Обучение персонала: как отличить конструктивный психологический тренинг от деструктивного

"Кадровик. ру", 2013, N 8

ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА: КАК ОТЛИЧИТЬ КОНСТРУКТИВНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ ОТ ДЕСТРУКТИВНОГО

Слово "тренинг" прочно вошло в современный лексикон. Словосочетания "психологический тренинг", "тренинг личностного роста", "тренинг развития ассертивности" (уверенности в себе) достаточно часто используются и в корпоративном обучении, и в программах переподготовки кадров. Можно ли доверять таким тренингам и проводящим их тренерам? Не вредны ли такие занятия? Кто имеет право проводить их? Не становится ли тренинг способом манипулирования сознанием тех, кто его посещает? Для участников подобного мероприятия важно понимать: кто (профессиональная компетентность тренера), как (методы тренинга) и для чего (цели и задачи тренинга) проводит данное мероприятие. Ответы на эти вопросы важны и для специалистов службы персонала, отвечающих за развитие и обучение сотрудников компании.

Порой мы записываемся на тренинги или включаем их в программу обучения персонала, не до конца понимая, за что же все-таки мы платим деньги и на что тратим время. Давайте разберемся, на какие тренинги действительно стоит ходить, а каких лучше избегать.

Прежде всего определимся с жанром: бывают тренинги психологические, психотерапевтические, учебные (профессиональные), деловые (бизнес-тренинги). Что касается двух последних, чтобы сделать их деструктивными, нужно особенно постараться. На таких тренингах не рассматриваются личностные особенности участников, обсуждаются в основном профессиональные и деловые навыки, необходимые для успешной деятельности. А вот психологические и психотерапевтические тренинги вызывают больше всего вопросов и непонимания. Во-первых, как их различать, во-вторых, к какому типу тренинга можно отнести так называемые тренинги командообразования или "загадочные" тренинги личностного роста, которые сейчас чаще называют коучингом? При выборе программы тренингов для своего персонала современный руководитель должен учитывать предполагаемый результат данного мероприятия. Как правило, эти тренинги относятся к группе тренингов личной эффективности. Если руководителю обещают, что после прохождения курсов личностного роста все его сотрудники станут инициативными, стрессоустойчивыми, клиентоориентированными, научатся при этом преодолевать конфликтные ситуации, то стоит насторожиться. Важный компонент грамотного подхода к составлению обучающей программы для персонала - предварительная диагностика и анализ потребностей организации.

Бизнес-тренеры и коучи совместно с руководством компании, прежде чем начать работу с персоналом, обсуждают следующие вопросы:

- На каком этапе развития сейчас находится бизнес-организация? Каковы стратегические и тактические планы?

- Какие профессиональные и личностные компетенции сотрудников будут способствовать развитию бизнеса?

- Как можно учитывать психологические особенности сотрудников для оптимизации бизнес-процессов?

- Каким образом можно достичь запланированных бизнес-показателей?

В случае расплывчатых, неопределенных ответов на данные вопросы можно предположить, что программа тренинга либо неэффективна, либо может оказаться деструктивной для отдельных участников.

Последствиями деструктивного психологического тренинга могут стать:

- ощущение, что все, что ты делал до тренинга, как ты жил раньше, было ошибкой, что твои жизненные ценности, принципы были неверными, а твоя самооценка строилась на ложных представлениях о себе;

- желание постоянно общаться с участниками тренинга, делиться с ними новостями, не связанными с темой тренинга;

- чувство восторга и благоговения при виде тренера или даже при упоминании его имени;

- стремление следовать в обыденной жизни всем инструкциям, предложенным на тренинге;

- неадекватное использование психологических приемов и манипуляций, уверенность, что они работают во всех абсолютно ситуациях;

- представление, что вы теперь неуязвимы и знаете ответы на все вопросы.

К счастью, все эти последствия проявляются вместе редко. Как правило, мы наблюдаем одно или два из них. В качестве примера мне вспоминается такой случай.

Пример. Однажды ко мне как к практикующему психологу обратилась клиентка, назовем ее Ирина. Она работала в одной из крупных консалтинговых фирм, у нее высшее экономическое образование, на тот момент ей было 28 лет. Умная, симпатичная, благополучная, самостоятельная... Казалось бы, зачем ей психолог? Как выяснилось, вот зачем: ее шеф решил сделать ей "подарок" от фирмы - в рамках корпоративного обучения отправил ее на тренинг, как он выразился, чтобы она "личностно выросла". Так как за обучение платила компания, Ирина согласилась, все-таки интересно на неделю окунуться в новую атмосферу (на тренингах до этого она не была и, что ожидать от них, толком не знала). Ирина искренне верила, что начальник лучше знает, где и как ей нужно "расти над собой". Названия тренинга она не знала, для чего пришли на этот тренинг другие участники, тоже не поняла. Конечно, иногда неопределенность нас может заинтриговать, но не в этом случае. На третий день этого "непонятного" мероприятия ведущий настроил против Ирины всю группу (в ней было 8 человек). Они в один голос стали утверждать, что не хотят с ней выполнять упражнения, что она не вызывает у них доверия, противопоставляет себя группе и т. д. Обескураженная Ирина пыталась разобраться, в чем же дело, выяснять у участников и ведущего, что не так, в чем ее ошибка. Судя по тому, что она мне рассказывала, ответов на эти вопросы Ирина не получила. Ей говорили что-то про "групповую динамику", дескать, она ее - эту динамику - нарушает. Ирина была вынуждена прервать этот курс "саморазвития" и обратиться за помощью к психологу. "Неужели я такая безнадежная, не умею сотрудничать, не имею права участвовать в группе, за что они ко мне так отнеслись? Ведь я нормально общаюсь, в институте и в школе у меня было много подруг, на работе у меня нет проблем. Что же случилось на этом тренинге?" - таковы были ее вопросы ко мне.

Пожалуй, это наглядная иллюстрация деструктивного тренинга. Жил себе человек, думал, что все у него нормально: интересная работа, семья, друзья... И вдруг выясняется, что жил ты не так, общался не так, а как надо - непонятно. Организаторы этого деструктивного тренинга выбили у участницы почву из-под ног и при этом даже не поинтересовались, как Ирина добралась до дома, как она себя чувствует, что ей делать дальше после такой "шоковой терапии".

Безусловно, этот неприятный опыт научил ее многому. Прежде всего тому, что необходимо все-таки грамотно и самой выбирать развивающую программу, а не доверять мнению начальника, пусть даже и заботливого.

Выбрав программу, желательно узнать, кто именно проводит тренинг (образование, опыт, отзывы других участников). Кстати, выяснилось, что ведущий тренинга, после которого Ирине понадобилась психологическая помощь, по образованию журналист. Ничего не имею против журналистов, но было бы странно, если бы неподготовленные психологи стали вести репортажи. Однако почему-то считается, что для ведения психологических тренингов особых умений и профессиональных навыков не нужно.

Далее важно все-таки знать, на что нацелен тренинг. Что именно вы хотите развивать, и что вам предлагается. Например, вы стремитесь быть более убедительным в переговорах. Вы понимаете, что это нужно именно вам, потому что ваша работа - это переговоры, и от их успешности зависит ваше материальное и моральное благополучие. И вы знаете, что от вашей позиции в переговорах зависят также спокойствие и стабильность вашей работы и семьи. Ваша мотивация очевидна: вы прекрасно понимаете, чего ждете от тренинга, который может называться, например, "Успешные переговоры", или "Развитие навыков делового общения", или "Компетентность в общении", или "Развитие коммуникативных навыков".

Все виды тренингов формируют и развивают определенные навыки, т. е. отвечают, например, на такие вопросы: как преодолеть страх перед выступлением, как лучше понимать своих близких, как разговаривать со своими подчиненными, чтобы они тебя поняли, как найти интересную работу, что значит быть родителем (ведь школ мам и пап не существует)? Таким образом, записываясь на тот или иной тренинг (или выбирая его для своих подчиненных), необходимо прежде всего задать себе вопрос: чему я хочу научиться (чего хочу от своих сотрудников), что нового узнать, какие именно навыки развить? Как правило, тренинговые компании, психологические центры всегда предлагают подробную программу проводимых мероприятий. Непрофессионалу не так-то просто отличить нормальный тренинг от деструктивного. Одним из критериев может быть следующее: наличие в рекламе тренинга таких выражений, как "вы будете всегда на высоте", "после нашего тренинга вы обретете новый смысл жизни", "начнете новую жизнь", "выйдете замуж", "устроитесь на высокооплачиваемую работу", "будете управлять другими людьми", "у вас откроется третий глаз" и пр. Уважающий себя тренер (ведущий тренинга, автор программы) даже в рекламных целях не будет предлагать "новую жизнь" после прохождения, предположим, трехдневного тренинга (есть такого рода подозрительные мероприятия, которые называются "Весна жизни").

Итак, в программе правильного тренинга:

- четко обозначается целевая аудитория (кому именно полезен тренинг, на какую возрастную и профессиональную аудиторию рассчитан);

- определены жанр (вид) тренинга, его формат, условия и правила;

- рассматриваются цели и задачи тренинга (какие именно навыки будут развиваться в рамках данной программы и какими способами);

- объясняются методы, используемые в тренинге, рассматриваются правила обратной связи и работы в группе;

- определяется степень участия и ответственности каждого в тренинговой группе, формы работы;

- описывается предполагаемый результат.

Чтобы определить эффективность тренинга, важно обратить внимание на то, как сформулирован организаторами планируемый результат. На нормальном тренинге участники получают психологические инструменты, методы и методики, способствующие дальнейшему развитию тех навыков, которые рассматривались на занятиях. Например, если вы пришли на тренинг развития коммуникативных навыков или тренинг ораторского искусства, логично предположить, что в результате вы получите адекватные способы и приемы эффективного взаимодействия, общения, ведения диалога. Конечно, эти навыки помогут вам лучше понимать своих партнеров, строить беседу, приводить весомые аргументы, что придаст вам уверенности. Но при этом следует понимать: тренинг не нацелен на то, чтобы зачеркнуть весь предыдущий опыт, перевернуть всю вашу жизнь. Хороший тренер как раз обращает внимание на сильные стороны каждого участника и создает на тренинге такие условия, чтобы эти сильные качества могли стать тем ресурсом, который будет способствовать развитию новых навыков и умений. И безусловно, профессиональный ведущий тренинга должен задумываться о последствиях своего мероприятия. На таких занятиях происходят изменения, но это все-таки должны быть позитивные изменения!

Попытки современных практических психологов привлечь внимание потенциальных клиентов и участников тренингов иногда сводятся лишь к оригинальным названиям, за которыми стоят, как правило, простые и известные явления. Действительно, если хочешь быть понятым, научись внятно излагать свои мысли - и об этом уже позаботились специалисты, придумав тренинг эффективных коммуникаций. Хочешь, чтобы к твоему мнению прислушивались, - учись верить в себя, отстаивать свою точку зрения, да и вообще разберись в том, в чем заключается твоя собственная позиция, - вот готов новый тренинг - тренинг ассертивности. В психологии термин "ассертивность" обозначает умение отстаивать свою точку зрения, способность убеждать, влиять на других и при этом не позволять другим влиять на себя, т. е. противостоять манипуляциям и отстаивать свои психологические границы. Конечно, умение убеждать - важная компетенция в различных профессиях и на тренингах нужно развивать навыки уверенного поведения. Однако можно и тренинг "Как быть счастливым и успешным в любой деятельности" придумать. Состояние счастья - как вечный позитив - тоже можно тренировать?! Именно такие необоснованные обещания должны настораживать. В любой профессии есть специалисты, отвечающие за свою деятельность, но также и те, для кого главное - привлечь внимание к себе любыми способами.

К счастью, не все практические психологи, бизнес-тренеры - это манипуляторы, заинтересованные лишь в том, чтобы "зомбировать" несчастных участников различных тренингов, вызвать у них психологическую зависимость от мнения ведущего, лишить взрослых самостоятельных людей собственного мнения об эффективности тех занятий, в которых они принимают участие, как правило, добровольно. Практический психолог, ведущий тренинга, коуч не должен забывать об этических нормах и не будет получать удовольствие от разрушения привычных стереотипов участников тренинга, применяя, например, провокационные приемы. Если понимать тренинг ассертивности как разрешение на вседозволенность, то такое мероприятие и вправду опасно. Но ведь мы прекрасно понимаем, что тренинг - это всего лишь определенные технологии и они сами по себе нейтральны. Вредными или полезными их делают ведущие и участники! Если мошенники используют психологические техники - это не значит, что надо запретить использование психологических приемов и техник в консультировании и психотерапии. Если неквалифицированные тренеры "играют в игры" на своих тренингах - это значит, что надо ходить на обучающие и развивающие программы опытных специалистов, ответственно относящихся к своей работе.

Не стоит мистифицировать тренинги и результат, который можно получить на выходе. Чаще всего то, что называется психологическим тренингом (или тренировкой навыков), на самом деле практический семинар, в котором используются упражнения, дающие возможность человеку лучше осознавать мотивы своего поведения. Как и в любом деле, есть профессиональный подход. Многолетний опыт в психологической практике и как консультанта, и как преподавателя, бизнес-тренера говорит мне о том, что профессиональный психолог не навязывает, не предлагает универсальных готовых решений для всех, и уж точно не исполняет роль "гуру". Задача профессионального практического психолога, в том числе и на тренинге ассертивности, - создать условия для обсуждения тех точек зрения, которые уже существуют (и в этом смысле мы можем обсуждать и анализировать правила ассертивного поведения). На тренинге - ведь это активная форма обучения взрослых - у каждого участника есть возможность выразить и свои сомнения, и свое несогласие, и скептическое отношение к происходящему. Ведущий поощряет активность участников, задает групповую динамику, дает возможность каждому, принимая участие в различных упражнениях, рассматривая конкретные случаи, выразить свою точку зрения на предмет обсуждения. На мой взгляд, именно такой формат помогает участникам действительно отстаивать свое мнение, а не просто повторять как "мантры" сомнительные стереотипы психологического "ширпотреба". На любом практическом занятии, семинаре важен контекст дискуссии, позиции самих участников тренинга, это живая работа, где нет жестких шаблонов. В рамках одной темы у нас есть возможность в социально безопасной ситуации как бы примерить, проиграть разные варианты поведения и определить для себя приемлемый. Критичность восприятия реальности и самокритичность, а также ирония и самоирония на тренингах, которые проводят специалисты, не отключаются, а, наоборот, приветствуются. Одним из правил, которое принимается в начале тренинга всеми участниками, может быть правило "Стоп". Это значит, что участник может отказаться от выполнения какого-либо упражнения, если оно ему кажется сомнительным. Также правило "Стоп" применяется, когда один из участников злоупотребляет вниманием группы и использует ее в качестве площадки для саморекламы. Как отмечает Е. Сидоренко, автор книги "Технологии создания тренинга", "тренинг - не там, где учат, а там, где учишься".

HR-специалист, подбирающий соответствующую программу для развития персонала, должен обратить внимание на следующие моменты:

1. Кто проводит данный тренинг. На этом этапе важно учитывать не столько эмоциональные отклики о работе данного специалиста о том, как было весело, интересно, феерично на занятиях, сколько эффективность и результативность его работы. Харизматичность тренера, безусловно, привлекает внимание, однако только умения эмоционально вовлечь всех участников в процесс недостаточно для достижения целей и задач тренинга. Профессионализм, позитивный деловой имидж, гибкость, разработанные авторские программы, дающие результат, - важнейшие составляющие деятельности бизнес-тренера.

2. Стиль тренера. Настоящий психологический тренинг - это не только технология и набор упражнений, это еще и импровизация, умение взаимодействовать с группой, способность работать не по шаблону. Интерактивный режим, анализ кейсов, четкость формулировок, уважительное отношение к другим специалистам, коллегам, готовность к обсуждению сложных тем отражают высокий уровень профессионализма.

3. Соответствие ценностей, декларируемых на тренинге, ценностям и корпоративной культуре вашей компании. Как отмечает известный бизнес-тренер Наталья Самоукина, одна из важнейших функций корпоративной культуры - духовная. В ней отражаются атмосфера компании, ее приоритеты, философия и видение дальнейшего развития. Важно помнить, что психологический тренинг влияет не только на корпоративную культуру, но и на мотивацию и лояльность сотрудников. HR-специалист выступает проводником идей и ценностей компании.

4. Организация процесса обучения. Важно обратить внимание, готов ли тренер учитывать ваш запрос или предлагает уже готовый вариант обучающей программы. Как правило, профессиональный специалист проводит предварительное анкетирование, чтобы определить ожидания участников. До начала тренинга обсуждается предполагаемый результат, рассматриваются временные рамки, этапы, модули обучения, место проведения занятий и необходимое техническое оборудование.

5. Раздаточный материал. До начала тренинга можно увидеть, насколько раздаточный материал адаптирован для применения в обучении персонала именно вашей компании. Можно обсудить терминологию (иногда психологи любят прикрываться сложными научными терминами).

6. Какие личностные и профессиональные компетенции развиваются на данном тренинге. Без внятного ответа на этот вопрос лучше не начинать сотрудничество с тренером. Наиболее востребованы в различных профессиях такие компетенции, как клиентоориентированность, стрессоустойчивость, самомотивация, инициативность, умение работать в команде. В основе выбора нужной программы лежит анализ потребностей организации.

7. Какими методами будет достигнут предполагаемый результат. Если речь идет о таких тренингах, как "Конфликт-менеджмент", "Стресс-менеджмент", важно учитывать индивидуальные особенности участников, чтобы избежать нежелательных последствий. Стоит определиться заранее, какие именно оценочные процедуры приемлемы на данном тренинге (тестирование, интервью, элементы ассесмент-центра, социометрия).

8. Завершение тренинга. Необходимо заранее обсудить с ведущим, каким образом подводятся итоги обучения, допускаются ли оценочные высказывания, в какой форме даются рекомендации по дальнейшему развитию.

9. Предполагается ли посттренинговое сопровождение. Профессиональный специалист отвечает за проделанную работу и ориентирован на длительное сотрудничество с компанией. Сопровождение отдельных сотрудников в формате коучинга, оказание психологической поддержки при необходимости - один из показателей ответственного отношения тренера к своей работе.

Подводя итоги, можно отметить, что, безусловно, психологические тренинги способствуют развитию командности, инициативности, самостоятельности, уверенности (ассертивности), стрессоустойчивости. Но относиться к выбору тренинговых программ нужно очень критично, поскольку, к сожалению, нет четкой системы критериев, определяющих уровень эффективности подобных мероприятий. В данной статье рассмотрены параметры, по которым можно совершить грамотный выбор обучающих программ для сотрудников. Надеюсь, эти ориентиры помогут в работе службы персонала.

Список литературы

1. Кобзева В., Баранова Г. Руководителю об обучении персонала. Дизайн посттренинга. М.: Добрая книга, 2006.

2. Самоукина Н. В. Настольная книга директора по персоналу. Полное практическое руководство. Ростов-на-Дону: Феникс, 2013.

3. Сидоренко Е. Технологии создания тренинга. От замысла к результату. СПб.: Речь, 2007.

А. Воронова

К. п. н.,

коуч-консультант,

бизнес-тренер

психологического центра ДОМ

г. Москва

Подписано в печать 13.08.2013

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1