Опыт реализации новой концепции подготовки кадров в области управления персоналом

"Кадровик. Кадровый менеджмент (управление персоналом)", 2013, N 3

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ НОВОЙ КОНЦЕПЦИИ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

В статье рассматриваются становление подготовки специалистов по управлению персоналом в России и опыт реализации новой концепции системы подготовки кадров на базе высшего образования в области управления персоналом.

Первая в России кафедра управления персоналом, созданная в Государственном университете управления в 1990 г., положила начало профессиональной подготовке специалистов по управлению персоналом в нашей стране. Коллектив кафедры является разработчиком Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования всех трех поколений в данной области:

1-е поколение - государственный образовательный стандарт подготовки по специализации "Управление персоналом" в рамках специальности "Экономика и управление производством", а позже - специальности "Менеджмент организации" (1992 - 1999 гг.);

2-е поколение - государственный образовательный стандарт подготовки по специальности "Управление персоналом" (2000 - 2016 гг.);

3-е поколение - федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлению подготовки "Управление персоналом" для бакалавриата и магистратуры (начиная с 2011 г.).

За последние 20 лет в России создана необходимая инфраструктура для подготовки специалистов по управлению персоналом. Подготовку специалистов по управлению персоналом в настоящее время ведут более 150 вузов (количество обучающихся - 50 тыс. студентов). Уже выпущено около 15 тыс. таких специалистов. Потребность же в них сегодня оценивается в пределах не менее 500 тыс. человек. Первой в России кафедре управления персоналом, организованной в ГУУ и положившей начало подготовке специалистов в этой области, в 2010 г. исполнилось 20 лет. Сейчас таких кафедр уже более 130.

Все это позволяет реализовать новую концепцию подготовки кадров в области управления персоналом, основанную на компетентностном подходе. Остановимся на рассмотрении предпосылок и основного содержания новой концепции.

Учебно-методическое обеспечение подготовки кадров

в области управления персоналом

В России сложилось неформальное сообщество ученых и практиков, проводящих исследования и реализующих на практике достижения науки об управлении персоналом. Имеются известные в стране научные школы: ГУУ, РАНХиГС при Президенте РФ, РЭУ им. Г. В. Плеханова, Омский государственный университет им. Ф. И. Достоевского, Новосибирский государственный университет экономики и управления, Белгородский государственный университет и др.

Кроме того, за рассматриваемый период в России начали издаваться профессиональные журналы, научная, учебная и методическая литература, осуществляются повышение квалификации, профессиональная переподготовка, обучение по программе MBA и готовятся специалисты высшей квалификации в аспирантуре и докторантуре.

Единое учебно-методическое руководство в этой области осуществляет секция управления персоналом Учебно-методического объединения по образованию в области менеджмента, в которую входят представители более 100 вузов: проректоры, деканы, заведующие кафедрами управления персоналом. Секция осуществляет деятельность в следующих направлениях: содействие экспертизе образовательных программ, лицензированию, аккредитации и аттестации вузов; разработка и экспертиза учебников; изучение и обобщение опыта применения образовательных технологий; организация кадровых форумов, олимпиад и конкурсов; организация НИР и координация проведения научно-практических конференций и семинаров по проблемам управления персоналом.

Учебный процесс подготовки специалистов по управлению персоналом полностью обеспечен учебно-методической литературой. Так, в Государственном университете управления разработан комплект учебников, учебных пособий и методических разработок по циклу специальных дисциплин Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности "Управление персоналом" (2-е поколение), который был удостоен премии Правительства РФ в области образования 2006 г. Комплект кроме программ учебных дисциплин, учебников и методических разработок включает учебные фильмы, мультимедийные учебные пособия, электронные модули для виртуального учебного пространства, сборник тестов для контроля знаний по всем специальным дисциплинам и т. п. Это первая для российской образовательной практики целостная комплексная учебно-методическая инновация, полностью обеспечивающая процесс подготовки специалистов в области управления персоналом в учебных заведениях высшего профессионального образования страны.

Комплект учебников и учебных пособий включает учебники: "Управление персоналом организации", "Конфликтология", "Этика деловых отношений", "Управление социальным развитием организации", "Экономика и социология труда", "Основы управления персоналом"; практикумы и сборники деловых игр по управлению персоналом, энциклопедический словарь "Управление персоналом", комплекс учебно-методических материалов по специальности "Управление персоналом", включающий учебные программы цикла специальных дисциплин, методические указания к курсовому и дипломному проектированию и программы практик и т. д. Этот комплект позволяет сформировать важнейшие компетенции специалиста по управлению персоналом, необходимые для успешной работы, прежде всего, в службах управления персоналом организаций реального сектора экономики, органов государственного и муниципального управления.

Много учебной литературы издано также представителями других научных школ.

Система подготовки квалифицированных профессиональных кадров для всех сфер экономики и народного хозяйства с учетом потребностей будущих работодателей позволит получить специалиста, обладающего всеми необходимыми компетенциями. Все используемые ранее представления о компетентности как о потенциальной готовности осуществлять деятельность не устраивают современного работодателя. Современная система подготовки кадров должна давать выпускника, который обладает не потенциальной возможностью проявлять способности к решению задач, а уже умеет решать конкретные задачи, которые ставит перед ним работодатель. Поэтому в процессе обучения он должен получить не только знания, но и приобрести навыки и умения, практический опыт, деловые качества и овладеть способами общения, чтобы стать конкурентоспособным на рынке труда. В связи с этим перед системой образования стоят задачи разработки инструментария измерения степени овладения выпускником компетенциями и уровня их конкурентоспособности.

Российская экономика все больше интегрируется в европейское экономическое пространство, что особенно актуально в рамках вступления России в ВТО. Одновременно происходит усиление интеграции отечественной системы подготовки кадров в европейское образовательное пространство.

С ростом международной интеграции структурное значение подходов, основанных на оценке профессиональной квалификации, возросло. Они охватывают не только фактическое признание навыков и знаний, но оказывают влияние на формирование содержания образовательных программ, регулирование финансирования программ подготовки кадров, развитие национальной квалификационной системы.

В настоящее время фактор учета профессиональной квалификации выступает как инструмент управления и формирования политики развития кадрового потенциала в трудовой сфере, а также неотъемлемая часть системы образования и обучения в части формирования требований к результатам освоения образовательных программ.

Рыночной экономике требуются работники определенного образовательного и квалификационного уровня, соответствующие существующей структуре спроса на труд со стороны работодателей. Эффективность деятельности организаций реального сектора экономики определяется не только наличием прогрессивной техники и современных технологий, но и качеством персонала, способностью работников осваивать новые технологии и их стремлением к достижению высоких результатов. Поэтому работодатели сейчас предъявляют требования к сфере образования по обеспечению рынка труда кадрами с соответствующим уровнем профессиональных квалификаций.

Основными задачами сферы образования являются совершенствование учебного процесса в целях его соответствия современным требованиям к профессиональному и квалификационному уровню подготовки и увеличение количества конкурентоспособных выпускников.

Государство должно регулировать процесс подготовки квалифицированных кадров, приоритетной становится задача прогнозирования потребностей рынка труда. Возможность трудоустройства зависит от тех компетенций, которые обучающийся получил в своем учебном заведении, и тех знаний, которыми он овладел.

Объединяя интересы сферы труда и сферы образования

Среди многочисленных факторов, снижающих эффективность совместного функционирования сферы труда и сферы образования, следует выделить такой организационно-управленческий фактор, как отсутствие структуры классификатора квалификаций, гармонизующего перечни квалификаций по образованию и квалификации в сфере труда.

Изучение совокупности видов трудовой деятельности, основанных на однородных компетенциях, направленных на единый общий результат и объединенных схожими или общими средствами и предметами труда, позволяет определить область профессиональной деятельности с целью формирования профессиональных стандартов, профессиональных квалификаций и определения необходимого образования и обучения, обеспечивающего соответствие профессиональным стандартам.

Словарь управления персоналом. Профессиональный стандарт - многофункциональный нормативный документ, определяющий в рамках конкретного вида трудовой деятельности (области профессиональной деятельности) требования к содержанию и условиям труда, квалификации и компетенциям работников по различным квалификационным уровням.

Профессиональный стандарт предназначен для:

- проведения оценки квалификации и сертификации работников, а также выпускников учреждений профессионального образования;

- формирования государственных образовательных стандартов и программ всех уровней профессионального образования, в том числе обучения персонала на предприятиях, а также для разработки учебно-методических материалов к этим программам;

- решения широкого круга задач в области управления персоналом (разработки стандартов предприятия, систем мотивации и стимулирования персонала, должностных инструкций; тарификации должностей; оценки, отбора, подбора, расстановки и аттестации персонала, планирования карьеры и служебно-профессионального продвижения);

- проведения процедур стандартизации и унификации в рамках вида (видов) экономической деятельности (установления и поддержания единых требований к содержанию и качеству профессиональной деятельности, согласования наименований должностей, упорядочивания видов трудовой деятельности и пр.).

В 2002 г. в России создана ассоциация - Национальный союз кадровиков, являющаяся членом Европейской ассоциации по управлению персоналом. С участием ведущих ученых и практиков в области управления персоналом (в том числе и представителей кафедры управления персоналом ГУУ) Национальный союз кадровиков разработал и утвердил Стандарты профессиональной деятельности в области кадрового менеджмента, которые предъявляют единые по всей России, соответствующие международным требования к специалистам кадровых служб (служб управления персоналом) организаций и определяют необходимые профессиональные компетенции соответствующих специалистов. Эти стандарты, а также опыт кафедры управления персоналом ГУУ по разработке образовательных стандартов 1-го и 2-го поколений послужили основой для разработки образовательных стандартов 3-го поколения.

В 2010 г. на основе проектов, разработанных по инициативе и при непосредственном руководстве ученых кафедры управления персоналом ГУУ и ряда ведущих вузов страны, были утверждены федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки "Управление персоналом" - 080400 (квалификация (степень) "бакалавр" и "магистр").

Программы бакалавриата и магистратуры по направлению 080400 "Управление персоналом" отражают уникальный многолетний опыт кафедры управления персоналом Государственного университета управления в области подготовки по специальности (направлению) "Управление персоналом".

Учеными кафедры совместно с учеными других вузов подготовлена и издана в 2009 г. первая в России энциклопедия по управлению персоналом, содержащая более 3500 терминов и словосочетаний в области управления персоналом. Это явилось крупным событием в научном сообществе страны. Энциклопедия позволила говорить всем ученым в области управления персоналом на одном понятном для всех языке.

Кроме традиционных учебников и учебно-методических пособий кафедрой управления персоналом ГУУ подготовлены и активно используются в процессе обучения такие учебно-методические разработки, как мультимедийные учебные пособия, электронный учебно-методический комплекс по дисциплине "Управление персоналом" для дистанционного обучения, тестовые задания для оценки знаний по специальным дисциплинам, модули виртуального учебного пространства, учебные телевизионные художественные фильмы "Вакантное место" и "Укрощение породы".

В 2002 г. на базе кафедры управления персоналом ГУУ создан учебный центр дополнительного профессионального образования "Управление персоналом". Учебный центр проводит обучение специалистов по программам второго высшего образования, MBA, профессиональной переподготовки, повышения квалификации, организует семинары и круглые столы, осуществляет консультационную деятельность в области управления персоналом, разработку методических материалов и научно-методического обеспечения служб управления персоналом учреждений и организаций.

Преподаватели кафедры принимают участие в выпуске всероссийского ежемесячного журнала "Кадровик", включенного в перечень рецензируемых научных журналов ВАК, выпускают всероссийский ежемесячный научно-практический журнал "Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России".

"Управление персоналом" - новое направление подготовки

высшего профессионального образования

В 2011 г. в ГУУ и вузах страны началось обучение кадров по новому направлению подготовки высшего профессионального образования "Управление персоналом". Кафедра управления персоналом ГУУ разработала типовые примерные основные образовательные программы (ПООП) для подготовки бакалавров и магистров, на базе которых вузы, ведущие подготовку по направлению "Управление персоналом", разработали свои ПООП.

В настоящее время кафедрой управления персоналом Государственного университета управления подготовлен и издан комплект методических материалов для реализации ООП программ бакалавриата и магистратуры, который утвержден на заседании секции "Управление персоналом" и рекомендован Учебно-методическим объединением по образованию в области менеджмента вузам - членам УМО в качестве основы для разработки программ учебных дисциплин, программ практик и методических указаний по выполнению курсовых проектов и выпускных квалификационных работ, а также магистерской диссертации [1, 2, 3].

Этот комплект содержит учебные программы и методические указания по всем базовым дисциплинам учебных планов подготовки бакалавров и магистров направления подготовки "Управление персоналом".

Таким образом, положив в основу реализации основной образовательной программы компетентностный подход, данный комплект методических материалов обеспечивает гарантию качества подготовки обучающихся на всех этапах образовательного процесса вузов, выпуск квалифицированных, компетентных бакалавров и магистров по направлению "Управление персоналом".

Типовая ПООП для бакалавров, разработанная учеными кафедры, предусматривает организацию подготовки по следующим профилям:

- управление персоналом организации;

- управление персоналом государственной и муниципальной службы;

- рекрутмент;

- управление занятостью;

- управление безопасностью труда;

- управление профессиональным развитием персонала;

- организация, нормирование и регламентация труда;

- экономика труда;

- управление мотивацией и стимулированием персонала;

- аудит и контроллинг персонала;

- управление социальным развитием персонала;

- документационное обеспечение и учет персонала.

Это позволяет при организации обучения бакалавров наиболее полно учесть запросы работодателей, так как благодаря выделению подготовки кадров в области управления персоналом в отдельное направление и за счет применения интерактивных, а также других современных методов обучения удается не только сохранить специалиста, несмотря на сокращение сроков его обучения на год, но и пойти дальше: учесть требования работодателя за счет включения в учебный план дисциплин профиля, формирующих компетенции его будущей работы на конкретных рабочих местах.

Типовая ПООП для магистров, разработанная учеными кафедры, предусматривает организацию подготовки по следующим магистерским программам:

- экономика труда и управления персоналом;

- управление рынком труда и занятостью;

- управление персоналом коммерческой организации;

- управление персоналом международной организации;

- управление персоналом государственной и муниципальной службы;

- стратегическое управление персоналом организации;

- организация кадрового консалтинга;

- организационное проектирование систем управления персоналом;

- управление обучением, конкурентоспособностью, трудоустройством и профессиональной карьерой персонала;

- инновационные технологии управления персоналом организации;

- информационные технологии управления персоналом организации;

- управление кадровым потенциалом и человеческим капиталом организации;

- организация маркетинга, оценки при найме, отбора и приема персонала;

- организация научных исследований в области управления персоналом;

- содержание и технологии обучения кадров в области управления персоналом;

- регламентация и нормирование труда;

- формирование кадровой политики и планирование персонала организации;

- аудит и контроллинг персонала организации;

- управление мотивацией и стимулированием персонала организации;

- управление социальным развитием организации.

Перечисленные магистерские программы также в полной мере учитывают требования работодателей. Какая магистерская программа будет открыта в тот или иной учебный год, будет зависеть от потребностей того или иного региона, той или иной экономической ситуации в стране, а в конечном итоге от потребностей работодателя.

Жизнь показала, что Министерством образования и науки Российской Федерации было принято правильное решение относительно выделения подготовки кадров в области управления персоналом в отдельное направление "Управление персоналом". Конкурс желающих обучаться по этому направлению превышает в отдельных вузах 150 человек на место, а проходной балл доходит до 250.

В 2011 г. по инициативе секции "Управление персоналом" УМО по образованию в области менеджмента создана некоммерческая общественная организация "Национальный союз организаций по подготовке кадров в области управления персоналом" ("Национальный союз "Управление персоналом" (НаСОУП)). Целью Национального союза является: координация образовательной и предпринимательской деятельности, а также представление и защита общих имущественных интересов членов Союза по содействию подготовке кадров в области управления персоналом.

Предметом деятельности является обеспечение совместными усилиями высоких стандартов и качества подготовки кадров для всех уровней управления персоналом, обеспечение опережающего по сравнению с практикой развития научных исследований в области управления персоналом.

Большая часть вузов страны, имеющих отношение к подготовке кадров по направлению "Управление персоналом", вступила в члены Национального союза. Это позволит научно-образовательному сообществу, сформировавшемуся в России на базе ученых кафедр, ведущих подготовку по направлению "Управление персоналом", поднять резервы социальных сетей страны для своего дальнейшего развития, что будет способствовать становлению гражданского общества в нашей стране.

Национальный союз не подменяет УМО, а помогает решать задачи, стоящие перед УМО по образованию в области менеджмента, используя внебюджетные источники в своей деятельности, в том числе от предпринимательской деятельности. Создание национального союза "Управление персоналом" открывает новые возможности взаимодействия вузов и работодателей в области совершенствования технологий обучения, разработки профессиональных стандартов специалистов в области управления, отражающих реальные требования работодателей, как основы для разработки образовательных стандартов.

Библиографический список

1. Управление персоналом: курсовые проекты, выпускная квалификационная работа. Учеб. пособие. Под ред. А. Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М, 2012.

2. Управление персоналом: программы учебных дисциплин, практик, государственного экзамена: Учеб. пособие // под ред. А. Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М, 2012.

3. Управление персоналом: программы учебных дисциплин, практик, государственного экзамена, магистерская диссертация: Учеб. пособие / под ред. А. Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М, 2012.

4. Белков Б. Б. Опыт российских компаний по разработке и использованию профессиональных стандартов и моделей компетенций в сравнении с зарубежной практикой // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. М., 2012. N 3.

5. Кибанов А. Я., Коновалова В. Г. Становление. Двадцать лет первой в России кафедре управления персоналом // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2010. N 1.

6. Кибанов А. Я., Звонников В. И. Проблемы подготовки кадров в области управления персоналом // Высшее образование. 2010. N 10.

7. Кибанов: Новые стандарты повысят качество подготовки специалистов / интервью для РИА "Новости" [Электронный ресурс]. URL: http://ria. ru/edu_analysis/20110407/362083118.html.

8. Кибанов А. Я. Профиль "Управление человеческими ресурсами" в направлении "Менеджмент" нас не устраивал / интервью с А. Я. Кибановым [Электронный ресурс]. URL: http://ecsocman. edu. ru/text/33715084/.

9. Кибанов А. Я. Новая концепция подготовки кадров в области управления персоналом // Вестник университета. 2012. N 12.

10. Кибанов А. Я. Учебно-методическое обеспечение процесса обучения по новому направлению подготовки высшего профессионального образования "Управление персоналом" // Вестник университета. 2011. N 2.

11. Кибанов А. Я. Управление персоналом - новое образовательное направление // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2011. N 9.

12. Коновалова В. Г. Особенности компетентностного подхода при подготовке бакалавров и магистров по направлению "Управление персоналом" // Вестник университета. 2012. N 12.

13. Hutmacher Walo. Key competencies for Europe// Report of the Symposium Berne, Switzerland. 27 - 30 March, 1996. Council for Cultural Cooperation (CDCC) // Secondary Education for Europe Strasburg, 1997.

А. Кибанов

Д. э. н.,

профессор,

зав. кафедрой

управления персоналом ГУУ,

председатель

секции "Управление персоналом" УМО,

заслуженный деятель науки РФ

Подписано в печать 12.02.2013

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1