Особенности бизнес-образования в России. По какому принципу выбрать школу?

Программа "Сухой остаток" на "Финам FM". В гостях: Елена Зубкова, вице-ректор Московской международной высшей школы бизнеса "МИРБИС" по международным связям, профессор; Екатерина Лисицына, директор департамента программ MBA Московской международной высшей школы бизнеса "МИРБИС", профессор. Ведущий: Юрий Пронько.

...

ПРОНЬКО:(...)Елена Витальевна, такой философский, практически вопрос. Если человек определился заняться своим делом или повысить свою грамотность, финансовую, экономическую, какую угодно, с чем ему идти в бизнес-школу? Все, наверное, имеют некие базовые знания. Если это предприниматель, то у него еще и практический опыт имеется. Тем не менее, я могу предвидеть, что вы скажете о необходимости этого.

ЗУБКОВА: Наверное.

ПРОНЬКО: Объясните мне и всем нашим слушателям, с какого перепуга человек должен повышать или получать бизнес-образование?

ЗУБКОВА: Наверное, если бы это было только с перепуга, то не было бы на свете стольких школ бизнеса, не открывались бы постоянно новые корпоративные университеты, не появлялись бы новые учебные заведения, бизнес-центры на базе крупнейших старейших и современных университетов.

Если говорить о статистике, то 70% из тех, кто поступает в школы бизнеса, в качестве основного мотива поступления указывают необходимость систематизации имеющихся знаний.

Все видео на UBO. RU

:: Рэнкинг российских бизнес-школ 2009 По версии журнала "Секрет фирмы". Сентябрь 2009
:: Стоимость обучения по Модульным программам МВА в российских бизнес-школах - осень 2009 года
:: Учеба в кризис: кто и зачем учился в России за последний год
:: Рейтинг мировых бизнес-школ - 2009 (Executive MBA и part-time MBA) По версии журнала BusinessWeek. Ноябрь 2009
:: Рейтинг Global MBA - 2009 По версии The Financial Times. Март 2009

Исследования и рейтинги

Знания есть, но они фрагментарны – школы бизнеса помогают эти знания привести в систему. А если вы имеет дело с системой, ее легче использовать эффективно и, прежде всего, для достижения своих целей.

В качестве второй причины, второго мотива для поступления в школу бизнеса – по всему миру, это статистика общая – взрослые, зрелые люди с опытом работы менеджерами указывают возможность приобретения новых контактов и попадания в свою среду, среду таких же, как он бизнесменов и предпринимателей, но обновленную. Потому что в школах бизнеса в каждом наборе на программу MBA собираются люди, объединенные и движимые одними и теми же мотивами…

ПРОНЬКО: Какими?

ЗУБКОВА: Систематизация знаний, попадание в новую среду, но в то же время среду, которая имеет профессиональную доминанту. И в качестве профессиональной доминанты выступает работа в бизнесе, организация собственного бизнеса, работа с людьми, необходимость управлять процессами, отвечать на вызовы, на изменения, выравнивать ситуации, в которые попадает любой бизнес. И вот в одной и той же аудитории собираются люди, объединенные вот этой необходимостью. Поэтому они сами, уже собравшись вместе, становятся питательной средой для каждого отдельного человека. А в хороших школах бизнеса группы формируются с учетом опыта в бизнесе, с учетом профессиональной ориентации, профессиональных интересов.

Кроме того, каждая группа, каждый набор, делится на так называемые синдицированные группы, то есть проектные группы, в которых люди работают. Там, с одной стороны, представлены профессионалы в разных областях, юристы, HR-специалисты, маркетологи, но в то же время это люди, имеющие приблизительно один возрастной уровень, один уровень опыта, одни интересы, и они работают над общим проектом. Потом эти группы меняются, и все время среда обитания каждого, кто пришел в школу бизнеса, оставаясь гомогенной, примерно одинаковой, она все-таки разная. Это вторая причина, попадание в собственную среду.

Третья причина это приобретение новых знаний. Потому что Знания устаревают каждые два года. Человек не успел закончить институт – его знания уже устарели, их необходимо обновлять.

И те знания, которые наши предприниматели приобрели, обучаясь в очень хороших ВУЗах, университетах, часто – обучаясь за границей, эти знания, хотим мы того или нет, даже если мы очень много читаем, если мы следим, если мы слушаем все время радиостанцию "Финам FM"…

ПРОНЬКО: Мы этим каждый день тоже занимаемся.

ЗУБКОВА: Да, безусловно!.. Тем не менее, эти знания устаревают. Сам ты себя любимого, конечно, будешь совершенствовать, ты будешь ходить и в бассейн, и в фитнес-центр, и будешь читать газеты, будешь следить за прессой, за новостями, но в системе ты не получишь обновления знаний. Школы бизнеса дают такую возможность.

Еще одна причина. Часто человеком движет интерес изменения собственной карьерной траектории. Мне нравится все, что я делаю, но я чувствую, что я достигаю потолка своей компетентности, я уже хочу чего-то другого. Либо в той же самой компании я бы хотел претендовать на стратегические позиции управления.

ПРОНЬКО: А это естественное желание любого человека.

ЗУБКОВА: Абсолютно!

ПРОНЬКО: Амбиции…

ЗУБКОВА: Все мы "челленджеры", как же так, пропустить такой момент в жизни, особенно если вам 35, 37, а еще лучше – 40.

ПРОНЬКО: Даже так. То есть здесь есть и возрастная такая грань, да?

ЗУБКОВА: Безусловно. Есть же Executive MBA. Это название у очень хорошей школы бизнеса под Штутгартом, которая работала активно с компанией "Mercedes", потом "DaimlerChrysler", все вот эти изменения через них прошли. Программа Executive MBA для "взрослых" менеджеров называется "Разбудите спящую собаку".

ПРОНЬКО: Очень хорошо, так!

ЗУБКОВА: Красиво, да? То есть даже тем людям, которые прочно сидят в своих креслах, необходимо обновление, им необходима свежая кровь, им необходимы новые вызовы.

(...)

ПРОНЬКО: (...) Екатерина Викторовна, смотрите, курс обучения MBA, в общем-то, предлагает множество учебных заведений, российских и зарубежных. У меня, кстати, немало здесь было гостей, ваших коллег из разных школ. А вы мне можете сказать, по какому принципу все-таки выбирать? Я не знаю, может быть, есть некие стандарты, которые присущи всем бизнес-школам, но наверняка есть дифференциация между учебными заведениями.

ЛИСИЦЫНА: Безусловно.

ПРОНЬКО: В чем суть?

ЛИСИЦЫНА: Вы знаете, о том, как выбрать школу, я скажу, может быть, провокационно и очень просто: надо почувствовать, какая атмосфера в этой школе и что там происходит.

ПРОНЬКО: Подождите, я же тоже настырный, как и вы: что значит почувствовать?

ЛИСИЦЫНА: Для этого надо, самое главное, все-таки определенным образом селектировать бизнес-школы. Особенно на российском рынке, особенно на московском рынке. Я буду говорить о том, на что обратить внимание. Пусть это будут принципы выбора, пусть это будут какие-то реперные точки выбора. Как выбрать эту школу? Я бы обратила внимание на школу, которая существует столько же, сколько существует бизнес-образование в России. Это первое. Есть бизнес-образование России, и есть школы, которые были созданы сразу, выдержали более 20 лет и сейчас дают такие программы, которые занимают большой удельный вес на рынке бизнес-образования. Что это дает? Это стабильность.

Затем я бы обратила внимание как финансист на те школы, которые имеют хорошее финансовое состояние. Как это понять? Вообще, как образовывались бизнес-школы в России? Они очень интересно образовывались: это были факультеты, в основном, при государственных ВУЗах, тогда других не было, которым давали возможность реализовывать некие программы, в основном, по лекалам западных университетов, но с помощью тех преподавателей, которые в этом ВУЗе работали. Но была небольшая категория ВУЗов, которые сразу образовывались как частные. Почему это важно в бизнес-образовании? Это бизнес, а учить бизнесу можно тогда, когда в этом бизнесе существуешь. Не просто приглашаешь звезд, элиту – это понятно, это стандарт, кстати, без этого нельзя. Но когда школа, как и бизнес, существует 20 лет, прошла все кризисы, осталась на плаву и занимает первые рейтинги по выручке… Вы все-таки как "Финам FM"…

ПРОНЬКО: У нас люди понимают эти индикаторы, конечно.

ЛИСИЦЫНА: Да, это индикатор. Следующий индикатор – это преподаватели. Я не буду сейчас говорить о том, что нужны мастер-классы и так далее: много об этом говорят, это минимальный стандарт, если этого нет, то это не бизнес-школа вообще. Я хотела бы сказать о том, заботится ли бизнес-школа о своих преподавателях, об их уровне, о повышении качества. Более того: заботится ли школа о повышении качества преподавателей вообще в бизнес образовании России. Мы не такой большой рынок, и не так уж много у нас "ППС", наших преподавателей. Если у школы есть некая структура, которая заботится об этом, как то школа педагогики, – хотя, вообще-то, это андрагогика, если быть точными в терминологии – и не боится приглашать не только своих преподавателей, но и ведущих бизнес-школ Москвы и России, это хорошо и очень важно.

Обязательно нужно посмотреть на международную составляющую. Причем она должна быть вписана в процесс. Например, Стокгольмская школа (я знаю, у вас была передача), чистый такой продукт. Я придерживаюсь той точки зрения, что все-таки, если мы говорим о России и готовим предпринимателей, которые будут выстраивать карьеру в российских предпринимательских структурах, то важно, чтобы они понимали, как делается бизнес в России. Но при этом использовали все международные технологии образовательные. Поэтому в программе обязательно должно быть соединение. На мой взгляд, сейчас очень важно получать не только российский, но и западный диплом, при этом не теряя дополнительного времени, и, в общем-то, не теряя больших дополнительных денег.

Полная версия программы на Finam. FM

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться