О валоризации пенсии

"Отдел кадров коммерческой организации", 2010, N 4

О валоризации пенсии

С января 2010 г. вступил в силу Закон N 213-ФЗ <1>, которым внесены значительные изменения в порядок уплаты взносов на обязательное социальное и пенсионное страхование, назначения различных пособий и пр. Очень интересны изменения, внесенные в законы, касающиеся назначения пенсий. Появилось новое понятие "валоризация". Что это такое, каков порядок повышения размера пенсий и от чего оно зависит, расскажем в данной статье.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".

Изменение в структуре трудовых пенсий

Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ) дано определение трудовой пенсии - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц - заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств.

В соответствии со ст. 5 Закона N 173-ФЗ трудовая пенсия по старости или инвалидности состояла из базовой, страховой и накопительной частей, а пенсия по случаю потери кормильца - из двух частей - базовой и страховой.

С 1 января 2010 г. на основании Закона N 213-ФЗ изменилась структура трудовых пенсий. В частности, базовая часть пенсии как самостоятельная составляющая трудовой пенсии ликвидирована. Вместо нее введен фиксированный базовый размер пенсии, а накопительная часть будет входить только в трудовые пенсии по старости.

Поэтому с января 2010 г. трудовая пенсия по старости состоит из двух частей - страховой и накопительной, а трудовые пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца вообще не делятся на части.

Комментарий специалиста. Л. А. Скаридова, начальник управления организации назначения и выплаты пенсий ГУ ОПФР по Нижегородской области:

Законом N 213-ФЗ внесены изменения в части пенсионного обеспечения инвалидов. Пенсия по инвалидности назначается на срок, в течение которого соответствующее лицо признано инвалидом, но не долее чем до дня назначения трудовой пенсии по старости либо до дня достижения общеустановленного пенсионного возраста (60 и 55 лет соответственно для мужчин и женщин), а при отсутствии пяти лет страхового стажа - до дня достижения 65 и 60 лет (соответственно для мужчин и женщин), то есть возраста, установленного для назначения социальной пенсии по старости.

Назначение пенсии по старости указанным лицам производится без истребования от них заявления, причем размер вновь назначенной пенсии не может быть менее размера пенсии по инвалидности. Кроме этого, за инвалидами сохраняются все льготы и социальные гарантии, установленные законодательством.

Другое важное изменение, которое затронуло инвалидов: пенсии по инвалидности вновь определяются исходя из группы инвалидности, а не степени утраты трудоспособности.

Изменился и порядок определения расчетного размера пенсии по инвалидности гражданам - инвалидам III группы. Им при определении размера пенсии применяется стажевый коэффициент от 0,55 до 0,75 в зависимости от стажа работы по состоянию на 01.01.2002 вместо 0,3, как было ранее.

Коснулись изменения и пенсий по случаю потери кормильца. В частности, размер пенсии детям умершей одинокой матери определяется исходя из увеличенного в два раза пенсионного капитала умершей матери.

Если пенсия с учетом мер социальной поддержки не достигает прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ (но не более чем в целом в РФ), то неработающим пенсионерам устанавливается к пенсии федеральная или региональная доплата.

Вместе с тем размер страховой части трудовой пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца будет определяться путем суммирования двух составляющих. Первая из них - фиксированный базовый размер, который определен в твердой сумме и зависит от категории пенсионера и наличия у него иждивенцев. Например, в соответствии с п. 2 ст. 14 Закона N 173-ФЗ фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости лиц, не имеющих на иждивении нетрудоспособных членов семьи, устанавливается в сумме 2562 руб. в месяц. Вторая составляющая страховой части трудовой пенсии по старости определяется исходя из суммы расчетного пенсионного капитала, который формируется у гражданина (умершего кормильца применительно к пенсии по случаю потери кормильца) в течение всей его трудовой деятельности.

Размер данной составляющей исчисляется по формуле:

ПК / T,

Где ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости;

Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии.

Оценка пенсионных прав и расчетный пенсионный капитал

При установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 путем конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле:

ПК = (РП - 450 руб.) x Т,

Где ПК - величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица;

РП - расчетный размер трудовой пенсии;

450 руб. - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством РФ на 01.01.2002;

Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии.

До вступления в силу Закона N 213-ФЗ сумма пенсионного капитала состояла из двух частей:

- за период начиная с 01.01.2002 часть пенсионного капитала формировалась на основании страховых пенсионных взносов и иных поступлений в ПФР за застрахованное лицо;

- за период до 01.01.2002 часть пенсионного капитала исчислялась через механизм оценки пенсионных прав застрахованных лиц, приобретенных на 01.01.2002, установленный ст. 30 Закона N 173-ФЗ.

Но теперь в расчетный пенсионный капитал добавилась еще одна составляющая - сумма валоризации, на которую производится увеличение части пенсионного капитала, рассчитанной через механизм оценки пенсионных прав застрахованных лиц. Сумма валоризации у каждого гражданина составляет определенный процент от части его расчетного пенсионного капитала, исчисленной в соответствии со ст. 30 Закона N 173-ФЗ.

Сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, с учетом которой исчисляется размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), определяется по формуле (ст. 29.1 Закона N 173-ФЗ):

ПК = ПК + СВ + ПК,

1 2

где ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица;

ПК - часть расчетного пенсионного капитала застрахованного лица,

1

Исчисленного через механизм оценки пенсионных прав, приобретенных на

01.01.2002;

СВ - сумма валоризации (выражается в процентах от суммы ПК, но не

1

Менее 10%);

ПК - сумма страховых взносов и иных поступлений в ПФР за

2

Застрахованное лицо начиная с 1 января 2002 г.

Комментарий специалиста. Л. А. Скаридова:

Валоризация предусматривает увеличение расчетного пенсионного капитала, сформированного до 2002 г., на 10% плюс по 1% за каждый полный год трудового стажа до 01.01.1991. Размер валоризации у всех получается разный, так как он зависит от имеющегося стажа работы и заработной платы. Валоризации подлежат все виды трудовых пенсий (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца) независимо от даты их назначения. Самое главное - наличие трудового стажа до 01.01.2002. Следует обратить внимание, что трудовой стаж по состоянию на 01.01.1991 при валоризации ограничению не подлежит.

Чтобы лучше понять механизм оценки пенсионных прав и определения расчетного пенсионного капитала, рассмотрим пример.

Мужчине назначена пенсия по старости в сентябре 2003 г. при наличии стажа работы до 01.01.2002 - 36 лет, из которых до 1991 г. - 24 года с использованием коэффициента отношения его средней заработной платы к заработной плате по стране 1,2.

При назначении трудовой пенсии была проведена оценка его пенсионных прав по следующей формуле:

0,66 (стажевый коэффициент 0,55 при стаже у мужчин 25 лет + по 0,01 за каждый полный год стажа, но не более 0,2) x 1,2 (коэффициент по заработной плате) x 1971 руб. (среднемесячная заработная плата в РФ в период с 01.07.2001 по 30.09.2001) = 1323 руб. 43 коп. Из данной суммы вычитается 450 руб. (размер базовой части пенсии на 01.01.2002). Полученная сумма умножается на Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости (в 2003 г. он составлял 150 мес.) = 131 014 руб. 80 коп.

Это и есть расчетный пенсионный капитал по состоянию на 01.01.2002 данного лица.

Теперь посчитаем сумму валоризации: 34% (10% + 24%) x 131 014,8 руб. / 150 мес. = 296 руб. 96 коп.

Указанную сумму дополнительно нужно умножить на коэффициент индексации расчетного пенсионного капитала на день назначения пенсии - 1,411, а затем на коэффициент индексации страховой части пенсии по состоянию на 01.01.2010 - 2,605. Итого получается 1091 руб. 52 коп. - это прибавка к пенсии с 01.01.2010.

Данный механизм расчета пенсионного капитала уже применяется с 01.01.2010 при новом назначении пенсий гражданам, которым при подсчете размера трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав. В таком же порядке можно рассчитать пенсионный капитал и тем гражданам, которым пенсия была установлена до 01.01.2010, но которым с указанной даты выгоднее перейти на иной порядок оценки пенсионных прав.

Помните, что при подсчете суммы валоризации берется величина расчетного пенсионного капитала, исчисленная через механизм оценки пенсионных прав застрахованных лиц, а не величина страховой части трудовой пенсии. То есть страховые взносы, поступившие в ПФР с 01.01.2002, не будут приниматься в расчет при подсчете суммы валоризации. При этом наибольшую прибавку получат граждане, имеющие продолжительный трудовой стаж до 1991 г. Граждане, у которых нет трудового стажа до 1991 г., но при назначении пенсии им производилась оценка пенсионных прав, тоже получат прибавку к пенсии, но она составит 10% величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного при такой оценке независимо от продолжительности стажа после 01.01.1991.

Расчетный размер трудовой пенсии

Расчетный размер трудовой пенсии в силу ст. 30 Закона N 173-ФЗ может определяться различными способами, причем право выбора какого-либо из них остается за застрахованным лицом. Основной способ указан в п. 3 ст. 30 Закона N 173-ФЗ и определяется формулой:

РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП,

Где РП - расчетный размер трудовой пенсии;

СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:

- из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, - составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,2;

- из числа лиц, имеющих страховой стаж или стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, - составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в ст. ст. 27, 28 Закона N 173-ФЗ, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,2;

ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 гг. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается;

ЗП - среднемесячная заработная плата в РФ за тот же период;

СЗП - среднемесячная заработная плата в РФ за период с 1 июля по 30 сентября 2001 г. для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством РФ (1671 руб.).

Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.

Для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 г. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ (ЗР / ЗП) учитывается в размере не выше 1,4, 1,7 и 1,9 - в зависимости от величины указанных районных коэффициентов.

При определении стажевого коэффициента в трудовой стаж включаются периоды работы и иной деятельности, подсчитанные в календарном порядке, а также иные периоды, например служба в армии.

Пунктом 4 ст. 30 Закона N 173-ФЗ предусмотрен еще один вариант определения расчетного размера трудовой пенсии. В этом случае пенсия будет считаться по формуле:

РП = ЗР x СК,

Где РП - расчетный размер трудовой пенсии;

ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 гг. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами;

СК - стажевый коэффициент.

При таком расчете пенсии стажевый коэффициент определяется в зависимости от общего трудового стажа или стажа на соответствующих видах работ. В любом случае данный коэффициент не может быть более 0,75. Каждой категории застрахованных лиц СК может быть увеличен на 0,01 за каждый полный год стажа сверх установленной продолжительности, но не более чем на 0,2.

При этом расчетный размер трудовой пенсии при наличии общего трудового стажа, равного 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (ст. ст. 27 и 28 Закона N 173-ФЗ), при наличии общего трудового стажа, равного по продолжительности страховому стажу, требуемому для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, не может превышать сумму, равную 555 руб. 96 коп., а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной пп. 1, 11 и 13 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ, - 648 руб. 62 коп.

За каждый полный год, превышающий 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, - продолжительность страхового стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, указанные суммы повышаются на 1%, но в целом не более чем на 20%.

Кроме указанных вариантов определения расчетного размера трудовой пенсии можно воспользоваться еще одним способом его расчета. Он указан в п. 6 ст. 30 Закона N 173-ФЗ.

Для лиц, которым по состоянию на 31.12.2001 установлена трудовая пенсия по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца или за выслугу лет, по их выбору в качестве расчетного размера трудовой пенсии принимается сумма одной установленной им пенсии с учетом повышений и компенсационной выплаты в связи с ростом стоимости жизни в РФ с применением соответствующего районного коэффициента, за исключением надбавок на уход и на нетрудоспособных иждивенцев.

Если по выбору пенсионера оценка его пенсионных прав производится в соответствии с п. 3 или п. 4 ст. 30 Закона N 173-ФЗ, для определения расчетного размера трудовой пенсии по желанию пенсионера может быть учтен размер его среднемесячного заработка, из которого исчислена установленная пенсия.

Подведем итог

Итак, как видим, произошли существенные изменения в порядке назначения пенсий и оценки пенсионных прав застрахованных лиц. Повышение пенсий коснется всех граждан, получающих трудовые пенсии по состоянию на 31.12.2009, у которых при назначении пенсии был учтен общий трудовой стаж до 01.01.2002 независимо от его продолжительности. Социальные пенсии, пенсии по инвалидности инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, пенсии за выслугу лет и прочие подобные пенсии не подлежат валоризации с 01.01.2010.

В. П.Кузнецова

Эксперт журнала

"Отдел кадров

Коммерческой организации"

Подписано в печать

29.03.2010

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1