"Охрана труда и техника безопасности на автотранспортных предприятиях и в транспортных цехах", 2013, N 3
ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ ВОДИТЕЛЕЙ АВТОБУСОВ
Повышение надежности водителей автобусов является одной из важнейших составляющих деятельности автотранспортного предприятия (АТП).
Повышению надежности водителей автобусов способствуют следующие действия руководства АТП:
- четкое распределение ответственности служб АТП, деятельность которых влияет на уровень безопасности дорожного движения и охраны труда водителей;
- разработка и реализация единой кадровой политики в сфере контроля и оценки профессиональной деятельности водительского состава;
- решение вопросов о приеме водителей на работу и распределении по видам маршрутов и транспортных средств (автобусов);
- выявление причин и условий возникновения дорожно-транспортных происшествий по вине водительского состава и нарушений ими ПДД;
- совершенствование работы по повышению профессионального мастерства водительского состава автобусов;
- проведение инструктажей водителей об особенностях управления автобусами в различных условиях;
- составление планов проведения стажировок и ежегодных занятий с водительским составом автобусов;
- организация контроля за прохождением водителями автобусов предрейсовых (меж-, послерейсовых) медицинских осмотров;
- решение вопросов о поощрении (наказании) водительского состава.
Остановимся на некоторых из этих факторов.
Допуск водителей
к осуществлению перевозок пассажиров автобусами
Лицо, претендующее на работу в качестве водителя автобуса, должно отвечать следующим требованиям:
- наличие удостоверения на право управления транспортным средством соответствующей категории;
- возраст соискателя не менее 20 лет;
- наличие документа о прохождении медицинского освидетельствования.
В соответствии с ч. 3 ст. 20 Закона о безопасности дорожного движения автотранспортная организация с учетом особенностей перевозок и в пределах действующего законодательства может устанавливать специальные правила и предъявлять дополнительные требования для обеспечения безопасности дорожного движения. Дополнительные требования регламентируются внутрипроизводственным (внутрикорпоративным) приказом и доводятся до сведения каждого водителя, поступающего на работу.
При приеме на работу проводится теоретическое и практическое тестирование знаний, умений и навыков соискателя, а также его проверка по информационным базам ГИБДД на предмет нарушения ПДД. Ответственность за проведение теоретического и практического тестирования и проверки водителя по информационным базам ГИБДД возлагается на лицо, определенное приказом по АТП, в соответствии с действующими нормативными документами.
Лицо, поступившее в АТП на работу водителем, должно быть ознакомлено с нормативными правовыми актами и документами (как государственными, так и локальными), регламентирующими его права и обязанности, оговоренные в трудовом договоре (контракте).
К осуществлению перевозок пассажиров автобусами допускаются водители, заключившие трудовой договор (контракт), прослушавшие вводный инструктаж и прошедшие стажировку.
В соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессии определены квалификационные требования к умениям и навыкам по управлению автобусом, дающие право на присвоение водителю соответствующего разряда (с учетом типа автобуса, которым ему предстоит управлять).
В рамках существующих разрядов допускается присвоение уровня квалификации (классности) водителя в соответствии с разработанным в АТП положением (при его наличии).
Для решения вопросов о присвоении (снижении) уровня квалификации (классности) на АТП создается квалификационная комиссия под председательством руководителя организации (владельца лицензии) или иного лица, назначенного соответствующим приказом.
Лицо, поступившее на работу в АТП, должно пройти психофизиологическое тестирование для определения возможности его использования в пассажирских перевозках (тип автобуса, маршрут перевозок, перевозка детей и т. п.), в первую очередь на склонность к риску при наличии разработанных в АТП тестов.
Водитель может быть уволен в соответствии с действующим законодательством в следующих случаях:
- по его заявлению;
- по медицинским показаниям;
- из-за грубого нарушения (нарушения, свидетельствующие о сознательном пренебрежении нормами безопасности и способные повлечь тяжкие последствия) правил внутреннего распорядка АТП, Правил дорожного движения и неоднократного совершения дорожно-транспортных происшествий (по собственной вине водителя);
- в случае отрицательного результата при прохождении стажировки и невозможности перевода его на другие работы в организации;
- из-за отрицательного результата зачета по программе ежегодных занятий с водителями;
- в случае нарушения трудового договора (контракта).
Основные обязанности водителей автобусов
Водитель обязан соблюдать требования нормативных документов, регламентирующих правила безопасности дорожного движения, перевозок пассажиров и багажа.
Перед выездом на линию при предъявлении водительского удостоверения водитель должен получить путевой лист и другую документацию, пройти предрейсовый медосмотр и получить соответствующую отметку в путевом листе. После проведения осмотра автобуса водитель подает его для осмотра дежурным механиком, после чего делается отметка (подпись) об исправности автобуса.
При обнаружении неисправностей на линии водитель принимает меры к их устранению на месте или в случае невозможности их устранения возвращается в АТП, оформляет заявку по их устранению и передает ее дежурному механику либо лицу, ответственному за выпуск автобусов на линию.
При выявлении неисправностей, при которых эксплуатация транспортного средства запрещена в соответствии с ПДД или угрожающих безопасности дорожного движения во время работы на линии, а также жизни и здоровью пассажиров, водитель должен сообщить об этом диспетчеру для вызова техпомощи, обеспечив всеми возможными способами эвакуацию пассажиров.
Водителю запрещается:
- выезжать на технически неисправном автобусе;
- работать на линии сверх времени, установленного расписанием движения автобусов;
- нарушать нормативные значения скоростей движения на маршруте и отдельных его участках между остановочными пунктами;
- отклоняться от утвержденного маршрута;
- нарушать порядок остановки, посадки (высадки) пассажиров, открывания (закрывания) дверей, отъезда от остановочного пункта.
Виды инструктажей и их структура
Информирование водителей осуществляется посредством проведения следующих инструктажей:
- вводный;
- предрейсовый;
- периодический;
- сезонный;
- специальный.
Проведение инструктажей обеспечивают лица, определенные приказом по АТП.
Вводный инструктаж проводится со всеми водителями, принимаемыми на работу.
В тематику вводного инструктажа включаются следующие вопросы:
- общие сведения об АТП (размер, структура парка подвижного состава, характеристика маршрутной сети);
- общие требования, предъявляемые к водителю, работающему в данном АТП (помимо нормативных правовых требований водитель должен быть ознакомлен с распорядительной и иной внутрифирменной документацией по организации и безопасной эксплуатации автобусов), правила внутреннего трудового распорядка, расположение служб в АТП, конкретные лица, с которыми водителю будет необходимо взаимодействовать в процессе работы;
- правила движения на территории АТП;
- порядок прохождения предрейсового медицинского осмотра, технического контроля автобуса перед выездом на линию;
- общие особенности маршрутной сети (протяженность маршрутов, наличие опасных участков, железнодорожных переездов, путепроводов, сложных транспортных развязок и др.);
- наличие и виды страхования в АТП;
- основные данные об аварийности, обстоятельства и причины характерных дорожно-транспортных происшествий и инцидентов;
- позиции заключаемого трудового договора с водителем, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения (испытательный срок, тестирование технических навыков управления автобусом, стажировка и т. д.).
Предрейсовый инструктаж (детальное уведомление) включает информацию:
- об условиях движения и наличии опасных участков на маршрутах движения;
- о состоянии дорожных и погодных условий, порядке проезда ж.-д. переездов, путепроводов, мест скопления людей;
- о нормативах скоростных режимов движения на маршруте;
- об особенностях перевозки детей.
Лицо, проводящее предрейсовый инструктаж, контролирует у водителя автобуса наличие схемы маршрута с указанием опасных мест.
Для водителей маршрутов большой протяженности инструктаж дополнительно содержит информацию о режиме движения, организации отдыха и приеме пищи, порядке стоянки и охраны транспортных средств, режиме труда и отдыха водителей.
Периодический инструктаж проводится в период с 20-го по 30-е число каждого месяца по графику, утвержденному руководителем предприятия, и содержит сведения о:
- новых нормативных правовых документах Российской Федерации, приказах, распоряжениях, регламентирующих права, обязанности и ответственность водителей;
- действиях водителя при возникновении критических ситуаций, в том числе при различных отказах систем автомобиля (тормозная система, рулевое управление, ходовая часть, шины и т. п.);
- действиях водителя по снижению тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий;
- осуществлении противоугонных и противопожарных мер.
Сезонный инструктаж проводится два раза в год, перед наступлением осенне-зимнего и весенне-летнего периодов в период с 20 по 30 октября и с 20 по 30 марта по графику, утвержденному руководителем предприятия, и содержит информацию:
- об особенностях безопасного управления автомобилем в условиях гололеда, снегопада, дождя, тумана, в условиях недостаточной видимости и т. п.;
- об увеличении транспортных и пешеходных потоков;
- о мерах по безопасности движения в период школьных каникул;
- о мерах предосторожности при преодолении затяжных спусков и подъемов в сложных дорожно-климатических условиях;
- об анализе типичных дорожно-транспортных происшествий, допущенных в сложных метеорологических условиях.
Специальный инструктаж проводится в случаях:
- внезапного изменения маршрута перевозок;
- поступления оперативной информации о стихийных бедствиях, экологических катастрофах, авариях в зоне действия маршрутов перевозки организации;
- временного прекращения движения на маршруте;
- направления водителя в командировку;
- совершения водителем ДТП.
(Продолжение следует)
А. Кузнецов
Подписано в печать 12.02.2013