это выглядит только для тех, кто никогда не работал по этим направлениям. Если сотрудник — профессионал своего дела, любые творческие задачи он будет выполнять в срок и четко по техническому заданию.
Тем не менее, любому штатному отделу необходима организованность, прописанный KPI и системность в работе не только на выходе, но и в процессе. В том числе и творческому.
Важнейшую роль в любой системе управления играет авторитет руководителя проекта. В творческом тоже. Руководителю в этом случае не обязательно делать что-то лучше исполнителя. Главное — отчетливо представлять себе конечный результат работы, понимать, чего конкретно нужно добиться от сотрудника и уметь планировать. Это позволяет направлять процесс в нужное русло, непрерывно отслеживать соответствие работы основной задаче и при необходимости — вовремя вносить корректировки, не нарушая темпа работы всего отдела.
Другая особенность — необходимость двухсторонней оценки работы: художественной и коммерческой. Менеджер отвечает за соответствие результата коммерческим требованиям, чтобы она приносила пользу компании, а арт-директор берет на себя оценку творческой составляющей: качество, аккуратность, чистоты исполнения, соответствие задумки и задачи конечному результату.
Одним из основных аспектов эффективного управления является умение менеджера правильно, доступно, понятно и доходчиво объяснить все задачи, поставленные перед отделом в целом или перед отдельным специалистом. Причем объем информации не так важен. Главное — донести основную идею, суть, посыл, который предстанет перед потребителем с помощью логотипа, сайта или рекламного текста.
Конечно же, успешная организация творческого коллектива зависит от атмосферы. Важно взаимопонимание и открытость, чтобы требования со стороны руководителя проекта или арт-директора разумно обоснованы, правки и переработки оправданы и способствуют совершенствованию результата.
Не следует оскорблять труд творческого сотрудника. Критика уместна, но только аргументированная, и, конечно же, нужно давать творцу возможность защищать свою работу.
Недопустимы морализаторство и чересчур эмоциональные методы давления: крики, удары по столу и угрозы лишения премии. Все это неэффективно, когда речь идет о творческом процессе. Креатив следует стимулировать, а не угнетать, оказывая давление на психику.
Другая необходимая вещь — обеспечение сотрудничества между работниками. Как правило, креативные сотрудники работают в тесной связи между собой. Нужно следить, чтобы коллеги в связках не гасили потенциал друг друга, а в спорах рождалась истина.
В любой компании, где творческие процессы обеспечивают работу по совершенно другим направлениям, неизбежно встает вопрос борьбы с рутиной. Для людей с творческим складом ума это превращается в пытку. Избежать ее получается не всегда. Чтобы не убить творческий запал и не потерять интерес к работе, пригодится практика повышения творческой активности. Обычно устраиваются игры, выполняются специальные упражнения, сотрудники собираются на мозговые штурмы и встречи с интересными и полезными людьми.
При управлении творческим коллективом рекомендуется обращать внимание на создание творческой атмосферы. Есть команды, где успешная работа немыслима без жарких споров и сигарет. А есть компании, в которых атмосфера творчества задается эргономичной мебелью и предметами искусства, будоражащими воображение.
Обстановка важна, поскольку она может способствовать творчеству, а может убивать его на корню: строгий офисный стиль помещения вряд ли поможет художнику настроится на творческий лад.
Не стоит забывать, что каким бы ни был интерьер, атмосфера, для комфортной и продуктивной работы, устанавливается в коллективе, где налажены хорошие, прозрачные взаимоотношения, как по горизонтали, так и по вертикали. Касается это не только творческих отделов, но и всех остальных. Когда руководитель и подчиненный «настроены на одну волну», то все процессы становятся приятными и взаимовыгодными, а результаты — успешными со всех точек зрения.
Поделиться