Очень хорошо, когда полученный опыт и знания сохраняются, переосмысливаются, а также используются на практике, ведь в противном случае, мы каждый раз будем снова и снова изобретать велосипед. Причем, это может относиться, как к отдельным людям, так и к целым компаниям. Получение знаний, которые потом не пригодятся на практике, является пустой тратой времени, им необходимо глубокое переосмысление. Организация условий, контекста, возможностей и ориентиров для такой рефлексии является основной задачей обучающейся организации, именно в этом кроется суть непрерывного обучения. Однако, говорить гораздо легче, чем осуществлять подобные действия на практике.
На это имеются вполне объективные причины. Первая: в силу большой загруженности работников, у них попросту не остается времени на размышления. В их работе одни задачи быстро сменяются другими, а в голове приходится одновременно держать большое количество информации. Как тут не забыть об уроках, которые были получены из предшествующего опыта, и не приняться заново за давно решенную проблему?
Вторая причина: к сожалению, во многих компаниях, анализ работы заключается в том, чтобы найти виновного и наказать его. Из-за этого многие работники склонны замалчивать истинные проблемы и сложности, дабы избежать перепалок и взаимных обвинений и не связываться лишний раз с руководством. Встречается и такое, что некоторые вопросы очень сложны для понимания рабочих, а попросить разъяснения они не решаются по вышеперечисленным причинам.
Как ни печально, но подобные факторы зачастую заложены в самой культуре организации, а также в организации ее труда. И если они существуют, то почему бы не задуматься о каких-либо изменениях в этих сферах?
Каким же образом можно внедрить рефлексию в жизнедеятельность компании? В этом способны помочь следующие рекомендации (Garvin, 2000):
- Наилучшим вариантом является оперативное переосмысление произошедшего события, то есть сразу после факта его происшествия. Если этого не было сделано, из памяти могут стереться важные события, переживания или впечатления;
- Необходимо рефлексировать только над тем, на что вы можете повлиять – над подчиненными вам сотрудниками, группами. Естественно, размышлять над политикой всей компании, будучи менеджером среднего звена, бессмысленно – ведь что-то изменить в ней, вряд ли, будет в ваших силах. То же самое можно сказать и о неудачах подразделений и отдельных коллег, к которым вы не имеете никакого отношения, ведь они также не подвластны вам;
- В компании необходимо стремится создать такую атмосферу, в который каждый желающий сотрудник будет иметь возможность смело высказать свою точку зрения, а отношения к этой критике будет спокойным. Однако и перегибать палку также не стоит, переходя на оскорбления и унижения;
- Рефлексия должна представлять собой комплекс специальных регулярных мероприятий, которые, в идеале, должны восприниматься сотрудниками как норма и неотъемлемая часть рабочего процесса;
- Пожалуй, наиболее важной рекомендацией является последняя, которая заключается в следующем: вслед за подобными мероприятиями обязательно должны следовать реальные, заметные для всех усовершенствования, без которых люди просто могут охладеть к подобной рефлекии.
Продолжая разговор о непрерывном обучении в организациях, а также о практике постоянного осмысления собственного опыта, не лишним будет затронуть опыт компаний Японии, а именно, поддерживаемую ними традицию «хансей». Подобная практика является частью культуры японцев, которую они познают еще в раннем детстве. «Хансей» заключается в размышлениях над промахами, неудачами и проблемами, которые имели место в их жизни. И хотя, для европейского подхода такая практика может показаться достаточно непривычной, однако она способна дать положительные результаты в процессе непрерывного обучения.
Необходимо отметить, что в компаниях Японии, пользующихся большим успехом, хансей-мероприятия проводятся регулярно и представляют собой следующее:
1. Собственные размышления сотрудника над тем или иным аспектом его деятельности, в процессе которых он анализирует и подает идеи по ее усовершенствованию, которые затем оформляет письменно. Этот план, который вмещает в себя конкретные задачи и способы их достижения, анализируется рабочим совестно со своим руководителем. Благодаря подобному методу осуществляется развитие конкретных способностей и навыков.
2. Групповое мероприятие: размышления в режиме реального времени. Его проводят в связи с выходом нового продукта, запуском услуги или другими значимыми событиями в жизни компании. Как известно, проект может развиваться на протяжении достаточно длительного времени, такие размышления можно проводить на всех его важных этапах, что поможет избежать значительной потери знаний, связанных с ним. В подобном мероприятии, зависимо от его специализации могут принимать участие различные специалисты. Одной из его основных целей является получение обратной связи, в процессе подобных размышлений рассматриваются достигнутые результаты, цели и задачи, а также анализируются причины, по которых результаты являются именно таковыми и что необходимо предпринять для получения лучших результатов на следующий раз. Подобные собрания помогают произвести изменения в подходах, стандартах, процессах, методах и процедурах.
3. Размышления, подводящие итоги. В их процессе производится анализ проектов, которые уже закончились, а также уроков, которые они дают компании. На общем собрании все сотрудники пытаются ответить на такие вопросы: Что было сделано ними хорошо? Что плохо? А что, возможно следующий раз сделать лучше? Полученные результаты критически пересматриваются, в процессе чего, нередко, рождаются новые интересные идеи. Каждый сотрудник обладает возможностью высказать собственное мнение по поводу проекта, после чего все мнения обобщаются. Мысли работников оформляются письменно и выносятся на рассмотрение руководителей. Все проектные команды могут, при желании, ознакомиться с ними.
Также имеется еще одна возможность для непрерывного обучения, суть которой: испытание полученных результатов – сервисов, продуктов и т.п. на практике, что позволяет узнать, соответствуют ли они заданным заранее критериям качества. Если проведенные испытания не подтвердили качество продукта, естественно, об эффективности работы, никто не говорит. Такие испытания заключаются в непрерывном обучении и постоянном усовершенствовании качества, поскольку они раскрывают и устраняют истинные причины недоработок и неудач.
Поделиться