Организация работ по профессиональной адаптации персонала

Организация работ по профессиональной адаптации персонала

Профессиональная адаптация

Нельзя объять необъятное. Это известное изречение братьев Жемчужных относится к любой задаче, которую пытается решить любой профессионал. Поэтому, для адекватной оценки материала и возможности применения его на практике, чрезвычайно важно определить его цели и рамки.

Основная цель настоящей статьи обобщить сложившиеся подходы в организации работы по профессиональной адаптации работников. При этом рамки статьи определяются с использованием следующих допущений.

Во-первых, профессиональная адаптация рассматривается как составная компонента общей схемы адаптации, включающей, как известно, психофизиологический, социально-психологический, организационный и собственно профессиональный аспекты.

Во-вторых, термин профессиональная адаптация используется применительно к назначенному на должность работнику , как привлеченному по внешним источникам найма, так и в порядке внутренней ротации.

В-третьих, объект, которому посвящено содержание настоящего материала , это работник - специалист , рабочий процесс должности которого подразумевает уровень компетенции с требованиями к кандидату как минимум высшего образования.

В-четвертых, принимается допущение, что профессиональная адаптация по времени совпадает с испытательным сроком. Продолжительность адаптационного периода рассматривается в 1-3 месяца.

В-пятых, принимается в качестве аксиомы, что процесс найма заканчивается после исполнения всех процессов и процедур профессиональной адаптации

В повседневной практике найма работодатель часто попадает в ситуацию, при которой работник "не подошел" компании. На самом деле, процесс адаптации процесс обоюдный. Чрезвычайно важно, чтобы работника ввели в должность аккуратно, доброжелательно, по-деловому. Грамотно ввести работника в должность- значит использовать совершенно очевидные процедуры, необходимость которых ясна всем.

Специалисты в области управления персоналом рассматривают профессиональную адаптацию как систему мероприятий проводимых в компании с работниками, назначаемыми на должность с целью:

  • обеспечения работников необходимой информацией о целях и задачах предприятия,
  • уменьшения времени на достижение общих стандартов исполнения работы,
  • нейтрализации ощущения неумелости
  • уменьшения времени по привыканию к новым условиям, освоению технологий и элементов корпоративной культуры предприятия,
  • нацеливания работника на выполнение узловых точек рабочего процесса,
  • развития активного принятия работниками корпоративных ценностей предприятия,
  • соединения ожидания от работы с реальностями повседневной практики

Практика работы с персоналом показывает, что в компании для решения задач успешной профессиональной адаптации весьма желательными являются создание Программ профессиональной адаптации. Основное предназначение таких программ - определить этапы, содержание и персональную ответственность за процессы профессиональной адаптации на рабочем месте назначаемых на должность работников. При этом, как правило, практически не имеет значение, принят ли работник "с улицы" или назначен на должность в порядке внутренней ротации кадров.

Для успешной реализации процесса профессиональной адаптации работников вполне целесообразно разрабатывать общую программу профессиональной ориентации работника компании и Специализированную Программу профессионального обучения и адаптации

Профессиональная ориентация:

Общая программа профессиональной ориентации имеет целью познакомить сотрудника с наиболее общими элементами корпоративной (организационной) культуры компании. Содержательно она обычно включает знакомство и получение общего представления об истории, миссии, основных стратегий и политик компании.

Компания:

  • дата рождения компании
  • основатели компании
  • основные этапы развития компании
  • наиболее крупные достижения компании
  • лучшие люди компании

Миссия и основные стратегические цели компании:

  • философия и этика ведения бизнеса, система основных ценностей, имидж компании.
  • конкурентные преимущества компании
  • ключевые факторы успеха
  • обязательства компании в отношении к Клиентам, продуктам, услугам, рынкам
  • традиции, нормы, профессиональные стандарты
  • стратегические цели и задачи компании, предприятия, отдела
  • характеристика ассортимента продукции и содержание услуг компании,
  • фирменный стиль компании
  • общие стратегии компании: маркетинговая, производственная, региональная, организационная, кадровая

Основные политики компании:

Каждого работника, назначаемого на должность, в зависимости от его компетенции, весьма желательно ознакомить с основными политиками компании:

  • в области планирования и разработки ассортимента,
  • продвижения продукции товаров и услуг на рынок,
  • в области продаж, доставки товаров потребителю,
  • политики работы с Клиентами,
  • политики в области управления персоналом.

Существенным мотивационным фактором является обзор основных положений компенсационной политики компании. При этом обращают внимание на вопросы:

  • норм оплаты труда,
  • структуры компенсационных выплат и возмещения затрат,
  • оплаты сверхурочных работ,
  • основы системы материального стимулирования и премирования работников
  • порядка и сроков выплаты заработной платы ,
  • социальных программ предприятия- ( лечение зубов, медицинское страхование, пособия по временной нетрудоспособности, процентные надбавки за стаж работы на предприятии, пенсионные программы, пособия в случае тяжелых утрат в семье сотрудника и другие),
  • организации питания на предприятии,
  • программы обучения за счет предприятия,
  • программы занятий спортом за счет предприятия.

Принимаемого работника знакомят с условиями и порядком прохождения испытательного срока. Обращается внимание на содержание и изучение следующих документов:

  • Правила внутреннего трудового распорядка
  • Положения о подразделении
  • Положение о коммерческой тайне
  • Должностная инструкция работника
  • Трудовой контракт с работником сроки и условия найма, порядок оплаты труда в период испытательного срока, права и обязанности работника, дисциплина и взыскания, руководство и оценка выполняемой работы, сроки контроля и механизм завершения испытательного срока.
  • Программа обучения и профессиональной адаптации на период испытательного срока,

Вновь принятому работнику компании представляются общие сведения о высшем руководстве компании.

Опыт специалистов по управлению персоналом показывает, что для успешного достижения целей Общей Программы профессиональной ориентации в компании целесообразно иметь красочно изданную Историю компании, разработанные Кодексы компании, сборник документов и программ, в которых отражается общая информация о компании.

Специализированные программы профессионального обучения и адаптации

Специализированная Программа профессионального обучения и адаптации предназначена для решения следующих задач:

  • ознакомления сотрудника с системой основных целей , задач, функций подразделения (отдела),
  • уяснения основных рабочих обязанностей и ответственности за их выполнение,
  • изучения основ системы документооборота рабочего места и отдела,
  • освоения технологических процедур, правил, предписаний в работе отдела (подразделения, цеха, участка) и предприятия для успешной профессиональной адаптации и достижения высокого уровня производительности труда в короткие сроки.

Известно, что основополагающим документом, описывающим основные цели, задачи, функции должности работника, является должностная инструкция. Должностная инструкция содержит перечень процедур и технологических инструкций. В ней описывается порядок и шаги, которые должен исполнять сотрудник для достижения целей и выполнения конкретных функций должности. Перечень таких процедур и технологических инструкции определяется для каждой должности непосредственным руководителем при описании должности и разработки должностных инструкций.

Для решения задач профессиональной адаптации очень важно ознакомить сотрудника с основными задачами рабочего процесса и технологическими процедурами подразделения, которые включают :

Основные цели, задачи и приоритеты рабочего процесса подразделения (отдела, цеха, участка)

  • организация управления и структура подразделения
  • цели и функции рабочего процесса на рабочем месте сотрудника
  • процедуры взаимодействия с подразделениями предприятия
  • процедуры взаимодействия между различными рабочими местами внутри подразделения
  • процедуры и технологические инструкции рабочего места (Кто, что и когда должен сделать)

Рабочие обязанности и ответственности:

  • детальное описание функций рабочего процесса и целевые результаты
  • разъяснение важности выполнения описываемых функций и ее значимость в общем бизнес-процессе предприятия
  • обсуждение эргономических вопросов рабочего места и рабочих процессов
  • нормативы и критерии качества выполнения рабочих операций в системе общего рабочего процесса
  • длительность рабочего дня и порядок взаимодействия с сотрудниками и руководителем по его эффективности
  • возможность сверхурочных работ и порядок их организации в отделе, предприятии
  • порядок взаимопомощи и сотрудничества в отделе в случае отсутствия сотрудника

Документооборот в отделе, на предприятии и на рабочем месте

  • порядок исполнения и истребования документов
  • перечень исполняемых документов и порядок отчетности
  • порядок хранения, использования информации и уничтожения рабочей документации
  • виды помощи, которая может быть оказана, и как просить о ней
  • пределы компетенции и инициативы сотрудника

Технологические процедуры, правила и предписания в рабочем процессе

  • технологические правила, процедуры характерные для данного рабочего места отдела, предприятия
  • правила поведения в нештатной ситуации
  • правила техники безопасности
  • вопросы экономической безопасности и порядок решения проблем, связанные с воровством
  • порядок отношений с работниками, не входящих в состав отдела, предприятия,
  • список сведений, составляющих коммерческую тайну рабочего места
  • порядок принятия пищи, курения , перерывов, отдыха на рабочем месте
  • порядок выноса вещей из отдела, предприятия
  • порядок пользования телефонами
  • порядок использования оборудования рабочего места и предприятия

Проведение осмотра отдела, предприятия и представления сотрудника

  • рабочее место
  • комнаты отдыха
  • туалетные комнаты
  • места для курения
  • душевые
  • шкафчики для переодевания
  • столовая
  • места расположения служб предприятия
  • место оказания первой помощи, аптечки
  • представление сотрудников отдела и предприятия

Процедура планирования и организации профессиональной адаптации работника.

Цель планирования профессиональной подготовки и профессиональной адаптации сотрудника на рабочем месте заключается в создании предпосылок и условий для успешного освоения сотрудником основ рабочего процесса своего рабочего места, отдела и предприятия в целом и способности эффективно выполнять свои обязанности.

Весьма интересен опыт компаний, где планирование и организации профессиональной адаптации на рабочем месте включает в себя:

  1. Разработку "Плана профессиональной подготовки и адаптации работника на рабочем месте". Составляется непосредственным руководителем совместно с работником службы персонала в течение 3-х рабочих дней после первого выхода работника на работу
  2. Заслушивание "Анализа - отчета работника: мои профессиональные впечатления за первые 10 дней работы". Готовится работником и представляется непосредственному руководителю. Участники заслушивания отчета работник, непосредственный руководитель, сотрудник службы персонала
  3. Проведение процедуры обучения в соответствии с "Планом профессиональной подготовки и профессиональной адаптации работника". На 14-21 день после выхода на работу.
  4. Формирование письменного "Отчета и плана действий сотрудника по результатам выполнения Плана профессиональной подготовки и адаптации". Представляется непосредственному руководителю за 5 дней до окончания испытательного срока
  5. Проведение оценки исполнения должностных функций. Проводится непосредственным руководителем совместно с сотрудником службы персонала не позднее, чем за 5 дней до окончания испытательного срока. Желательно использовать метод круговой оценки.
  6. Собеседование по результатам прохождения испытательного срока работником. Проводится по результатам изучения Отчета и плана действий по результатам выполнения Плана профессиональной подготовки и адаптации, а также по результатам оценки исполнения должностных функций. Проводится не позднее, чем за три дня до окончания испытательного срока.
  7. Принятие решения об окончании обучения и профессиональной адаптации и испытательного срока на должности представляется директору предприятия за 3 рабочих дня до истечения испытательного срока. Решение принимается на основании результатов оценки исполнения должностных функций и собеседования с работником.

Таким образом, процесс профессиональной адаптации рассматривается как элемент процесса найма работника в компании. Успешность профессиональной адаптации зависит от ряда условий, к которым относятся отработанность организационного механизма управления процессом адаптации, наличием системы обучения в организации, объективностью оценки профессиональных качеств и исполнения функций должности, персональной ответственностью руководителей компании и подразделений и не в последнюю очередь - профессиональной компетенцией менеджера по персоналу компании.

Валерий Куприн, директор компании ANT-Management, кандидат философских наук
Элина Денисова, директор по персоналу компании ComMark, аспирант кафедры социологии и управления персоналом СПбГУЭФ


Источник: "ДП-Персонал"

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1