"Кадровик. ру", 2011, N 10
ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ И ОТБОРА РАБОЧИХ ПРИ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА
За последние несколько лет развития оценки персонала в HR-сфере накопилось много практических наработок по оценке руководителей - отточенные методы, профили компетенций. Хватает и специалистов-оценщиков. Однако оценке рабочих реже придавали значение, т. к. в большей степени это была ответственность руководителя участка, на который принимается сотрудник. И руководитель оценивал профессиональные навыки рабочего, т. к. чаще всего требовался профессиональный исполнитель. Но в ситуации модернизации, технического перевооружения при отборе рабочих этого явно недостаточно.
Чтобы использовать новое высокотехнологичное оборудование и отвечать за его сохранность, работник должен обладать определенным набором личных качеств, жизненных установок. Представьте себе такую ситуацию: 20 лет сотрудник каждую смену контролировал работу оборудования "вживую", мог легко обнаружить неисправность, в совершенстве владел инструментарием, а теперь ему устанавливают полностью автоматизированное рабочее место, которое практически исключает его присутствие возле оборудования. Все, что он видит, - это монитор компьютера, на нем - шифры, сменяющие друг друга цвета, а неосторожным щелчком мыши можно остановить весь поток. Как вы думаете, что чувствует такой работник? Беседы с работниками и их руководителями позволяют сделать вывод, что совсем немногие сотрудники радуются таким переменам.
Цель установки нового оборудования - получение высокого результата, и руководство, ориентированное на развитие, будет приспосабливать персонал к управлению оборудованием, а не оборудование к работникам. Трудолюбие наших рабочих, их гордость за свой труд, знание работы до мелочей вызывают безусловное уважение, но этого становится недостаточно. И если на новое оборудование просто перевести "старых" рабочих, то конфликт почти неизбежен.
Конечно, при установке оборудования персонал обучают, но большей частью это процесс технологический. Мало кто задумывается о том, что не все могут перестроиться на не просто новый способ работы, а на новый стиль жизни.
Модернизируем персонал?
Когда руководство делает заказ на оценку и отбор рабочих, это вызывает иронию, а то и негодование: "Некуда денег потратить - теперь еще и рабочих тестировать начнем", "Кому-то нужно своего родственника пристроить" и т. п. Цели оценки формулируются по-разному, но практически всегда речь идет о том, что новый работник должен иметь другой менталитет, стремиться к более высокому уровню жизни, понимать, что для этого необходимо предпринимать усилия. Первое, на что указывают руководители при обсуждении компетенций, - работник должен мыслить иначе, у него даже потребности должны быть другие, цели в жизни должны измениться. Ни разу не приходилось сталкиваться с такой формулировкой задачи при заказе на оценку и отбор руководителей. Также при постановке целей оценки для руководителей ни разу не предъявлялись требования об отсутствии у кандидата вредных привычек - пристрастия к спиртному например.
Попробуем определить разницу между требованиями прошлого и настоящего, связанными с модернизацией. В Едином тарифно-квалификационном справочнике (ЕТКС) содержатся требования к знаниям и умениям по профессии (должен знать, должен уметь). Условно назовем их "устаревшими". При модернизации производства к стандартному набору требований (знаний, навыков) добавляются:
- высокий уровень внутренней культуры, стремление совершенствоваться профессионально;
- желание достичь более высокого уровня жизни и прикладывать к этому усилия;
- навыки работы на персональном компьютере на уровне уверенного пользователя, знание специальных программ;
- организаторские способности, умение оказывать влияние на других;
- отсутствие вредных привычек.
Эти требования значительно расширяют зоны оценки, поэтому понадобится использовать новые методики и процедуры. Из методов, которые успешно применяются при оценке и отборе руководителей, нужно выбрать наиболее результативные для рабочих.
Особенности оценки рабочих
Система оценки - это не только оценочные процедуры. Это планирование их проведения с учетом числа вакансий, занятости специалиста службы по управлению персоналом, проводящим оценку, и непосредственных руководителей будущего работника. Поэтому вводные данные для создания системы оценки рабочих отличаются от системы оценки руководителей.
- Численность рабочих чаще всего намного больше, чем численность руководителей.
- Соответствие требованиям ЕТКС настолько же важно, как и соответствие корпоративному профилю.
- Следует проводить оценку по следующим направлениям: профессиональные навыки, компетенции, вредные привычки, жизненные ценности (стереотипы).
- Оцениваемые работники чаще всего трудятся посменно: после ночной смены устают, днем отвлечься от работы крайне трудно, в выходной встает вопрос об оплате. Поэтому собрать группу, спланировать "поток" на оценку очень сложно - около 10% сотрудников по разным уважительным причинам не смогут прийти.
- Чаще всего необходимо быстро заполнять вакансии и нет времени на проведение длительных процедур оценки (до подбора руководителя можно назначить исполняющего обязанности, а вот назначить исполняющего обязанности на должность слесаря шестого разряда не удастся).
В связи с вышесказанным необходимо применять методики оценки для быстрого и результативного отбора достаточно большого числа кандидатов.
В таблице описаны особенности использования уже известных методов оценки при отборе рабочих.
Таблица
Особенности применения методов оценки для отбора рабочих
Методы оценки |
Целесообразность |
Комментарии, аргументы |
Центр оценки |
Нет |
Это очень дорого. Численность рабочих |
Психологическое |
Да/Нет |
С помощью психологических тестов можно |
Профессиональные |
Да |
Необходимо их сначала составить под |
Интервью |
Да |
Необходимо разработать детализированное |
Экспертная |
Да |
Можно использовать только по отношению |
Анкетирование, |
Да |
Используются только для первичного |
Как оценить новый менталитет?
Стоит подробно обсудить два критерия оценки, которые выделяются руководителями всегда: новый менталитет и отсутствие вредных привычек. В понятии "новый менталитет" содержится то, что мы чаще всего называем "более высокий уровень культурного развития" (по сути, стремление "не получать, а зарабатывать"). Подразумеваются жизненные ценности и потребности работника: как он планирует свой отпуск, на что предпочитает тратить заработанные деньги, есть ли у него интересы, увлечения, каков его круг общения. На основе этих данных оценщику необходимо сформулировать компетенцию, которую можно будет наблюдать и оценивать.
Как может выглядеть компетенция "новый менталитет" в терминах и формулировках, принятых в оценке персонала?
1. Ценностные ориентации - наличие сложных труднодостижимых целей у работника, для реализации которых необходимы дополнительные ресурсы (деньги, люди, контакты и т. п.) и которые оказывают влияние на повышение качества жизни.
2. Ценностные установки - устойчивые нравственные и этические оценки, которые работник способен сохранять под давлением неблагоприятной внешней среды (трудности, негативное влияние, внушение).
3. Следующий этап - определение индикаторов для сформулированной компетенции.
К положительным индикаторам можно отнести следующие: формулирует личные цели; оценивает достижимость этой цели, необходимость дополнительных ресурсов; объясняет, каким образом достижению цели помогают/мешают личные качества, привычки; меняет поведение для достижения целей; достижение цели повышает качество жизни. Среди положительных индикаторов ценностных установок можно выделить такие: придерживается собственных оценок в ситуации давления, переубеждения, внушения; сохраняет верность своим ценностям в ситуации риска быть изгоем в неблагоприятной группе; сопоставляет (анализирует) ценности, предлагаемые извне, с теми, которые имеет; прогнозирует последствия изменения собственных или общественных ценностей в отношении людей и их поступков; избегает "дешевого авторитета"; не меняет собственные оценки, мнение с целью угодить; уважает ценности других людей, не догматичен.
Что касается целей, то здесь речь не идет о "свершении подвига". Однажды на собеседовании рабочий сформулировал свою цель так: "Хочу работать по-другому, чтобы не бегать в поисках инструментов. Чтобы все было под рукой и хорошего качества. Чтобы, сделав ремонт, не бояться, что все развалится через полчаса, а спокойно заниматься нужным делом".
Хороших или плохих компетенций не бывает. Перекос в любую сторону может мешать эффективно сотрудничать, однако при отборе персонала для работы с новым оборудованием и для достижения целей предприятия необходимы вышеуказанные компетенции.
Выявление и отсев пьющих работников - еще один часто встречающийся критерий при создании профиля компетенций рабочих, отбираемых для работы на новом оборудовании. Этот показатель связан со многими остальными компетенциями: ценностными установками и ориентациями, обучаемостью, способностью прикладывать дополнительные усилия. Определять этот критерий достаточно трудно. Однажды я и мои коллеги попытались использовать его в оценке в такой формулировке - "придерживается здорового образа жизни". Попытались, но вовремя остановились, т. к. вопрос об утренней зарядке, не говоря уже о регулярных занятиях спортом, отсеял бы 98% кандидатов, а вопрос о количестве и качестве спиртного мог бы перейти в обсуждение индивидуальных вкусов и предпочтений. Прямой вопрос "Сколько и как часто вы пьете?" давал ожидаемый ответ - "Пару рюмок и только по праздникам за столом с близкими друзьями", который ничего полезного в оценку не привносил.
Для выявления этого критерия использовали два варианта - опрос руководителей и наблюдение в неформальной обстановке (по возможности). Сложнее производить отбор среди внешних кандидатов, но и здесь не стоит отказываться от вопросов об отношении к алкоголю, например: "Перечислите, какие праздники, события вы отмечаете со спиртными напитками (дни рождения, Новый год, 8 марта, старый Новый год, 23 февраля, получение диплома (окончание учебы), рождение детей, майские праздники, Рождество и т. д.)".
Следует отметить, что компетенции, которые уже достаточно хорошо проработаны для оценки руководителей и специалистов, необходимо корректировать, т. к. ответственность рабочего и поставленные перед ним задачи отличаются.
Что в итоге?
На самом деле после отбора работа у HR-службы только начинается. Предстоит сделать многое для создания и культивирования условий, повышения культуры, развития общего кругозора, привития необходимых ценностей. Большую часть работы в этом направлении выполняет непосредственный руководитель, но без участия службы по управлению персоналом чаще всего формируются лишь островки культуры, которые поддерживаются конкретным лидером и уходят вместе с ним.
Подходы к воспитанию и развитию рабочих были разработаны еще в советском периоде, и в этих методиках можно найти много полезного. Книги по воспитанию трудового коллектива, изданные в 70 - 80-е гг., могут вскоре вернуться на полки в кабинетах HR-специалистов и руководителей младшего уровня управления - тех, кто взаимодействует с рабочими каждый день.
Н. Зленко
Братск
Подписано в печать
04.10.2011