По состоянию на: 11.03.2005
Журнал: Справочник кадровика
Год: 2005
Автор: Скачкова Г. С.
Рубрика: Кадровая практика
* Продолжение. Начало см.: Справочник кадровика, 2005, № 1, 3.
Особенности порядка заключения трудового договора с работниками охраны (ведомственной и вневедомственной)Особенности порядка заключения трудового договора со спасателямиОсобенности порядка заключения трудового договора с экспертами
Ранее были рассмотрены: общая характеристика законодательства о регулировании труда лиц гражданского персонала; должности, которые могут занимать такие лица, а также особенности порядка заключения трудового договора с работниками таможенных органов.
Особенности порядка заключения трудового договора с работниками охраны (ведомственной и вневедомственной)
Особое место среди лиц гражданского персонала занимают работники ведомственной охраны, правовой статус которых определяется Федеральным законом от 14.04.99 № 77-ФЗ “О ведомственной охране” (далее – Закон о ведомственной охране), в ст. 6 которого сказано, что на работников ведомственной охраны распространяется действие законодательства РФ о труде.
Работники ведомственной охраны могут работать в различных органах и организациях, в т. ч. и в федеральных органах исполнительной власти, выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства, – Минобороны России, МЧС России и др.
Например, в постановлении Правительства РФ от 15.12.00 № 960 “Об утверждении Положения о ведомственной охране Министерства обороны Российской Федерации” сказано, что ведомственная охрана создается в составе воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ и состоит из подразделений военизированной охраны (отряд, команда (часть), группа, отделение), применяемых для охраны особо важных и режимных объектов, и подразделений сторожевой охраны (группа, отделение), применяемых для охраны других объектов.
Структура и штатная численность подразделений военизированной и сторожевой охраны, входящих в ведомственную охрану, утверждаются Генеральным штабом Вооруженных Сил РФ в пределах штатной численности гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, утверждаемой Правительством РФ.
Финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности ведомственной охраны осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых Минобороны России. Оплата труда работников ведомственной охраны производится в соответствии с Единой тарифной сеткой по оплате труда работников организаций бюджетной сферы.
К тем гражданам, которые могут работать в ведомственной охране, в ст. 6 Закона о ведомственной охране предъявляются особые требования: достижение возраста 18 лет и наличие гражданства РФ; годность по состоянию здоровья и деловым качествам к выполнению задач, возложенных на ведомственную охрану; обязательное ежегодное прохождение медицинского осмотра, а также периодических проверок на годность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Профессиональная подготовка работников ведомственной охраны проводится в порядке, определяемом федеральными органами исполнительной власти, имеющими право на создание ведомственной охраны.
Какие есть ограничения для приема на работу в ведомственную охрану?
В соответствии со ст. 7 Закона о ведомственной охране гражданин не может быть принят на работу в ведомственную охрану в случаях:
– признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
– наличия у него неснятой или непогашенной судимости;
– отсутствия регистрации по месту жительства;
– наличия подтвержденного заключением медицинской организации заболевания, препятствующего исполнению им должностных обязанностей;
– лишения его права занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься охранной деятельностью приговором суда, вступившим в законную силу.
Раскрывая особенности порядка заключения трудового договора с работниками ведомственной охраны, необходимо иметь в виду, что наряду с ведомственной охраной, создаваемой федеральными органами исполнительной власти, существует и вневедомственная охрана при органах внутренних дел РФ, создаваемая на договорной основе для защиты имущества собственников и организуемая в городах, районных центрах и поселках городского типа.
Среди нормативных правовых актов подзаконного характера, регулирующих деятельность вневедомственной охраны, можно назвать два основных документа.
Во-первых, это Положение о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 14.08.92 № 589 “Об утверждении Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации” (далее – Положение о вневедомственной охране при ОВД). В данном документе говорится, что вневедомственная охрана осуществляет свою деятельность на принципах самоокупаемости, самофинансирования и содержится за счет специальных (внебюджетных) средств, поступающих по договорам от собственников.
Фонд оплаты труда работников вневедомственной охраны формируется в пределах 80% от средств, поступающих по договорам от собственников
Комплектование должностей сотрудников милиции в структуре подразделений вневедомственной охраны, а также должностей рабочих и служащих и рабочих и служащих вневедомственной охраны осуществляется в соответствии с установленным законодательством порядком и нормативными актами МВД России.
Во-вторых, необходимо назвать и такой документ, как Наставление по организации службы военизированных и сторожевых подразделений вневедомственной охраны, утв. приказом МВД России от 22.03.93 № 121 “Об утверждении Наставления по организации службы военизированных и сторожевых подразделений вневедомственной охраны”. В пункте 1.6 данного документа сказано, что на работников охраны распространяется законодательство о труде и государственное социальное страхование.
Наряду с указанными документами нужно принимать во внимание соответствующие положения Закона о ведомственной охране, в частности ст. 26, согласно которой до принятия федерального закона, регулирующего деятельность вневедомственной охраны при органах внутренних дел, действие данного закона, за исключением ст. 8 и 9, распространено на военизированные и сторожевые подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел, осуществляющих на договорной основе охрану объектов всех форм собственности независимо от ведомственной принадлежности.
Особенности порядка заключения трудового договора со спасателями
Характеризуя законодательно установленные особенности правового положения некоторых категорий лиц гражданского персонала, нельзя не отметить особое место среди последних таких лиц, как спасатели.
В статье 7 Федерального закона от 22.08.95 № 151-ФЗ “Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей” (далее – Закон о спасателях) установлено, что аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования могут создаваться:
– на постоянной штатной основе – профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования;
– на нештатной основе – нештатные аварийно-спасательные формирования;
– на общественных началах – общественные аварийно-спасательные формирования.
Спасатель – это гражданин, подготовленный и аттестованный для проведения аварийно-спасательных работ, т. е. действий по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации последних и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов
Поскольку ст. 7 Закона о спасателях указывает на возможность создания профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований в федеральных органах исполнительной власти, то спасатели могут работать и в тех министерствах и ведомствах РФ, которые выполняют задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства, – Минобороны России, МЧС России и др.
Создание профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований в федеральных органах исполнительной власти происходит на основании решений Правительства РФ по представлениям соответствующих министерств, ведомств и организаций РФ, согласованных с федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Таким органом является МЧС России, поскольку в соответствии с Указом Президента РФ от 11.07.04 № 868 “Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий” к числу основных функций МЧС России отнесены, в частности: организация деятельности пожарных, пожарно-спасательных, поисково-спасательных и аварийно-спасательных формирований, авиации и других сил МЧС России; организация и проведение в установленном порядке аттестации аварийно-спасательных служб, пожарно-спасательных, аварийно-спасательных формирований и спасателей федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ.
В соответствии со ст. 9 Закона о спасателях, определяющей порядок комплектования аварийно-спасательные служб, при приеме граждан в профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования на должности спасателей с ними заключается трудовой договор.
В профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования принимают граждан, имеющих среднее (полное) общее образование, признанных годными к работе спасателями и соответствующих установленным требованиям к уровню профессиональной и физической подготовки, а также морально-психологическим качествам. Для определения состояния здоровья кандидаты в спасатели проходят обязательное медицинское освидетельствование, а соответствие другим требованиям определяется по документам, специальными испытаниями, тестированием и т. д.
Особенности порядка заключения трудового договора с экспертами
Законодательно установлены некоторые особенности порядка заключения трудового договора и с такой категорией лиц гражданского персонала, как эксперты.
В Федеральном законе от 31.05.01 № 73-ФЗ “О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации” (далее – Закон о судебно-экспертной деятельности) не сказано четко, какова отраслевая принадлежность отношений по труду таких лиц. Исходя из содержания Закона о судебно-экспертной деятельности, а также принятых в соответствии с этим законом иных нормативных правовых актов можно сделать вывод о том, что экспертами могут быть как лица, работающие по трудовому договору, так и лица, проходящие военную либо иную службу с присвоением воинских (специальных) званий.
Государственный судебный эксперт – аттестованный работник государственного судебно-экспертного учреждения, производящий судебную экспертизу в порядке исполнения своих должностных обязанностей
Приказом МВД России от 31.03.97 № 190 “О реорганизации Экспертно-квалификационной комиссии МВД России” утверждено Положение о Центральной экспертно-квалификационной комиссии МВД России, являющейся головным органом МВД России по вопросам предоставления права производства экспертиз в системе, осуществляющей профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации экспертных кадров в рамках экспертно-криминалистической деятельности МВД России. Одно из полномочий Центральной комиссии – предоставление (либо отказ в предоставлении) права на производство экспертиз сотрудникам экспертно-криминалистических подразделений (в т. ч. работающим пенсионерам, а также в установленном порядке экспертам иных федеральных органов исполнительной власти) и выдача свидетельства на право производства экспертиз.
Подтверждением того, что экспертами могут быть лица гражданского персонала, может служить указание в постановлении Правительства РФ от 06.10.94 № 1133 “О судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации” на то, что Оплата труда работников судебно-экспертных учреждений системы Минюста России устанавливается в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.10.92 № 785 “О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки”.
Согласно ст. 13 Закона о судебно-экспертной деятельности должность эксперта в государственных судебно-экспертных учреждениях может занимать гражданин РФ, имеющий высшее профессиональное образование и прошедший последующую подготовку по конкретной экспертной специальности в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Должность эксперта в экспертных подразделениях федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел может также занимать гражданин РФ, имеющий среднее специальное экспертное образование.
В статье 18 данного закона предусмотрены определенные ограничения, установленные для эксперта при организации и производстве судебной экспертизы. В частности, в производстве судебной экспертизы в отношении живого лица не может участвовать врач, который до ее назначения оказывал указанному лицу медицинскую помощь. Указанное ограничение действует также при производстве судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы, осуществляемой без непосредственного обследования лица.
Поделиться