ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Поскольку назначение организационной структуры состоит в том, чтобы обеспечить взаимодействие персонала для достижения поставленных целей и решения задач, стоящих перед предприятием, то проектирование основывается на СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПЛАНАХ предприятия. Со временем стратегические планы меняются, в соответствии с этим может меняться и структура организации. Поэтому для успешного организационного проектирования до его начала должны быть сформулированы МИССИЯ, ЦЕЛИ, ПОЛИТИКА, СТРАТЕГИИ.

Стратегические планы базируются на основе проведенного стратегического анализа, состоящего из анализа внешней среды, обследования сильных и слабых сторон пяти функций: маркетинг, финансы (в т.ч. бух.учет), операции (производство), человеческие ресурсы, культура и образ предприятия и др.

В результате проведенных работ должны быть:

• разработана и построена органиграмма, которая структурно увязывает функции предприятия: техническую (производство…), коммерческую (закупка, продажа…), учета (бухгалтерия…), финансовую, обеспечения безопасности бизнеса (в широком смысле), т.е. сохранность всех видов активов и персонала; административную;

• разработаны и обоснованы уровни управления с определением значений функций;

• организованы элементы предприятия: службы, подразделения и др.;

• проведено структурирование организации, т.е.:

- установлена степень (уровень) децентрализации (или централизации);

- определены формальные элементы организации;

- установлено взаимодействие между элементами;

- установлено соотношение полномочий;

- определены объемы передачи полномочий;

- определен порядок движения документов;

Проектирование  организационной структуры предприятия или отдельных элементов, а также разработка организационно-распорядительных документов (ОРД)  ведутся в двух направлениях.

Направление 1. Разработка элементов организационной структуры на основе функционального подхода. Определение основных линий и правил развития организационной структуры для обеспечения текущей деятельности предприятия и решения задач предприятия на ближайшие год – два..

Направление 2. Проектирование и конструирование организационной структуры на основе процессной технологии.

• Идентификация процессов, построение «фрактала» процессов.

• Определение класса задач по управлению процессами.

• Определение функций в каждом процессе и их группирование. Определение перечня решаемых задач, в т.ч. и обеспечение ресурсами, принятие решений о корректирующих действиях и т.д.

• Исследование операций, входящих в процессы (применение количественных методов обоснования решений во всех областях целенаправленной деятельности). Разработка предположительных моделей. Деление на прямые и обратные задачи. (определение эффективности предложений на основе экономических расчетов, определение эффективности и рациональности операции).

• Построение коммуникативных связей, свойственных структуре формирующихся процессов. Выявление (или формирование) средств управления процессами.

• Построение административной схемы организационной структуры:

- группирование административных функций элементов процессов в основные административные блоки;

- определение ориентации структуры в зависимости от стратегических целей предприятия, деловой стратегии фирмы, маркетинговой стратегии и стратегии функциональных подразделений.

- распределение полномочий по уровням и административным блокам;

- распределение административных функций по должностям.

• Разработка положений и должностных инструкций. Составление перечня необходимой документации. Закрепление в оргприказах.

• Разработка Штатного расписания.

Маркетинговая ориентация предприятия достигается формированием элементов организации, в которых Главным Производственным Процессом (ГПП) будет управляемое изменение состояния потребителя(ей), связанное с удовлетворением его (их) потребностей. Процессы, связанные с выпуском продукции или услуги (в т.ч. и строительство) будут считаться Основными, поскольку являются основным ресурсом для ГПП. Под маркетинговыми элементами организации следует подразумевать выделенные исполнительские функции, связанные с исследованиями, коммуникациями (реклама, пропаганда, личная продажа, PR), анализом, сбытом.

Процессный подход при формировании организационной структуры в большей степени соответствует целям любого предприятия, т.к. наиболее полно позволит решить задачи стоящие перед предприятием.



Постановка и совершенствование элементов организации предусматривает работы, направленные на организацию отдельных подразделений, отработку взаимодействий между элементами организации, организацию процессов как технологических, так и управленческих.

Основное содержание работ:

- совершенствование (постановка) системы управленческого учета, учета затрат и результатов, построение системы контроллинга;

- организация финансового планирования, построение системы финансового учета и отчетности;

- Постановка маркетинга на предприятии (исследования, система маркетинговой информации, аналитическая работа, сбытовая, конкурентная, рекламная, маркетинговая политика и т.д.);

- логистика в сфере снабжения и производства;

- организация хозяйственных единиц;

- работа с персоналом;

- постановка элементов организации (в т.ч. систем качества, информационных систем и т.д.)

При реализации разработок такие задачи как бюджетирование и управление издержками становятся следствием и превращаются в локальные.

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1