Особенности приема и увольнения иностранных работников

"Кадровый вопрос", 2013, N 10

ОСОБЕННОСТИ ПРИЕМА И УВОЛЬНЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ РАБОТНИКОВ

При приеме на работу иностранца возможны две ситуации. Ситуация первая: на работу берут иностранца, у которого есть разрешение на временное проживание либо вид на жительство на территории России. В этом случае надо просто оформить с работником трудовой или гражданско-правовой договор. Ситуация вторая: организация сама приглашает иностранного работника из-за рубежа. То есть иностранец имеет статус временно прибывающего в Россию. Тогда, прежде чем принять иностранца на работу, фирма должна оформить целый ряд дополнительных документов. Расскажем об этом ниже.

Разрешение на работу

Если иностранцу требуется виза

На основании ст. 13 Федерального закона N 115-ФЗ работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

Правила выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. N 681 (далее - Правила).

Такое разрешение выдается:

- Федеральной миграционной службой Российской Федерации или ее территориальными органами при наличии заключения соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения;

- Федеральной миграционной службой Российской Федерации при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами транспорта, - если это разрешение на привлечение и использование иностранных работников в составе экипажей российских морских судов;

- территориальным органом Федеральной миграционной службы Российской Федерации при условии внесения работодателем или заказчиком работ (услуг) на специально открываемый федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции счет средств, необходимых для обеспечения выезда иностранного работника соответствующим видом транспорта из Российской Федерации, - в случае, если разрешение выдается временно пребывающему в Российской Федерации иностранному гражданину. В таком случае после выезда иностранного работника из Российской Федерации средства возвращаются работодателю или заказчику работ (услуг) по истечении срока договора, а иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, - по предъявлении проездных документов, подтверждающих оплату выезда иностранного работника из Российской Федерации.

Разрешениями устанавливаются квоты на привлечение определенного числа иностранных граждан в целом и по группам профессий, нанимаемых работодателями для работы на территории республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения.

Для получения разрешения работодатель или заказчик работ (услуг) представляет в Федеральную миграционную службу России:

- заявление (его форма приведена в Приложении 1 к Приказу Федеральной миграционной службы от 25 декабря 2006 г. N 369).

- предложение (заключение) соответствующих органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения с обоснованием целесообразности привлечения и использования работодателем иностранной рабочей силы;

- проект трудового договора или другие документы, подтверждающие предварительную договоренность с иностранными гражданами или зарубежными партнерами о намерении и об условиях привлечения иностранных работников. При этом условия, оплата и охрана труда иностранных граждан, их социальное обеспечение и страхование определяются нормами законодательства Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных межгосударственными и межправительственными соглашениями Российской Федерации с зарубежными странами;

- документ об уплате государственной пошлины за выдачу работодателю разрешения на привлечение и использование иностранных работников. За выдачу разрешения пошлина составляет 3000 руб. за каждого привлекаемого иностранного работника (пп. 12 п. 1 ст. 333.28 Налогового кодекса РФ).

Российские компании предоставляют также копии свидетельств о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, о постановке на учет в налоговой инспекции по месту регистрации.

Иностранные фирмы должны дополнительно предоставить копии свидетельств о регистрации юридического лица, о постановке на учет в налоговом органе по месту регистрации в РФ, об открытии филиала и копию свидетельства о его аккредитации, копии разрешения на открытие представительства и копию свидетельства о его аккредитации.

Предприниматели-работодатели должны будут принести в ФМС России копии свидетельств о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, о постановке на учет в налоговой инспекции по месту регистрации, копию документа, удостоверяющего личность и место регистрации индивидуального предпринимателя.

Решение о выдаче разрешений принимается Федеральной миграционной службой России в течение 30 дней со дня подачи работодателем соответствующих документов. В случае если для принятия решения о выдаче разрешения требуется проведение экспертизы, решение принимается в 15-дневный срок после получения экспертного заключения, но не позднее 45 дней со дня подачи указанных документов. Форма разрешения также приведена в Приложении 2 к Приказу ФМС N 369.

Мотивированный отказ в выдаче разрешения направляется работодателю в письменном виде в течение 5 дней после принятия решения об отказе в выдаче разрешения.

Разрешения выдаются, как правило, на срок до одного года. По мотивированной просьбе работодателя действие разрешения после окончания его срока может быть продлено, но не более чем на один год.

Иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу, выданного на его имя на основании полученного работодателем разрешения. Федеральная миграционная служба России направляет в соответствующие дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации за границей информацию о выданных разрешениях, которая является основанием для получения иностранными гражданами въездной-выездной визы с правом найма на работу.

Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан, перечень которых четко определен действующим законодательством РФ. В частности (п. 4 ст. 13 Федерального закона N 115-ФЗ), разрешения на работу не нужны иностранным гражданам:

1) постоянно проживающим в Российской Федерации;

2) являющимся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в Российскую Федерацию;

3) являющимся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;

4) являющимся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющими монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования;

5) являющимся журналистами, аккредитованными в Российской Федерации;

6) обучающимся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющим работы (оказывающим услуги) в течение каникул;

7) обучающимся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и работающим в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образовательных учреждениях, в которых они обучаются;

8) приглашенным в Российскую Федерацию в качестве преподавателей для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением лиц, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия преподавательской деятельностью в учреждениях профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждениях).

Также не оформляются разрешения на работу для граждан Белоруссии.

14 ноября 2007 г. Минюст России зарегистрировал совместный Приказ Минздравсоцразвития России N 670 и ФМС России N 421 от 26 октября 2007 г. Он утвердил форму сведений о привлечении работодателем иностранных работников к трудовой деятельности, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы. Указанные сведения работодатели представляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ведающий вопросами занятости населения в месячный срок, считая с момента, как заключен трудовой или гражданско-правовой договор с иностранным работником. В форме указывается информация о работодателе, профессия работников, их численность, период трудовой деятельности, государство проживания. Приказ вступил в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования.

Если иностранцу не требуется виза

В рамках ст. 13.1 Федерального закона N 115-ФЗ разрешение на работу иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, может быть выдано:

- Федеральной миграционной службой Российской Федерации;

- территориальным органом Федеральной миграционной службы Российской Федерации;

- Федеральной миграционной службой Российской Федерации при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами транспорта, - если это разрешение на привлечение и использование иностранных работников в составе экипажей российских морских судов.

Основанием для выдачи разрешения указанному иностранному гражданину является его заявление о выдаче ему разрешения на работу, где указываются следующие сведения:

- фамилия, имя, отчество и дата рождения иностранного гражданина;

- гражданство или государство постоянного (преимущественного) проживания иностранного гражданина;

- адрес постоянного места жительства иностранного гражданина;

- период осуществления иностранным гражданином трудовой или предпринимательской деятельности;

- сведения о наличии разрешения на работу (с предъявлением подлинника) - для иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя и выступающего как работодатель или заказчик работ (услуг);

- вид деятельности;

- место работы;

- сведения о работодателе или заказчике работ (услуг);

- сведения о наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников (с предъявлением подлинника) - для работодателя или заказчика работ (услуг), в том числе для иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя и выступающего как работодатель или заказчик работ (услуг);

- сведения об условиях привлечения и использования иностранного работника или сведения о предстоящей предпринимательской деятельности иностранного гражданина.

Такое заявление подается:

- лично иностранным гражданином, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы;

- либо через организацию, в установленном порядке осуществляющую трудоустройство иностранных граждан в Российской Федерации;

- либо через лицо, выступающее в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в качестве представителя данного иностранного гражданина.

Одновременно с заявлением иностранным гражданином представляются:

- документ, удостоверяющий личность данного иностранного гражданина и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве;

- миграционная карта с отметкой органа пограничного контроля о въезде данного иностранного гражданина в Российскую Федерацию или с отметкой территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о выдаче данному иностранному гражданину указанной миграционной карты;

- квитанция об уплате государственной пошлины.

Отказ в приеме от иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, заявления о выдаче ему разрешения на работу возможен только в случае, если он не предоставил выше названные документы, в остальных случаях такой отказ не допускается.

По результатам рассмотрения заявления Федеральная миграционная служба Российской Федерации или ее территориальный орган в течение десяти рабочих дней со дня принятия от иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, заявления о выдаче ему разрешения на работу принимает одно из следующих решений:

- о выдаче ему разрешения на работу;

- об отказе в выдаче такого разрешения. Такое решение может быть обжаловано в Федеральную миграционную службу Российской Федерации или в суд в течение трех рабочих дней со дня получения данным иностранным гражданином уведомления об отказе в выдаче разрешения.

Разрешение на работу выдается иностранному гражданину лично по предъявлении им документа, удостоверяющего его личность и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве. После чего Федеральная миграционная служба Российской Федерации или ее территориальный орган направляют информацию о выданных иностранным гражданам разрешениях на работу в орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Если работодатель собирается брать на работу иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, разрешение на привлечение и использование иностранных работников ему не требуется (п. 9 ст. 13.1 Федерального закона N 115-ФЗ). Иностранные граждане, прибывшие в РФ в порядке, не требующем визы, - это в первую очередь граждане СНГ (кроме граждан Грузии и Туркменистана). Работодателю (заказчику) достаточно просто уведомить территориальный орган ФМС России и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ. Форма уведомления и порядок его подачи утверждены Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2006 г. N 798.

Уведомление представляется работодателем и (или) заказчиком работ (услуг) непосредственно или по почте заказным письмом в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и в орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, на территории которого иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, выдано разрешение на работу.

Полученное уведомление регистрируется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и органом исполнительной власти, ведающим вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.

По общему правилу иностранцы, временно пребывающие в Российскую Федерацию и временно проживающие в Российской Федерации, могут трудиться только в том субъекте Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (п. п. 4.2, 5 ст. 13 Федерального закона N 115-ФЗ).

Однако есть и исключения из этого правила. Так, в п. 1 Постановления Правительства РФ от 17 февраля 2007 г. N 97 установлены случаи, когда временно пребывающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу. Это:

а) направление в служебную командировку. При этом общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов указанного субъекта Российской Федерации не может превышать 10 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу, выданного иностранному гражданину;

б) если постоянная работа осуществляется работником в пути или носит разъездной характер и это определено его трудовым договором. При этом общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов указанного субъекта Российской Федерации не может превышать 60 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу, выданного иностранному гражданину.

В п. 2 этого же Постановления установлены случаи, когда временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание. Это:

а) направление в служебную командировку. При этом общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов указанного субъекта Российской Федерации не может превышать 40 календарных дней в течение 12 календарных месяцев;

б) если постоянная работа осуществляется работником в пути или носит разъездной характер и это определено его трудовым договором. При этом общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов указанного субъекта Российской Федерации не может превышать 90 календарных дней в течение 12 календарных месяцев.

Списки профессий (должностей) и работ, при выполнении которых иностранцы вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено проживание, утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 17 сентября 2007 г. N 607 (зарегистрирован в Минюсте России от 7 декабря 2007 г. N 10655).

Работодатель обязан передать под роспись разрешение на работу иностранному работнику, на имя которого оно оформлено, до начала его трудовой деятельности на территории Российской Федерации (п. 36 Постановления Правительства РФ N 681).

В каких видах деятельности запрещено работать иностранцам?

В соответствии со ст. 14 Федерального закона N 115-ФЗ иностранный гражданин не имеет права:

1) находиться на муниципальной службе;

2) замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации. Условия, на которых иностранные граждане и лица без гражданства могут входить в состав экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, за исключением судна рыбопромыслового флота, утверждены Приказом Минтранса России от 25 января 2001 г. N 14. Условия, на которых иностранные граждане и лица без гражданства могут входить в состав экипажа судна рыбопромыслового флота, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, утверждены Приказом Госкомрыболовства России от 29 июля 2002 г. N 299;

3) быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;

4) быть командиром воздушного судна гражданской авиации;

5) быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации. Перечень объектов и организаций, в которые иностранные граждане не имеют права быть принятыми на работу, утвержден Постановлением Правительства РФ от 11 октября 2002 г. N 755. В данный Перечень включены:

- объекты и организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований;

- структурные подразделения по защите государственной тайны и подразделения, осуществляющие работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, органов государственной власти и организаций;

- организации, в состав которых входят радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, на которых осуществляются разработка, производство, эксплуатация, хранение, транспортировка и утилизация ядерного оружия, радиационно опасных материалов и изделий;

6) заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом.

Порядок замещения иностранными гражданами руководящих должностей в организациях, в уставном капитале которых более 50% акций или долей принадлежит Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.

В некоторых сферах деятельности устанавливаются допустимые квоты иностранных работников. Так, Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. N 1003 определяет, что допустимая доля иностранных работников, используемых субъектами, осуществляющими на территории РФ "прочую деятельность в области спорта", установлена в размере 50% общей численности работников на период с 1 января до 1 апреля 2008 г. и 25% - на период с 1 апреля по 31 декабря 2008 г. А по ряду видов предпринимательства вводится полный запрет на использование иностранной рабочей силы. Скажем, согласно Постановлению Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. N 1003 в 2008 г. такой запрет распространялся на организации, которые осуществляют розничную торговлю фармацевтическими товарами (вид деятельности по ОКВЭД 52.31), а также розничную торговлю алкогольными напитками, включая пиво (вид деятельности по ОКВЭД 52.25.1). Кроме того, иностранцам также запрещено работать в организациях, осуществляющих розничную торговлю в палатках и на рынках (вид деятельности по ОКВЭД 52.62), а также прочую розничную торговлю вне магазинов (вид деятельности по ОКВЭД 52.63).

Добавим, что из всякого правила есть исключения. Так, указанные запреты не распространяются на граждан Белоруссии. Поскольку в силу п. п. 1 и 2 Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 г. N 4 "О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий" они не считаются иностранными работниками. На самом деле проблема запретов решается достаточно просто. Скажем, если у вас оформлены на работу иностранцы и есть магазин, где продают продукты питания, в том числе алкоголь и пиво, то нет ничего проще зарегистрировать еще одну компанию. Туда оформить только россиян и продавать спиртное через эту компанию. Остальные продукты могут быть реализованы через старую фирму, где есть в штате иностранцы. Есть и другой вариант обойти указанное ограничение. Чтобы не оформлять разрешения на работу иностранцев, можно их "арендовать". То есть заключить договор предоставления персонала (аутсорсинга) с компанией, получившей соответствующие разрешения Федеральной миграционной службы.

Заключение трудового договора

Трудовые отношения возникают на основании трудового договора (ст. 16 Трудового кодекса РФ). В соответствии со ст. 28 Трудового кодекса РФ особенностью оформления трудовых отношений с иностранными работниками, временно пребывающими или временно проживающими на территории РФ, является то, что трудовой договор, заключаемый с ними, всегда будет срочным (ст. 58 Трудового кодекса РФ). Ведь срок действия договора ограничен сроками действия документов, на основании которых иностранный гражданин имеет право находиться на территории РФ.

Чтобы подписать с иностранцем договор, работодателю понадобятся документы, которые прописаны в ст. 65 Трудового кодекса РФ:

- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

- трудовая книжка, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;

- страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;

- документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

- документ об образовании, квалификации или специальных знаниях - при поступлении на работу, требующую специальной подготовки.

Указанные документы нужно перевести на русский язык.

Прежде всего обратимся к определению трудового договора. В соответствии с измененной редакцией ст. 56 Трудового кодекса РФ под трудовым договором теперь следует рассматривать соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется:

- предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции;

- обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением;

- своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется:

- лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию;

- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Представленное определение позволяет идентифицировать трудовой договор прежде всего с точки зрения трудового права, рассматривая его в качестве одного из правовых инструментов регулирования взаимоотношений работодателя и работника. Примечательно, что под работодателем (в соответствии с уточненной редакцией) теперь в равной мере следует подразумевать и организацию (предприятие, учреждение), и физическое лицо.

В то же время трудовой договор - это еще и документ, в котором зафиксировано соглашение сторон об установлении, изменении или прекращении соответствующих прав и обязанностей. В данном случае под сторонами договора подразумеваются стороны, вступающие в трудовые отношения, при этом, как следует из ст. 422 Гражданского кодекса РФ, документ должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующим в момент его заключения.

Согласно новой редакции ст. 21 Трудового кодекса РФ:

1) соответствие рабочего места, на которое имеет право работник, требованиям в области охраны труда теперь определяется на основании положений государственных нормативных требований (в указанной области), а также с учетом положений коллективного договора;

2) работнику вменяется в обязанность бережное отношение к находящемуся у работодателя имуществу третьих лиц (за которое последний несет ответственность).

В свою очередь работодатель, как это предусмотрено новой редакцией ст. 22 Трудового кодекса РФ:

1) наделяется правом требования от работников бережного отношения к находящемуся у работодателя имуществу третьих лиц (см. выше);

2) обязан знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью.

В связи с последним замечанием подчеркнем, что правом на принятие локальных нормативных актов не наделяются работодатели из числа физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Более подробно права и обязанности работника и работодателя, фиксируемые в трудовом договоре, рассматриваются далее в соответствующих примерах. Коснемся далее функционального назначения трудового договора. На наш взгляд, оно состоит, во-первых, в регламентации прав и обязанностей, принятых на себя сторонами трудовых отношений в связи с его заключением (регламентирующая функция).

Работник имеет право на:

- заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом, иными федеральными законами;

- предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором;

- рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором;

- своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;

- отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращенного рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков;

- полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте;

- профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в порядке, установленном Трудовым кодексом, иными федеральными законами;

- объединение, включая право на создание профессиональных союзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов;

- участие в управлении организацией в предусмотренных Трудовым кодексом, иными федеральными законами и коллективным договором формах;

- ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей, а также на информацию о выполнении коллективного договора, соглашений;

- защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами;

- разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на забастовку, в порядке, установленном Трудовым кодексом, иными федеральными законами;

- возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном Трудовым кодексом, иными федеральными законами;

- обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Работник обязан:

- добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;

- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;

- соблюдать трудовую дисциплину;

- выполнять установленные нормы труда;

- соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;

- бережно относиться к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников;

- незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества).

Работодатель имеет право:

- заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом, иными федеральными законами;

- вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры;

- поощрять работников за добросовестный эффективный труд;

- требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка;

- привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом, иными федеральными законами;

- принимать локальные нормативные акты (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями);

- создавать объединения работодателей в целях представительства и защиты своих интересов и вступать в них.

Работодатель обязан:

- соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров;

- предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором;

- обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда;

- обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей;

- обеспечивать работникам равную плату за труд равной ценности;

- выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с Трудовым кодексом РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами;

- вести коллективные переговоры, а также заключать коллективный договор в порядке, установленном настоящим Кодексом;

- предоставлять представителям работников полную и достоверную информацию, необходимую для заключения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением;

- знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью;

- своевременно выполнять предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, уплачивать штрафы, наложенные за нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

- рассматривать представления соответствующих профсоюзных органов, иных избранных работниками представителей о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, принимать меры по устранению выявленных нарушений и сообщать о принятых мерах указанным органам и представителям;

- создавать условия, обеспечивающие участие работников в управлении организацией в предусмотренных Трудовым кодексом, иными федеральными законами и коллективным договором формах;

- обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей;

- осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами;

- возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

- исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

Во-вторых, трудовой договор позволяет зафиксировать соответствующие сведения в точном соответствии с достигнутым на этот счет соглашением сторон трудовых отношений (документная функция).

В-третьих, функциональное назначение трудового договора заключается также в образовании составляющей правоосновы для разрешения (при возникновении таковых) разногласий и споров между сторонами трудовых отношений в порядке, предусмотренном законодательством (правоустанавливающая функция). Наконец, в-четвертых, на основе трудового договора сторонами трудовых отношений (при необходимости) разрабатываются дополнительные соглашения, выступающие в дальнейшем в качестве неотъемлемой части исходного документа (дополняющая функция).

Трудовой договор является составляющей организационно-распорядительной документации работодателя. Уточним, что в соответствии с Общероссийским классификатором управленческой документации трудовые договоры (в прежней редакции Классификатора - контракты о назначении на должность) отнесены к группе документации по приему на работу в составе унифицированной (единой) системы организационно-распорядительной документации (УСОРД).

Унифицированная система организационно-распорядительной документации (УСОРД) представляет собой систему документации, созданную по единым правилам и требованиям и содержащую информацию, необходимую для управления в определенной сфере деятельности (ГОСТ Р 51141-98), например в сфере деятельности конкретного предприятия.

Обратимся далее к функциональной характеристике трудового договора. В этой связи прежде всего следует упомянуть о признаках, отличающих трудовой договор от прочих видов гражданско-правовых договоров, предметом которых также является применение труда. К числу таких признаков необходимо отнести следующие:

- принимаемая на себя работником обязанность лично выполнить порученную ему в соответствии с трудовым договором работу (трудовую функцию) строго определенного уровня квалификации и сложности;

- необходимость выполнения работы (трудовой функции) с подчинением внутреннему трудовому распорядку предприятия;

- принимаемая на себя работодателем обязанность обеспечить работнику надлежащие условия выполнения работы (трудовой функции);

- необходимость своевременной и полной выплаты работнику полагающейся ему заработной платы в точном соответствии с порядком, предусмотренным трудовым договором и локальными актами предприятия.

Существенным отличительным признаком трудового договора является четкая регламентация порядка его подготовки, заключения, изменения и расторжения. Соответствующие сведения на этот счет содержатся в Трудовом кодексе РФ. И, наконец, в качестве еще одного отличительного признака трудового договора следует выделить наличие совокупности специфических требований к содержанию, структуре, стилю изложения и оформлению данного документа, закрепленных в соответствующих нормативных актах органов исполнительной власти, а также стандартах, инструкциях, методических рекомендациях. Последнее замечание побуждает нас безотлагательно перейти к рассмотрению указанных требований в рамках очередной главы пособия.

Основные требования к содержанию трудового договора, как и прежде, изложены в соответствующих положениях Трудового кодекса РФ. Однако с принятием новой редакции Трудового кодекса РФ в этих требованиях произошли определенные изменения. Например, уточненная версия ст. 57 Трудового кодекса РФ отныне предписывает включать в содержание трудового договора следующие сведения:

1) сведения о сторонах трудовых отношений, позволяющие идентифицировать работника и работодателя, заключивших между собой трудовой договор, в том числе:

- фамилию, имя, отчество работника и наименование работодателя (фамилию, имя, отчество работодателя - физического лица), заключивших трудовой договор;

- сведения о документах, удостоверяющих личность работника и работодателя - физического лица;

- идентификационный номер налогоплательщика (для работодателей, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями);

- сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями;

- место и дату заключения трудового договора;

2) сведения об условиях, включаемых в трудовой договор в обязательном порядке.

Обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия:

- место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, - место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения;

- трудовая функция (работа) по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации либо конкретный вид поручаемой работнику работы. Если в соответствии с федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации;

- дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, - также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом (если в трудовом договоре не оговорен срок его действия, то договор считается заключенным на неопределенный срок, см. далее);

- условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);

- режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя);

- компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте;

- условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы) (см. в этой связи ст. 168.1 Трудового кодекса РФ и комментарии к ней);

- условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами;

- другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

3) сведения о дополнительных условиях трудового договора, не ухудшающих положение работника по сравнению с установленным законодательством, нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями и локальными нормативными актами, в том числе:

- об уточнении места работы (с указанием структурного подразделения и его местонахождения) и (или) о конкретном рабочем месте;

- об испытании, установленном работнику в соответствии со ст. 70 Трудового кодекса РФ;

- о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им порученной в соответствии с трудовым договором работы;

- об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока - в случае если такое обучение проводилось за счет средств работодателя;

- о видах и условиях дополнительного страхования работника;

- об улучшении социально-бытовых условий работника и членов его семьи;

- об уточнении применительно к условиям работы данного работника прав и обязанностей работника и работодателя, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Отметим также, что по соглашению сторон в трудовой договор могут также включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также вытекающие из условий коллективного договора, соглашений. Вместе с тем невключение в трудовой договор каких-либо из указанных выше прав и (или) обязанностей работника и работодателя не может рассматриваться как отказ от реализации этих прав (исполнения этих обязанностей).

Подчеркнем, что условия, включенные сторонами в трудовой договор при его заключении, могут быть впоследствии изменены только в соответствии с письменным дополнительным соглашением между работником и работодателем. Такое дополнительное соглашение (дополнение) в дальнейшем следует рассматривать в качестве неотъемлемой части ранее заключенного трудового договора.

Как отмечалось ранее, при определенных обстоятельствах между работником и работодателем может быть заключен срочный трудовой договор, в содержании которого в обязательном порядке указывается срок его действия (ст. 57 Трудового кодекса РФ). Как правило, такой трудовой договор заключается на срок не более пяти лет, за исключением случаев, когда в соответствии с Трудовым кодексом РФ и (или) иными федеральными законами срок действия срочного трудового договора может превышать указанный срок (ст. 58 Трудового кодекса РФ).

Помимо сведений о сроке действия трудового договора в нем должны указываться и обстоятельства (причины), послужившие основанием для его заключения. В этой связи вновь напомним, что новая редакция ст. 59 Трудового кодекса РФ содержит перечень ситуаций, в соответствии с которыми срочный трудовой договор должен или может быть заключен.

Подчеркнем, что трудовой договор, заключенный на определенный срок при отсутствии достаточных к тому оснований, установленных судом, считается заключенным на неопределенный срок.

Заключение срочных трудовых договоров в целях уклонения от предоставления прав и гарантий, предусмотренных для работников, с которыми заключается трудовой договор на неопределенный срок, запрещается. Обстоятельства, в соответствии с которыми теперь срочный трудовой договор может заключаться по соглашению его сторон, изложены в ч. 2 ст. 59 Трудового кодекса РФ. По истечении срока действия срочный трудовой договор может быть:

- прекращен в порядке и по основаниям, предусмотренным законодательством, в том числе досрочно (как по инициативе работника, так и по инициативе работодателя);

- по соглашению сторон продлен на новый срок (как срочный договор).

Однако в том случае, если по истечении срока действия срочного трудового договора ни одна из сторон не потребовала его прекращения и работник продолжает выполнять порученную работу, то условие о срочном характере данного трудового договора утрачивает силу и последний в дальнейшем считается заключенным на неопределенный срок.

Помимо перечисленных выше, в содержании трудового договора могут найти отражение и некоторые другие сведения, включение которых в текст документа является значимым для сторон трудовых отношений, но при этом не противоречит трудовому законодательству, положениям локальных нормативных актов, условиям коллективного договора, соглашений. В частности, в содержание трудового договора могут включаться сведения, указывающие на:

- вид трудового договора (договор по основной работе либо договор по совместительству);

- гарантии, предоставляемые работодателем работнику в соответствии с нормативно-правовыми и локальными актами предприятия;

- порядок разрешения между сторонами трудовых отношений споров, разногласий в связи с исполнением обязательств по договору;

- ответственность сторон трудовых отношений в случае причинения ими ущерба друг другу.

Завершая разговор о требованиях к содержанию трудового договора, отметим, что функциональное назначение документа, его принадлежность к управленческой документации фактически предопределяет и то, каким качественным критериям должно соответствовать содержание трудового договора. Оно, как следует из Методических рекомендаций ВНИИДАД "Унификация текстов управленческих документов", должно быть ясным, информационно емким, убедительным и представляется в виде связного (сплошного), четко структурированного (о структуре трудового договора см. далее) текста.

Уточним, что ясность содержания трудового договора достигается предельно точным его формулированием. В свою очередь, информационная емкость документа обеспечивается посредством включения в него предложений, сочетающих минимальное количество словарных единиц с максимальной смысловой нагрузкой. Что же касается убедительности содержания, то выполнение этого требования в отношении трудового договора зависит прежде всего от того, насколько последовательно расположены в тексте его смысловые компоненты и насколько логически обоснованным выглядит построение текста документа в целом. И, конечно же, как следует из изложенного ранее, содержание трудового договора не должно противоречить законодательству, положениям нормативных правовых актов, включающих нормы трудового права, коллективных договоров, соглашений и локальных нормативных актов.

В качестве основы для подготовки проектов трудовых договоров рекомендуется использовать унифицированные (типовые, примерные и т. п.) тексты. Подобные тексты-трафареты трудовых договоров, предназначенные для заключения с различными категориями работников, могут быть разработаны каждым предприятием самостоятельно с учетом специфики своей деятельности и особенностей содержания работы (трудовой функции), поручаемой той или иной категории работников.

Трудовые книжки

Статья 11 Трудового кодекса РФ определяет, что нормы Трудового кодекса РФ распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан и лиц без гражданства. То есть работодатель обязан либо потребовать от иностранца трудовую книжку установленного в Российской Федерации образца, либо, если трудовой договор с иностранным гражданином или лицом без гражданства заключается впервые или трудовая книжка установленного образца отсутствует у иностранного гражданина или лица без гражданства по другим причинам, завести указанному гражданину трудовую книжку.

Согласно ст. 66 Трудового кодекса РФ работодатель оформляет трудовые книжки на каждого сотрудника, проработавшего у него свыше пяти дней. В книжке делаются соответствующие записи в порядке, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. N 225 "О трудовых книжках" и Постановлением Минтруда России от 10 октября 2003 г. N 69 "Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек".

Добавим, что работодатель не может принять от иностранного работника трудовую книжку иностранного государства.

Согласно п. 47 Правил ведения и хранения трудовых книжек при выдаче работнику трудовой книжки работодатель взимает с него плату, размер которой определяется размером расходов на ее приобретение. Если работник отказывается внести плату за трудовую книжку, работодатель может удержать ее стоимость из заработной платы работника, расценив выдачу бланка трудовой книжки как выданный в счет заработной платы аванс (ст. 137 Трудового кодекса РФ).

Расторжение трудового договора

Ситуации, когда перед работодателем возникает необходимость оформления увольнения работника, встречаются очень часто. С точки зрения трудового законодательства работник увольняется самостоятельно или может быть уволен работодателем (ст. 77 Трудового кодекса РФ) в следующих случаях:

- по соглашению сторон;

- в связи с истечением срока трудового договора, за исключением случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения;

- по инициативе работника;

- по инициативе работодателя;

- при переводе работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю или переводе на выборную работу (должность);

- при отказе работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации, изменением подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизацией;

- при отказе работника от продолжения работы в связи с изменением существенных условий трудового договора;

- при отказе работника от перевода на другую работу вследствие состояния здоровья в соответствии с медицинским заключением;

- при отказе работника от перевода в связи с перемещением работодателя в другую местность;

- по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон;

- при нарушении установленных Трудовым кодексом РФ или иными федеральными законами правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы.

Трудовой договор может быть прекращен и по другим основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Организация заключила трудовой договор с новым работником. Прошел почти месяц, но сотрудник на работе так и не появился. Как в таком случае должен поступить работодатель? Можно ли считать трудовой договор с таким работником расторгнутым?

В этом случае договор считается аннулированным. Статья 61 Трудового кодекса РФ предусматривает, что если в трудовом договоре нет упоминания о дате, с которой сотрудник должен приступить к выполнению работы, то такая обязанность появляется у него на следующий рабочий день после вступления договора в силу. А по общему правилу, также изложенному в ст. 61 Трудового кодекса РФ, трудовой договор вступает в силу с момента его подписания сторонами. Таким образом, если в трудовом договоре с сотрудником никаких особенностей начала работы не оговорено, то по истечении одной недели со дня, когда работник должен был выйти на работу (и без уважительных причин не вышел на нее), работодатель вправе аннулировать трудовой договор.

Следовательно, работодатель должен предпринять меры для установления причин неявки работника (например, созвониться с ним или направить курьера и т. п.). А факт невыхода работника на работу лучше зафиксировать актом, подписанным другими работниками или независимыми представителями.

Факт аннулирования договора надо зафиксировать приказом (распоряжением) работодателя. При этом в приказе нужно со ссылкой на ст. 61 Трудового кодекса РФ указать, что трудовой договор аннулирован в связи с тем, что работник не приступил к работе в установленный срок без уважительных причин.

Трудовое законодательство РФ при увольнении работника по любым основаниям обязывает работодателя в последний день работы (день увольнения) выполнить следующие действия:

- выплатить работнику денежную компенсацию за все неиспользованные отпуска. По письменному заявлению работника неиспользованные отпуска могут быть предоставлены ему с последующим увольнением (за исключением случаев увольнения за виновные действия). При этом днем увольнения считается последний день отпуска. При предоставлении отпуска с последующим увольнением (при расторжении трудового договора по инициативе работника) этот работник имеет право отозвать свое заявление об увольнении до дня начала отпуска, если на его место не приглашен в порядке перевода другой работник;

- выдать работнику трудовую книжку и другие документы, связанные с работой (по письменному заявлению работника);

- произвести с работником окончательный расчет.

Как мы уже говорили, с иностранными работниками заключаются срочные трудовые договоры на период действия у них разрешения на работу или период временного проживания. В этом случае они увольняются по окончании срока действия трудового договора.

У некоторых специалистов кадровой службы возникает вопрос, как правильно сформулировать приказ об увольнении работника-иностранца? Некоторые в основание увольнения ставят "окончание срока действия разрешения на трудоустройство". Однако более грамотно в приказе на увольнение написать "в связи с окончанием срока действия трудового договора (контракта)".

Д. Сомова

Эксперт журнала

Подписано в печать 10.10.2013

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться