Оценка особенностей и структуры личности в работе с персоналом

"Кадровик. Кадровый менеджмент", 2011, N 7

ОЦЕНКА ОСОБЕННОСТЕЙ И СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ В РАБОТЕ С ПЕРСОНАЛОМ

В статье раскрывается сущность психогеометрического подхода к оценке личности и рассматриваются возможности его практического использования при оценке качества человеческого капитала, подборе и расстановке персонала.

Одним из методов оценки качества человеческого потенциала и капитала является метод оценки структуры личности сотрудника и учета его психологических особенностей. Учет таких особенностей при оценке человеческого капитала снизит возможную последующую конфликтность среди персонала, повысит работоспособность работников и в перспективе повысит и прибыль компании. Кроме того, правильное определение психотипа работника позволит руководителю корректно распределять рабочие задания, не вызывая отрицательной реакции со стороны работника.

Психогеометрия Сьюзан Деллингер

Теория психогеометрии была создана в США. Автор этой системы - Сьюзан Деллингер - специалист по социально-психологической подготовке управленческих кадров. Суть ее теории состоит в том, что у каждого человека есть "скелет" личности, т. е. та его практически неизменная составляющая, которую человек несет всю жизнь и которая может быть символически соотнесена с определенной геометрической фигурой - треугольником, квадратом, кругом, зигзагом и прямоугольником.

С. Деллингер предлагает выделить "человека-треугольника" - человека-лидера, точно знающего свою цель в жизни и идущего к ней, иногда и по головам других людей. "Человек-квадрат" представляет собой очень четкого администратора, детализирующего и воплощающего великую цель треугольника в жизнь. В рыночном пространстве существуют и "люди-круги", которые являются прекрасными коммуникаторами. А "люди-зигзаги" - пружины неуемной, креативной энергии, которые обеспечивают процветание любой компании, разрабатывая идеи новых продуктов и услуг. Без них нет будущего ни у треугольников, ни у квадратов. И есть на рыночном поле переходные фигуры - "люди-прямоугольники", неустойчивые, как подростки в состоянии развития, - которые, претерпевая изменения, в итоге могут трансформироваться в любую стабильную фигуру.

С позиции теории психогеометрии С. Деллингер дает этим людям следующую психологическую характеристику (здесь и далее для простоты изложения кавычки в определениях убираем) (рис. 1).

Психотипы С. Деллингера

Треугольник
Лидирует во всех ситуациях
Концентрируется на главной цели
Решителен
Быстро анализирует ситуацию
Стремится достичь высокого положения

Квадрат
Бюрократ
Неутомимый труженик
Выносливый, терпеливый
Эрудирован в различных областях
знаний
Любит порядок и стабильность
Живет по плану

Круг
Стремится к гармонии межличностных
отношений
Доброжелателен
Хороший коммуникатор
Умеет "читать" состояние людей по их
действиям
Популярен у коллег
Старается угодить всем

Зигзаг
Креативен
Любит заострять конфликт идей
Остроумен
Тяготеет к разнообразию во всех
сферах жизни
Эмоционально возбудим

Прямоугольник
Неудовлетворен своим образом жизни
Тяжело переживает изменение своего статуса
Не определен в отношении к себе

Рис. 1

Методика определения главной фигуры личности

Далее приведены несколько методов определения главной фигуры личности:

Метод прямого вопроса: разложите перед человеком картинки всех основных фигур (квадрат, треугольник, зигзаг, прямоугольник и круг); с вероятностью 75% человек инстинктивно выберет именно ту фигуру, которая наиболее соответствует ему самому.

Метод завуалированного вопроса: замените названия психогеометрических фигур на что-то другое, например на животных (квадрат - сова, лев - треугольник, прямоугольник - щенок...) или бытовые предметы (зигзаг - лестница, треугольник - пирамида.); попросите ответить на вопрос: "Сравните себя с животным (предметом) из вышеуказанного списка. Какое (какой) из них, по вашему мнению, наиболее полно характеризует вас и ваши идеалы?".

К сожалению, человек не всегда правильно оценивает себя. Поэтому наиболее эффективным методом будет метод оценки человека группой экспертов (не менее 3 человек), которые смогут некоторое время наблюдать за его поведением и отмечать характерные особенности поведения человека, также возможно использование специальных тестов.

Человек в коллективе

Самое важное при подборе персонала компании - это не только правильно определить фигуру кандидата, но и правильно ввести его в коллектив, чтобы не нарушить уже сложившийся психологический климат. Для этого необходимо знать то, как представители разных фигур соотносятся друг с другом.

Так, треугольникам, четко знающим цель работы, необходимы исполнители - те люди, которые хорошо работают. Поэтому у треугольников нормальные отношения только с квадратами - бюрократами. А при контакте со всеми остальными фигурами произойдет конфликт, но для каждой из фигур он будет развиваться по-разному. Например, треугольники совсем не выносят общения с треугольниками-лидерами и с еще не сформировавшимися прямоугольниками.

Квадрат же, со своей стороны, испытывает чувство уважения к целеустремленным треугольникам, а также легко находит общий язык с другим квадратом, а также с доброжелательным и открытым кругом, который помогает ему выйти из рутины работы. С другой стороны, квадрат совсем не понимает нестандартного мышления "креативщика"-зигзага, а также может вступить в конфронтацию с еще не сформировавшимся прямоугольником.

Круг, будучи доброжелательным и открытым человеком, легко находит общий язык со всеми представителями психогеометрической теории и изредка испытывает чувство глубокого уважения к треугольникам и квадратам.

Зигзаг же из-за своего нестандартного мышления и поведения не переносит людей, живущих по плану и следующих своей цели, поэтому у него происходит конфликт с треугольниками и квадратами. При встрече зигзага с другим зигзагом также возможен конфликт из-за разности подходов каждого к решению какой-либо проблемы. Но вот с еще не сформировавшимся прямоугольником зигзаг попытается стать наставником последнего, чтобы "свернуть" прямоугольник в зигзаг.

Исходя из вышеприведенных взаимоотношений для разных представителей психогеометрической теории, можно осуществлять эффективный с точки зрения компании подбор кадров. Так, например, если в офисе наблюдается явный перебор квадратов, то необходимо срочно нанимать круга, пусть даже этот круг будет не очень эффективно исполнять свои обязанности. Это позволит снять напряженность и повысить эффективность квадратов, т. к. им будет на кого перевалить груз навалившихся проблем.

Психогеометрическая формула личности

Самое сложное - это определить ведущую психогеометрическую фигуру, т. к. в разных ситуациях человек может вести себя по-разному. Но и здесь теория психогеометрии нас выручает, т. к. устанавливает, что в любом человеке присутствуют все фигуры, только проявленные в большей или меньшей степени или дающие о себе знать в той или иной ситуации.

Психогеометрическая формула - это графическая запись всех фигур в порядке убывания свойств каждой фигуры, при этом на последнем месте будет наименее выраженная фигура. Например, вот так:

Треугольник Квадрат Круг Зигзаг

И кстати, последняя фигура представляет не меньший интерес, чем первая, так как именно последняя фигура будет в максимальной степени проявляться в нестандартных, стрессовых ситуациях.

Очень часто бывает так, что в стрессовых ситуациях (или под воздействием алкоголя) мы ведем себя совсем не так, как обычно. Кто-то скажет: бес попутал! На самом деле это наша самая слабая последняя фигура выходит на первое место и руководит нашими действиями.

Так, например, сильный и целеустремленный треугольник при сильном стрессе может расплакаться и впасть в меланхолию или уйти в запой, логичный и немногословный квадрат может начать болтать без умолку и т. д.

Двухцветная психогеометрия

При определении психогеометрической формулы кандидатов на должность становится очевидным, что слишком много совершенно разных людей подходят под одну формулу. Для более четкой градации психотипов профессор В. А. Ульянов предложил разделить основные психогеометрические фигуры на 2 цвета - черный и белый - и расширил набор фигур с 5 (4 основных и 1 переходная) до 8 (рис. 2).

Психотипы В. А. Ульянова

Черный
треугольник

Волевая сенсорика. Человек, волевым ударом пробивающий
все препятствия, которые встречаются на пути. Чувствует
волевые качества других людей

Белый треугольник

Эстетическая сенсорика. Человек, стремящийся к созданию
благоприятной обстановки для подчиненных. Воспринимает
эстетику окружающего мира, чувствует самочувствие
окружающих

Черный квадрат

Деловая логика. Человек, умеющий хорошо работать,
разбирается в финансовых вопросах, любит анализировать
факты. Больше работает руками, нежели головой

Белый квадрат

Объективная (системная) логика. Человек, умеющий
систематизировать знания, раскладывать их по полочкам,
логически мыслить, строить научные теории. Больше
работает головой, нежели руками

Черный круг

Этика внутренних эмоций. Очень эмоциональный человек,
иногда этим даже заглушающий окружающих. Может
распознавать чувства других людей и управлять ими

Белый круг

Этика отношений. Человек воспринимает отношения между
людьми, ощущает эмоции (любовь, зависть, ненависть и
т. д.) Отлично выстраивает отношения с другими

Черный зигзаг

Интуиция потенциальных (внутренних) возможностей.
Человек воспринимает скрытые способности и перспективы
людей и объектов, событий и явлений

Белый зигзаг

Интуиция времени. Человек, умеющий прогнозировать
развитие событий, планировать их и правильно
ориентироваться во времени

Рис. 2

В результате такого разделения фигур (на белые и черные) упрощается процесс определения ведущей фигуры кандидата. Причем при построении формулы личности есть одна закономерность: если первая фигура черная, то все остальные будут белыми, и наоборот - если первая фигура белая, то остальные - черные.

Точно определив двухцветную формулу кандидата, можно примерно предвидеть сильные и слабые стороны человека. То есть тот фронт работ, на который его не следует ставить, и ту работу, которую он будет выполнять с удовольствием. Например: если у кандидата на последнем месте стоит черный треугольник, то его лучше не ставить на работу, требующую сильно выраженных лидерских качеств, а лучше его поставить в отдел планирования из-за его хорошей способности прогнозирования.

Пилотное исследование

С целью проверки работы данной психогеометрической теории было проведено пилотное исследование в трех вузах Москвы, среди студентов факультетов менеджмента, специализирующихся в следующих областях профессиональной деятельности - дизайна (Д), туризма (Т) и управления персоналом (УП). В исследовании участвовали 89 студентов в возрасте от 18,5 до 23 лет. Им предлагалось выполнить 4 задания: два первых - на выбор одной фигуры из числа предложенного ряда (треугольник, квадрат, круг, зигзаг) и на составление последовательности из данных фигур, и два вторых - то же, но для двухцветного набора фигур.

По результатам исследования было установлено, что до 50% студентов, независимо от специализации, при выборе одной фигуры предпочитают треугольник (олицетворенное стремление к лидерству и самоутверждению как веяние времени и возрастных перемен). При составлении ряда из четырех фигур - на первое место они же выводят круг (подчеркивая высокий уровень коммуникативности), а замыкают ряд - зигзаг (Д, УП) и квадрат (Т), что лишь подкрепляет креативность и упорядоченность, соответственно.

При выборе одной фигуры из двухцветного набора до 50% студентов предпочитают черный треугольник (Д, УП) и черный зигзаг (Т), что демонстрирует такие сильные стороны их личности, как умение планировать свою деятельность и учитывать способности и возможности людей, соответственно. При составлении ряда из 8 фигур задача усложнилась, но выбор составили - белый треугольник... черный зигзаг (Д, УП) и черный треугольник... белый зигзаг (Т), что дифференцирует стремление к комфорту, порядку и гармонии и волевое лидерство соответственно. Однозначности нет, но все же просматривается некоторая тенденция в определении превалирующих особенностей личности в рассматриваемых студенческих группах и их соответствия выбранным специальностям.

Практическое применение двухцветной психогеометрии

Для лучшего понимания рассмотрим ряд примеров из сферы туристического бизнеса.

Туристической компании необходим человек для встречи туристов в аэропорту и распределения их по гостиницам. Естественно, что в этой ситуации компании нужен такой человек, который будет по-доброму и с душой относиться к туристам и сможет создать для них такое первое впечатление (а именно оно запоминается больше всего), что они почувствуют себя как дома, буквально "королями и королевами". В этой ситуации самое верное решение - искать белого круга, который своим позитивным зарядом энергии даст туристам все необходимое и создаст хорошую атмосферу гостеприимства.

Фирме требуется гид-экскурсовод. Нужен такой человек, который эмоциями станет удерживать внимание экскурсантов и сможет так "взахлеб" рассказывать о достопримечательностях, что туристам не будет скучно, и они не уснут, как это часто бывает, и экскурсия превратится в необычное приключение, а не в занудную лекцию продолжительностью 2 часа. Здесь, естественно, необходимо найти черного круга, но все-таки перед экскурсией ему можно напомнить, чтобы он не впадал в крайности и не превратил поездку в непрерывную эмоциональную болтовню.

В туркомпании есть компьютеры и нужен системный администратор - человек, способный объединить все компьютеры в единую сеть, чтобы упростить и ускорить работу. В этой ситуации нужен, конечно же, белый квадрат, который легко справится с такой задачей, даже если он не знает, как строится компьютерная система. Он, скорее всего, сможет ее построить, работая только на интуиции и сильной логике.

Для проживания на длительное время (месяц или два) в гостинице поселился гость. В этой ситуации для работы с ним целесообразно использовать белого треугольника - человека, способного создать комфорт и уют в номере гостя - он сможет не только переставить мебель, но даже поставить новую.

В любой компании необходимо стремиться к присутствию всех представителей двухцветной психогеометрии, чтобы использовать каждого в разных ситуациях. Если же не учитывать психогеометрию при наборе персонала, а просто набирать тех, кто подходит по квалификации, то велика вероятность того, что в один прекрасный день встретятся на работе два черных треугольника. И тогда конфликта избежать не удастся. Ведь они будут на подсознательном уровне искать друг у друга слабые стороны. Они, кстати, могут и не вступать в открытые конфронтации, но станут распространять негативную энергию на других сотрудников, настраивая всех против всех, и, в конце концов, произойдет разделение на два лагеря, сложившийся климат в коллективе будет подорван, что может даже привести к разрушению всей компании.

Данное исследование показало, что можно рекомендовать турфирмам применение психогеометрического подхода к определению особенностей личности при подборе персонала. Это будет не только ускорять этап входного тестирования, но и учитывать особенности личности при подборе должности и определении круга обязанностей. В свою очередь, это приведет к улучшению психологического климата в коллективе, снижению числа конфликтов, улучшению и упрощению рабочего процесса, удовлетворению потребностей клиентов компании, рекламированию компании и усилению запоминаемости у клиентов, улучшению имиджа компании, уменьшению затрат и будет способствовать повышению прибыли.

Библиографический список

1. Ульянов В. А. Задача славянского князя Гостомысла, ч. 1, ч. 2, ч. 3. М.: РМАТ, 2004.

2. Ульянов В. А. Задача короля Артура, ч. 1, ч. 2, ч. 3. М.: РМАТ, 2004.

3. Алексеев А. А., Громова Л. А. Психогеометрия для менеджеров. М.: Знание, 1991. 106 с.

В. Остапенков

Аспирант

кафедры управления

человеческими ресурсами

Московского государственного

университета экономики,

статистики и информатики (МЭСИ),

учитель информатики

ГОУ ЦО N 1804

"Кожухово"

Подписано в печать

10.06.2011

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1