"Кадровик. Кадровый менеджмент (управление персоналом)", 2012, N 5
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА СЛУЖБЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ: ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
В статье рассматриваются основные типы организационной структуры службы управления персоналом, выделяются факторы, определяющие особенности структуры службы управления персоналом конкретной организации, раскрываются цели и функции типичных подразделений указанной службы.
Типы организационных структур
Организационные структуры системы управления персоналом подразделяются на несколько типов, каждый из которых отражает подход, заложенный в построении оргструктуры управления организации в целом. Чаще всего в практике встречаются элементарная, линейная, функциональная и матричная структуры.
Элементарная организационная структура управления персоналом отражает двухуровневое руководство, которое может существовать в небольших организациях или в различных отделениях и филиалах крупных организаций. При такой структуре управления персоналом выделяются верхний уровень (руководитель) и нижний уровень (исполнитель). Для элементарных организационных структур характерно то, что они позволяют работникам быстро принимать решения, оперативно реагировать на изменения во внешней среде и обеспечивать неформальный подход к мотивированию и контролю за деятельностью персонала. Это, несомненно, дает организации определенные преимущества. В то же время элементарные оргструктуры открывают простор для волюнтаризма руководителя и сосредоточивают его внимание на текущих делах, не давая возможности заниматься решением стратегических вопросов.
Линейная организационная структура управления персоналом предполагает относительную автономность в работе и в целом характеризуется простой одномерностью связей (только вертикальные связи), возможностью самоуправления. Поэтому она широко используется при организации работ в низовых производственных звеньях. Такой подход к группированию работников применяется в случае, когда выполняемые функции однотипны, а кадры не дифференцируются по специальностям. В средних и крупных организациях линейное деление дает эффект, как правило, на нижних уровнях иерархии (в группах, бригадах, звеньях). Как только работы начинают специализироваться, возникает необходимость перехода к другим типам организационных структур.
Функциональная организационная структура формируется там, где появляются функциональное разделение труда и функциональная специализация. Это наиболее часто встречающийся тип организационной структуры. Как только отдельные функции (например, планирование поступления специалистов, оплата труда и тарифная политика, социальное развитие) получают организационное закрепление, сразу складывается организационная структура управления персоналом, увязывающая эти подразделения в единое целое и устанавливающая связи подчинения. Функциональные организационные структуры управления персоналом позволяют высшему руководству сосредоточиться на стратегических вопросах, создают благоприятные условия для достижения высокой эффективности за счет специализации. К их недостаткам относится то, что они способствуют возникновению своеобразных организационных перегородок между сгруппированными работами, а также развитию преимущественно вертикальных связей, которые требуют создания дополнительных координирующих органов.
Переход от традиционных структур управления к структурам нового типа во многих компаниях за рубежом потребовал перестроить системы управления трудом всех категорий работников. Базовым структурным элементом такой системы становится не отдельная функция или вид деятельности, а многофункциональная команда или группа сотрудников, которые должны отвечать за удовлетворение всего набора запросов потребителей и требований рынка.
Матричная организационная структура управления персоналом создает условия для того, чтобы работники чувствовали большее удовлетворение от работы. Однако использование групп как элемента матричного построения организации, кроме позитивных сторон, имеет и недостатки. Группы чаще всего не являются устойчивыми образованиями, а их интенсивное использование практически лишает членов группы своего постоянного рабочего места. Кроме того, в таких группах кадровикам и менеджерам трудно заниматься развитием персонала, а частая смена руководителей и специалистов приводит к потере контроля.
На рисунке приведена схема оргструктуры службы управления персоналом современной отечественной организации.
Структура службы управления персоналом
крупной производственной организации
┌─────────────────────────────────────────┐
│ Директор по кадрам │
│(зам. директора по управлению персоналом)│
└────────────────────┬────────────────────┘
┌────────────────────────────┼───────────────────────────┐
│ │ │
┌────────┴────────────┐ ┌───────────┴─────────┐ ┌─────────────┴───────┐
│Заместитель директора│ │Заместитель директора│ │Заместитель директора│
│ по маркетингу и │ │ по мотивации │ │ по работе с трудовым│
│ развитию персонала │ │ персонала │ │ коллективом │
├─────────────────────┘ ├─────────────────────┘ ├─────────────────────┘
│┌───────────────────┐ │┌───────────────────┐ │┌───────────────────┐
├┤ Отдел анализа │ ││ Отдел организации │ ││ Отдел по работе с │
││ персонала │ ├┤ производства и │ ├┤ профсоюзами и │
│└───────────────────┘ ││ управления │ ││ общественными │
│┌───────────────────┐ │└───────────────────┘ ││ организациями │
├┤ Отдел развития │ │┌───────────────────┐ │└───────────────────┘
││ персонала │ ││ Отдел организации │ │┌───────────────────┐
│└───────────────────┘ ├┤ труда и заработной│ ││ Лаборатория │
│┌───────────────────┐ ││ платы │ └┤ социологических │
├┤ Отдел маркетинга │ │└───────────────────┘ │ исследований │
││ персонала │ │┌───────────────────┐ └───────────────────┘
│└───────────────────┘ ├┤ Отдел морального │
│┌───────────────────┐ ││ стимулирования │
├┤Отдел найма и учета│ │└───────────────────┘
││ персонала │ │┌───────────────────┐
│└───────────────────┘ └┤ Отдел социальной │
│┌───────────────────┐ │ защиты │
└┤ Музей │ └───────────────────┘
│ │
└───────────────────┘
Рис.
Подразделения и функции
Опыт показывает, что в настоящее время в состав службы управления персоналом многих отечественных организаций входят следующие подразделения: отдел кадров, отдел обучения, отдел труда и заработной платы, отдел социального развития и другие отделы социальной инфраструктуры, отдел охраны труда и техники безопасности, лаборатория социологии, отдел охраны окружающей среды, юридический отдел, отдел организации труда, производства и управления, отдел научно-технической информации, патентно-лицензионный отдел, бюро рационализации и изобретательства.
Характеристики основных подразделений, входящих в состав служб управления персоналом отечественных организаций, представлены в таблице.
Таблица
Подразделения - носители функций управления персоналом
в отечественных организациях
Подразделения |
Цель деятельности |
Основные функции подразделения |
1 |
2 |
3 |
Отдел управления |
Обеспечение |
Кадровое делопроизводство; анализ |
Отдел обучения |
Обучение |
Обучение руководителей, |
Отдел оценки |
Объективная оценка |
Совершенствование оргструктур |
Отдел |
Осуществление прав |
Социальное страхование персонала; |
Отдел охраны |
Обеспечение |
Организация и координация работы по |
Лаборатория |
Формирование |
Изучение социологических и |
Отдел |
Обеспечение |
Анализ сложившейся оргструктуры |
Бюро |
Руководство |
Планирование, общее направление и |
Патентно - |
Непосредственное |
Отбор изобретений для патентования |
Административно- |
Управление всем |
Контроль чистоты, порядка (только |
Юридический |
Самостоятельное |
Специалисты по вопросам трудового |
Что влияет на выбор оргструктуры
Выбор той или иной организационной структуры управления персоналом зависит от целого ряда факторов. Наиболее существенными по значимости среди них являются: размер и степень разнообразия деятельности; организационно-правовая форма организации; техника и технология; отношение к организации со стороны руководителей и сотрудников; динамизм внутренней среды; стратегия управления персоналом.
Организационная структура управления персоналом должна соответствовать размеру организации и не быть более сложной, чем производственная система. Обычно влияние размера организации на структуру управления персоналом проявляется в виде увеличения числа уровней иерархии управления кадрами. Так, если организация маленькая и руководитель может единолично управлять деятельностью персонала, то применяется элементарная организационная структура. Если же число сотрудников увеличивается или возникают отдельные специализированные виды деятельности, то появляется промежуточный уровень в управлении персоналом и применяется линейная или функциональная структура. Дальнейший рост организации может привести к возникновению новых уровней в иерархии управления, вследствие чего структура управления персоналом также будет усложняться.
Точно такие же изменения вызывает и организационно-правовая форма организации: чем она сложнее, тем больше уровней и подразделений имеет организационная структура управления персоналом. Число структурных единиц и их взаимное расположение в иерархии управления также зависят от того, какая техника и технология используются в организации. Нет сомнения, что организационная структура управления персоналом должна быть построена таким образом, чтобы успешно проводить технико-технологическое и соответствующее кадровое обновление.
Структура управления персоналом в значительной мере зависит от отношения к ней со стороны менеджеров (какой тип структуры они предпочитают и насколько они готовы идти на введение нетрадиционных форм управления людьми). Высококвалифицированные работники, а также работники, труд которых имеет творческую направленность, предпочитают оргструктуры, дающие им больше свободы и самостоятельности. Работники же, выполняющие рутинные операции, более ориентированы на простые и традиционные организационные структуры управления.
Динамизм внутренней среды организации также является весомым фактором, определяющим организационную структуру управления персоналом. Так, если внутренняя среда стабильна и в ней наблюдаются незначительные изменения, то могут применяться организационные структуры, обладающие малой гибкостью и требующие больших усилий для их изменения. Если же внутренняя среда динамична, то организационная структура управления персоналом должна обладать гибкостью и способностью быстро реагировать на эти изменения. В частности, она должна предполагать высокий уровень децентрализации и наличие больших прав у руководителей структурных подразделений в принятии управленческих решений.
Стратегия управления персоналом также оказывает заметное влияние на выбор организационной структуры. Однако совсем необязательно менять структуру каждый раз, когда организация переходит к реализации новой стратегии по отношению к управлению персоналом. Необходимо установить, насколько существующая структура управления соответствует новой стратегии, а уже потом, если это необходимо, провести соответствующие изменения.
Таким образом, в зависимости от того, как спроектирована структура управления персоналом, как распределяются цели и функции между подразделениями и отдельными работниками, а также насколько обоснованно практикуется делегирование полномочий, у персонала складывается представление о степени доверия и демократизма в управлении организацией.
Качество функционирования системы управления персоналом зависит не только от профессиональной подготовки ее работников, но и от нагрузки, приходящейся на одного специалиста, то есть от интенсивности его труда. Согласно рекомендациям специалистов эта нагрузка должна составлять не более 100 - 120 человек на одного работника кадровой службы. Наиболее близки к такой нагрузке кадровые службы крупных промышленных и торговых организаций. В США один специалист по управлению персоналом приходится на 115 работников компании, в Японии - на 38 человек.
Каждое из подразделений системы управления персоналом организации имеет свою организационную структуру. Например, организационная структура отдела организации труда и заработной платы включает шесть подразделений (бюро):
1) заработной платы и материального стимулирования;
2) планирования показателей производительности труда и трудоемкости производственных программ;
3) анализа и контроля трудовых показателей;
4) нормирования;
5) совершенствования организации труда;
6) организационных структур и штатных расписаний.
В состав каждого бюро входят соответствующие группы: оплаты и мотивации труда рабочих; по контрактам, коллективным договорам и оплате труда служащих; производительности труда; планирования и расчета трудоемкости производственных программ; анализа и планирования трудовых показателей; контроля трудовых показателей и составления форм статистической отчетности; нормирования труда основных рабочих; нормирования труда вспомогательных рабочих; совершенствования кооперации и разделения труда; проектирования НОТ; проектирования организационных структур и расчетов нормативов численности; составления штатных расписаний.
Библиографический список
1. Кибанов А. Я. Система управления персоналом. М.: Проспект, 2012.
2. Кибанов А. Я., Коновалова В. Г., Ушакова М. В. Служба управления персоналом: Учеб. пособие. М.: Кнорус, 2010.
3. Кибанов А. Я. Основы управления персоналом: Учеб. М.: ИНФРА-М, 2005.
4. Кибанов А. Методология оценки экономической и социальной эффективности совершенствования управления персоналом // Кадровик. 2010. N 12. С. 32 - 43.
5. Кибанов А. Философия управления // Кадровик. 2006. N 7. С. 8 - 12.
6. Кибанов А. Методы построения системы управления персоналом // Кадровик. 2007. N 6. С. 4 - 7.
7. Управление персоналом организации: Энциклопедия. М.: ИНФРА-М, 2009.
А. Кибанов
Д. э. н.,
профессор,
заслуженный деятель науки РФ,
зав. кафедрой
управления персоналом
Государственного
университета управления
Подписано в печать
11.04.2012
Поделиться