Оплата за воинский учет
Дискуссия на форуме
А Я всегда считала, что обязанность вести воинский учет можно включить
в должностную инструкцию кадровика и все. Численность компании 200
человек. Меня убеждают, что за ведение воинского учета должна быть
обязательно отдельно прописанная надбавка. Это так?
───────────────────────────────────────────────────────────────────────────
Б Если первоначально при приеме на работу это было зафиксировано как
часть трудовой функции, то никаких надбавок, т. е. только оклад по
трудовому договору.
А если вы предполагаете добавить функционал, то оплата должна также
измениться (надбавкой, изменением оклада - как удобно).
При этом как изменение функционала, так и изменение оплаты должно
быть оформлено в виде допсоглашения к трудовому договору.
───────────────────────────────────────────────────────────────────────────
В Не соглашусь. Из Положения о воинском учете (утв. Постановлением
Правительства РФ от 27.11.2006 N 719):
12. Число работников, осуществляющих воинский учет в организациях,
определяется с учетом следующих норм:
а) 1 работник, выполняющий обязанности по совместительству, - при
наличии на воинском учете менее 500 граждан;
б) 1 освобожденный работник - при наличии на воинском учете от 500 до
2000 граждан;
в) 2 освобожденных работника - при наличии на воинском учете от 2000
до 4000 граждан;
г) 1 освобожденный работник на каждые последующие 3000 граждан,
состоящих на воинском учете.
───────────────────────────────────────────────────────────────────────────
Г По пп. "а" п. 12 - у нашего юриста (очень грамотного!) на этом
основании даже вопросов не возникало: автоматом 20% к окладу
прописано в приказе за ведение воинского учета.
Мнение эксперта:
Основной нормативный акт, регулирующий вопросы осуществления воинского учета в организациях, - утвержденное Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 Положение о воинском учете. Пункт 12 Положения предписывает определять количество работников, осуществляющих воинский учет в организациях, в зависимости от числа лиц, состоящих на воинском учете. Если на таком учете состоит менее 500 человек, то его ведение осуществляет один работник без освобождения от основной работы. Значит, при наличии в организации менее 500 состоящих на воинском учете человек его ведение может быть поручено работнику отдела кадров.
Так как в соответствии со ст. 60 Трудового кодекса РФ запрещено требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором (исключение составляют случаи, предусмотренные Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами), поручение работнику отдела кадров дополнительной работы по ведению воинского учета допускается только с его согласия.
Часть 2 ст. 151 ТК обязывает производить работнику доплату за выполнение дополнительной работы. Размер такой доплаты устанавливается по соглашению между работником и работодателем с учетом содержания и характера дополнительной работы.
Поручение работнику дополнительной работы без доплаты может быть расценено как применение запрещенного ст. 4 ТК РФ принудительного труда, что является нарушением законодательства о труде и может повлечь привлечение работодателя к административной ответственности по ст. 5.27 Кодекса об административных правонарушениях РФ.
Таким образом, если в должностные обязанности кадрового работника не включены функции по ведению воинского учета, такую обязанность можно возложить на него только с его письменного согласия, предусмотрев соответствующую доплату.
Однако, если при заключении трудового договора или впоследствии на работника дополнительным соглашением к трудовому договору были возложены названные обязанности, а вопрос об оплате не оговорен, потребовать от работодателя оплаты будет проблематично. Приводим пример из судебной практики.
На практике. Кассационное определение Хабаровского краевого суда от 7 октября 2011 г. по делу N 33-7276 (извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда установила:
П. обратилась к ФГУ "Государственный природный заповедник "Буреинский" с иском о взыскании доплаты за исполнение обязанностей, не входящих в должностную инструкцию. Ссылаясь, что состоит с ответчиком в трудовых отношениях в должности специалиста отдела кадров, однако за период с ДД. ММ. ГГГГ по ДД. ММ. ГГГГ она исполняла также функции начальника отдела кадров, инспектора по кадрам, юрисконсульта, секретаря машинистки, инженера по охране труда, дополнительно являясь представителем трудового коллектива в 2008 - 2010 гг. Приказом директора ФГУ ГПЗ "Буреинский" от ДД. ММ. ГГГГ на нее были возложены обязанности по выполнению работы за архив и делопроизводство с доплатой 50%, однако эта доплата приказом от ДД. ММ. ГГГГ с нее была снята. В удовлетворении ее требований о выплате доплаты работодателем ей было отказано в связи с введением новой системы оплаты труда, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583. Между тем она по-прежнему исполняет обязанности, не предусмотренные ее должностной инструкцией, но без какой-либо доплаты. Кроме того, в 2010 г. на нее были возложены обязанности по ведению хранения бланков строгой отчетности, подавались сведения о транспортных средствах, другая документация, однако указанная работа ей оплачена не была. Просит взыскать с ответчика доплату в сумме... с компенсацией за ее несвоевременную выплату, а также компенсацию морального вреда в сумме.
Решением Верхнебуреинского районного суда Хабаровского края от 17 августа 2011 г. в удовлетворении исковых требований П. отказано.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
В силу ч. 1 ст. 60.2 ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату.
Статьей 151 ТК РФ определено, что при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата. Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы.
Таким образом, действующим законодательством установлено, что для установления совмещения работник должен представить работодателю свое письменное согласие на совмещение, после чего стороны должны заключить соглашение, в котором будет установлен размер доплаты.
Как установлено судом первой инстанции, П. была принята на работу к ответчику с ДД. ММ. ГГГГ в отдел обеспечения специалистом отдела кадров для выполнения работы с кадрами, документами, о чем с ней заключен трудовой договор, в котором предусмотрено, что работник обязан добросовестно выполнять свои трудовые обязанности в соответствии с должностной инструкцией.
ДД. ММ. ГГГГ директором ФГУ ГПЗ "Буреинский" была утверждена должностная инструкция, согласно которой в должностные обязанности специалиста входили учет личного состава предприятия, его подразделений в соответствии с формами учетной документации, подготовка документов к сдаче на хранение в архив, осуществление контроля за состоянием трудовой дисциплины, составление установленной отчетности.
ДД. ММ. ГГГГ между П. и ФГУ ГПЗ "Буреинский" было заключено дополнительное соглашение N..., в соответствии с которым за выполнение трудовой функции работнику устанавливаются выплаты стимулирующего характера в размере 15% на основании приказа Роспотребнадзора от ДД. ММ. ГГГГ N... с ДД. ММ. ГГГГ и 14% на основании приказа Роспотребнадзора от ДД. ММ. ГГГГ N... с ДД. ММ. ГГГГ.
При изложенных обстоятельствах суд пришел к верному выводу о том, что размер заработной платы истицы был указан в заключенном дополнительном соглашении, которое подписано ею, следовательно, возражений против установленного трудовым договором и соглашением к нему истица не имела.
Ответчик в судебном заседании пояснил, что указанные истицей должности штатным расписанием не предусмотрены; никаких приказов о совмещении профессий (должностей) в отношении нее работодателем не издавалось. Доводы ответчика подтверждены представленным ответчиком штатным расписанием.
Судом установлено, что ведение архива было включено в должностную инструкцию специалиста по кадрам, с которой истица была ознакомлена. Работы по иным должностям, как то: начальник отдела кадров, инспектор отдела, инженер по охране труда и технике безопасности, секретарь, секретарь-машинистка и юрисконсульт, отсутствовали в штатном расписании и были распределены по объему между сотрудниками, в соответствующей квалификации, ввиду незначительного их объема не требовали больших временных затрат и выполнялись работниками, в том числе и истицей в пределах рабочего времени.
П. была письменно ознакомлена с приказом о назначении ее ответственной за проведение вводного инструктажа по охране труда, а также по возложению обязанностей по ведению воинского учета, бронированию граждан, пребывающих в запасе, и хранению бланков строгой отчетности, при этом какого-либо несогласия с осуществлением данных дополнительных работ либо несогласия на их выполнение без доплаты не выразила.
Вместе с тем материалами дела подтверждено, что истец письменного согласия на совмещение каких-либо должностей работодателю не давал, соглашение об установлении доплаты за совмещение должностей сторонами не заключалось.
Поскольку доплата за совмещение профессий (должностей) в силу положений ст. 151 ТК РФ устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (ст. 60.2 ТК РФ), а такое соглашение между сторонами отсутствует, суд пришел к верному выводу о том, что оснований для взыскания в пользу истицы доплаты за совмещение профессий не имеется.
С учетом вышеизложенного судом сделан обоснованный вывод об оставлении исковых требований истца без удовлетворения.
Поэтому судебная коллегия определила оставить решение суда первой инстанции без изменения, а исковые требования работника - без удовлетворения.
Таким образом, вопрос о доплате за осуществление воинского учета в организации должен решаться соглашением сторон о возложении таких обязанностей, и желательно одновременно. В противном случае работник рискует остаться без доплаты.
Поделиться