Обеспечение надежности водителей автобусов

"Охрана труда и техника безопасности на автотранспортных предприятиях и в транспортных цехах", 2013, N 3

ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ ВОДИТЕЛЕЙ АВТОБУСОВ

Повышение надежности водителей автобусов является одной из важнейших составляющих деятельности автотранспортного предприятия (АТП).

Повышению надежности водителей автобусов способствуют следующие действия руководства АТП:

- четкое распределение ответственности служб АТП, деятельность которых влияет на уровень безопасности дорожного движения и охраны труда водителей;

- разработка и реализация единой кадровой политики в сфере контроля и оценки профессиональной деятельности водительского состава;

- решение вопросов о приеме водителей на работу и распределении по видам маршрутов и транспортных средств (автобусов);

- выявление причин и условий возникновения дорожно-транспортных происшествий по вине водительского состава и нарушений ими ПДД;

- совершенствование работы по повышению профессионального мастерства водительского состава автобусов;

- проведение инструктажей водителей об особенностях управления автобусами в различных условиях;

- составление планов проведения стажировок и ежегодных занятий с водительским составом автобусов;

- организация контроля за прохождением водителями автобусов предрейсовых (меж-, послерейсовых) медицинских осмотров;

- решение вопросов о поощрении (наказании) водительского состава.

Остановимся на некоторых из этих факторов.

Допуск водителей

к осуществлению перевозок пассажиров автобусами

Лицо, претендующее на работу в качестве водителя автобуса, должно отвечать следующим требованиям:

- наличие удостоверения на право управления транспортным средством соответствующей категории;

- возраст соискателя не менее 20 лет;

- наличие документа о прохождении медицинского освидетельствования.

В соответствии с ч. 3 ст. 20 Закона о безопасности дорожного движения автотранспортная организация с учетом особенностей перевозок и в пределах действующего законодательства может устанавливать специальные правила и предъявлять дополнительные требования для обеспечения безопасности дорожного движения. Дополнительные требования регламентируются внутрипроизводственным (внутрикорпоративным) приказом и доводятся до сведения каждого водителя, поступающего на работу.

При приеме на работу проводится теоретическое и практическое тестирование знаний, умений и навыков соискателя, а также его проверка по информационным базам ГИБДД на предмет нарушения ПДД. Ответственность за проведение теоретического и практического тестирования и проверки водителя по информационным базам ГИБДД возлагается на лицо, определенное приказом по АТП, в соответствии с действующими нормативными документами.

Лицо, поступившее в АТП на работу водителем, должно быть ознакомлено с нормативными правовыми актами и документами (как государственными, так и локальными), регламентирующими его права и обязанности, оговоренные в трудовом договоре (контракте).

К осуществлению перевозок пассажиров автобусами допускаются водители, заключившие трудовой договор (контракт), прослушавшие вводный инструктаж и прошедшие стажировку.

В соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессии определены квалификационные требования к умениям и навыкам по управлению автобусом, дающие право на присвоение водителю соответствующего разряда (с учетом типа автобуса, которым ему предстоит управлять).

В рамках существующих разрядов допускается присвоение уровня квалификации (классности) водителя в соответствии с разработанным в АТП положением (при его наличии).

Для решения вопросов о присвоении (снижении) уровня квалификации (классности) на АТП создается квалификационная комиссия под председательством руководителя организации (владельца лицензии) или иного лица, назначенного соответствующим приказом.

Лицо, поступившее на работу в АТП, должно пройти психофизиологическое тестирование для определения возможности его использования в пассажирских перевозках (тип автобуса, маршрут перевозок, перевозка детей и т. п.), в первую очередь на склонность к риску при наличии разработанных в АТП тестов.

Водитель может быть уволен в соответствии с действующим законодательством в следующих случаях:

- по его заявлению;

- по медицинским показаниям;

- из-за грубого нарушения (нарушения, свидетельствующие о сознательном пренебрежении нормами безопасности и способные повлечь тяжкие последствия) правил внутреннего распорядка АТП, Правил дорожного движения и неоднократного совершения дорожно-транспортных происшествий (по собственной вине водителя);

- в случае отрицательного результата при прохождении стажировки и невозможности перевода его на другие работы в организации;

- из-за отрицательного результата зачета по программе ежегодных занятий с водителями;

- в случае нарушения трудового договора (контракта).

Основные обязанности водителей автобусов

Водитель обязан соблюдать требования нормативных документов, регламентирующих правила безопасности дорожного движения, перевозок пассажиров и багажа.

Перед выездом на линию при предъявлении водительского удостоверения водитель должен получить путевой лист и другую документацию, пройти предрейсовый медосмотр и получить соответствующую отметку в путевом листе. После проведения осмотра автобуса водитель подает его для осмотра дежурным механиком, после чего делается отметка (подпись) об исправности автобуса.

При обнаружении неисправностей на линии водитель принимает меры к их устранению на месте или в случае невозможности их устранения возвращается в АТП, оформляет заявку по их устранению и передает ее дежурному механику либо лицу, ответственному за выпуск автобусов на линию.

При выявлении неисправностей, при которых эксплуатация транспортного средства запрещена в соответствии с ПДД или угрожающих безопасности дорожного движения во время работы на линии, а также жизни и здоровью пассажиров, водитель должен сообщить об этом диспетчеру для вызова техпомощи, обеспечив всеми возможными способами эвакуацию пассажиров.

Водителю запрещается:

- выезжать на технически неисправном автобусе;

- работать на линии сверх времени, установленного расписанием движения автобусов;

- нарушать нормативные значения скоростей движения на маршруте и отдельных его участках между остановочными пунктами;

- отклоняться от утвержденного маршрута;

- нарушать порядок остановки, посадки (высадки) пассажиров, открывания (закрывания) дверей, отъезда от остановочного пункта.

Виды инструктажей и их структура

Информирование водителей осуществляется посредством проведения следующих инструктажей:

- вводный;

- предрейсовый;

- периодический;

- сезонный;

- специальный.

Проведение инструктажей обеспечивают лица, определенные приказом по АТП.

Вводный инструктаж проводится со всеми водителями, принимаемыми на работу.

В тематику вводного инструктажа включаются следующие вопросы:

- общие сведения об АТП (размер, структура парка подвижного состава, характеристика маршрутной сети);

- общие требования, предъявляемые к водителю, работающему в данном АТП (помимо нормативных правовых требований водитель должен быть ознакомлен с распорядительной и иной внутрифирменной документацией по организации и безопасной эксплуатации автобусов), правила внутреннего трудового распорядка, расположение служб в АТП, конкретные лица, с которыми водителю будет необходимо взаимодействовать в процессе работы;

- правила движения на территории АТП;

- порядок прохождения предрейсового медицинского осмотра, технического контроля автобуса перед выездом на линию;

- общие особенности маршрутной сети (протяженность маршрутов, наличие опасных участков, железнодорожных переездов, путепроводов, сложных транспортных развязок и др.);

- наличие и виды страхования в АТП;

- основные данные об аварийности, обстоятельства и причины характерных дорожно-транспортных происшествий и инцидентов;

- позиции заключаемого трудового договора с водителем, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения (испытательный срок, тестирование технических навыков управления автобусом, стажировка и т. д.).

Предрейсовый инструктаж (детальное уведомление) включает информацию:

- об условиях движения и наличии опасных участков на маршрутах движения;

- о состоянии дорожных и погодных условий, порядке проезда ж.-д. переездов, путепроводов, мест скопления людей;

- о нормативах скоростных режимов движения на маршруте;

- об особенностях перевозки детей.

Лицо, проводящее предрейсовый инструктаж, контролирует у водителя автобуса наличие схемы маршрута с указанием опасных мест.

Для водителей маршрутов большой протяженности инструктаж дополнительно содержит информацию о режиме движения, организации отдыха и приеме пищи, порядке стоянки и охраны транспортных средств, режиме труда и отдыха водителей.

Периодический инструктаж проводится в период с 20-го по 30-е число каждого месяца по графику, утвержденному руководителем предприятия, и содержит сведения о:

- новых нормативных правовых документах Российской Федерации, приказах, распоряжениях, регламентирующих права, обязанности и ответственность водителей;

- действиях водителя при возникновении критических ситуаций, в том числе при различных отказах систем автомобиля (тормозная система, рулевое управление, ходовая часть, шины и т. п.);

- действиях водителя по снижению тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий;

- осуществлении противоугонных и противопожарных мер.

Сезонный инструктаж проводится два раза в год, перед наступлением осенне-зимнего и весенне-летнего периодов в период с 20 по 30 октября и с 20 по 30 марта по графику, утвержденному руководителем предприятия, и содержит информацию:

- об особенностях безопасного управления автомобилем в условиях гололеда, снегопада, дождя, тумана, в условиях недостаточной видимости и т. п.;

- об увеличении транспортных и пешеходных потоков;

- о мерах по безопасности движения в период школьных каникул;

- о мерах предосторожности при преодолении затяжных спусков и подъемов в сложных дорожно-климатических условиях;

- об анализе типичных дорожно-транспортных происшествий, допущенных в сложных метеорологических условиях.

Специальный инструктаж проводится в случаях:

- внезапного изменения маршрута перевозок;

- поступления оперативной информации о стихийных бедствиях, экологических катастрофах, авариях в зоне действия маршрутов перевозки организации;

- временного прекращения движения на маршруте;

- направления водителя в командировку;

- совершения водителем ДТП.

(Продолжение следует)

А. Кузнецов

Подписано в печать 12.02.2013

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1