О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и о государственной поддержке формирования пенсионных накоплений

Журнал: Справочник кадровика
Год: 2008
Автор: Савицкая Татьяна Михайловна
Рубрика: Пенсии и пособия

В целях реализации положений послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 26.04.07 о необходимости стимулирования добровольных пенсионных накоплений граждан, 30 апреля 2008 г. приняты Федеральные законы № 56 ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (далее – Закон о софинансировании) и № 55 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений”» (далее – Закон о внесении изменений).

Базовые положения новой системы

Основной целью Закона о софинансировании является повышение уровня пенсионного обеспечения граждан благодаря дополнительным страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии (далее – дополнительные страховые взносы), а также государственной поддержке формирования пенсионных накоплений.

Обратите внимание!

Государственная поддержка формирования пенсионных накоплений – это взносы на софинансирование формирования пенсионных накоплений, осуществляемые за счет средств Фонда национального благосостояния, образованного в составе федерального бюджета, и передаваемые в бюджет Пенсионного фонда (ПФ) РФ в пользу застрахованного лица, уплатившего дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии

Данный Закон содержит базовые положения, определяющие порядок функционирования новой системы, а именно:

    порядок добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов (далее – правоотношения по обязательному пенсионному страхованию); порядок и условия уплаты дополнительных страховых взносов, взносов работодателя, а также предоставления государственной поддержки формирования пенсионных накоплений.

Закон о внесении изменений принят для обеспечения реализации Закона о софинансировании и вносит необходимые поправки в действующее законодательство, а именно в Федеральный закон от 01.04.96 № 27 ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон об индивидуальном учете), Федеральный закон от 07.05.98 № 75 ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (далее – Закон об НПФ), Налоговый кодекс РФ (часть вторую), Федеральный закон от 08.08.01 № 129 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Федеральный закон от 15.12.01 № 167 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон об обязательном пенсионном страховании), Федеральный закон от 17.12.01 № 173 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон о трудовых пенсиях), Федеральный закон от 24.07.02 № 111 ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» (далее – Закон об инвестировании средств).

Закон о софинансировании и Закон о внесении изменений вступили в силу с 1 октября 2008 г., за исключением значительного числа статей, касающихся порядка исчисления и удержания дополнительных страховых взносов, прекращения их удержания, расчета размера взноса работодателя, перечисления дополнительных страховых взносов и взносов работодателя, инвестирования сумм таких взносов и взносов на софинансирование пенсионных накоплений, перевода и учета последних, выплат правопреемникам, индивидуального (персонифицированного) учета в новой системе, в т. ч. в негосударственном пенсионном фонде, налоговых преференций. Указанные статьи вступают в силу с 1 января 2009 г.

Таким образом, вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию можно уже с 1 октября 2008 г., однако операции по исчислению и удержанию дополнительных страховых взносов будут производиться лишь с 1 января 2009 г.

Кто может вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию

Обратите внимание!

Согласно Закону об обязательном пенсионном страховании страховые взносы распределяются на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в зависимости от их возраста. Так, для лиц 1966 года рождения и старше все страховые взносы идут на финансирование страховой части трудовой пенсии, а для лиц 1967 года рождения и моложе – как на страховую, так и на накопительную часть трудовой пенсии

Право на добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию имеет любое физическое лицо независимо от того, является ли оно застрахованным в системе обязательного пенсионного страхования. В случае, если лицо таковым не является, оно регистрируется в качестве застрахованного в порядке, предусмотренном Законом об обязательном пенсионном страховании, и ему открывается индивидуальный лицевой счет на основании Закона об индивидуальном учете. Для этого нужно представить сведения, необходимые при начальной регистрации в Пенсионном фонде РФ, а именно:

    фамилия, имя, отчество; фамилия, которая была у лица при рождении; дата и место рождения; пол; адрес постоянного места жительства; серия и номер паспорта или удостоверения личности, дата выдачи указанных документов; гражданство.

Обратите внимание!

Страховой стаж – суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж

Кроме того, Закон о софинансировании не предусматривает никаких специальных ограничений возраста лица, вступающего в правоотношения на основании данного Закона. В связи с этим Закон о софинансировании, с одной стороны, дает возможность формировать накопительную часть трудовой пенсии для лиц 1966 года рождения и старше, а с другой стороны, лица 1967 года рождения и моложе получили дополнительный источник пополнения своих пенсионных накоплений.

Важно учитывать, что право застрахованного лица на получение накопительной части трудовой пенсии реализуется при ее назначении по правилам, установленным Законом о трудовых пенсиях. Обязательными условиями назначения трудовой пенсии являются: достижение установленного возраста (55 лет для женщин и 60 лет для мужчин) и наличие страхового стажа, который должен быть не менее 5 лет.

Таким образом, если гражданин, уплачивающий дополнительные страховые взносы, не имеет необходимого страхового стажа, трудовая пенсия ему не назначается, а внесенные дополнительные страховые взносы окажутся невостребованными.

Подача заявления

Обратите внимание!

Типовая форма Соглашения о взаимном удостоверении подписей утверждена приказом Минфина России от 21.08.03 № 79н

Добровольность вступления лиц в рассматриваемые правоотношения выражается посредством подачи заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию (далее – заявление о добровольном вступлении) в территориальный орган Пенсионного фонда РФ. Сделать это можно лично по месту жительства, через работодателя или иным способом, при этом установление личности и проверка подлинности подписи гражданина осуществляются:

    нотариусом или в порядке, установленном п. 3 ст. 185 Гражданского кодекса РФ; должностными лицами консульских учреждений РФ в случаях, если застрахованное лицо находится за пределами РФ; органом (организацией), с которым у ПФ РФ заключено соглашение о взаимном удостоверении подписей.

Закон о софинансировании предусматривает наличие в таком заявлении следующих обязательных реквизитов:

    страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина; фамилия, имя, отчество гражданина и место его жительства.

Кроме того, в подаваемом работодателю отдельном заявлении должен быть указан размер ежемесячно уплачиваемого дополнительного страхового взноса, определенный в твердой сумме или в процентах от базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Обозначенный размер взноса не является постоянной величиной, его можно менять в ту или иную сторону, подавая работодателю (в территориальный орган ПФ РФ – для лиц, уплачивающих страховые взносы самостоятельно) каждый раз новое заявление (количество и периодичность заявлений законом не оговаривается).

Таким образом, размер уплачиваемого дополнительного страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии определяется застрахованным лицом самостоятельно.

Лица, в пользу которых ранее не уплачивались страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии и которые впервые вступают в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, а также лица, ранее не реализовавшие право на выбор инвестиционного портфеля (управляющей компании) либо на перевод средств пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд, имеют право: одновременно с заявлением о добровольном вступлении подать заявление о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании) либо заявление о переводе средств пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд при условии заключения с негосударственным пенсионным фондом договора об обязательном пенсионном страховании.

Согласно Закону о софинансировании Пенсионный фонд РФ рассматривает заявление о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании) либо о переводе средств пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд в порядке, определенном Законом об инвестировании средств и Законом о негосударственных пенсионных фондах, и осуществляет перевод соответствующих средств в срок, не превышающий трех месяцев со дня получения указанных заявлений.

Необходимо отметить, что форма заявления о добровольном вступлении, инструкция по его заполнению, а также формат представления такого заявления в территориальный орган ПФР в электронном виде утверждены постановлением Правления ПФР от 28.07.08 № 225п, которое вступило в силу 1 октября 2008 г.

Дальнейшие процедуры

Подача заявления о добровольном вступлении является начальной стадией процесса по формированию пенсионных накоплений. Основной же этап заключается в осуществлении операций по удержанию, перечислению страховых взносов, учету в системе индивидуального (персонифицированного) учета, реализуемых работодателем и территориальным органом ПФ РФ.

Обратите внимание!

Работодатели, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные (в т. ч. путем реорганизации) организации, численность работников которых превышает указанную выше величину, представляют полученные заявления в территориальный орган Пенсионного фонда РФ в электронной форме в соответствии с Федеральным законом от 10.01.02 № 1 ФЗ «Об электронной цифровой подписи» по формату, утверждаемому Пенсионным фондом РФ

Работодатель, получивший заявление работника о добровольном вступлении, в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня получения такого заявления, направляет его в территориальный орган ПФ РФ по месту регистрации в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию.

Далее рассмотрением заявления о добровольном вступлении занимаются территориальные органы Пенсионного фонда РФ, которые осуществляют следующие процедуры:

    принимают и рассматривают заявление; не позднее 10 рабочих дней со дня получения заявления о добровольном вступлении направляют гражданину уведомление о получении заявления, результатах его рассмотрения и дате вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию; при отсутствии в вышеуказанном заявлении необходимых данных и (или) непредставлении необходимых сведений дают гражданину соответствующие разъяснения.

Поскольку вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию Закон о софинансировании дозволяет, как уже упоминалось, с 1 октября 2008 г., процедура подачи и рассмотрения названного заявления осуществляется в обозначенные выше сроки, начиная уже с 1 октября 2008 г., несмотря на то, что основные операции со страховыми взносами будут осуществляться только с 1 января 2009 г.

Например, работодатель, не дожидаясь 1 января 2009 г., в трехдневный срок направляет поступившее к нему в период с 1 октября до 31 декабря 2008 г. включительно заявление о добровольном вступлении в территориальный орган Пенсионного фонда РФ.

Обязанность работодателя по исчислению, удержанию и перечислению дополнительных страховых взносов возникает с первого числа месяца, следующего за месяцем получения им заявления работника о добровольном вступлении или об изменении размера уплачиваемого дополнительного страхового взноса.

Предположим, такое заявление подано работником 20 августа 2009 г. Тогда указанные операции со страховыми взносами работодатель должен производить с 1 сентября 2009 г.

Такие же процедурные сроки (с первого числа следующего месяца) установлены в случае подачи заявления о прекращении (возобновлении) уплаты дополнительных страховых взносов.

Исключением из данного правила являются случаи, когда названные заявления будут поданы в октябре и ноябре 2008 г., поскольку тогда указанная обязанность работодателя возникает с 1 января 2009 г.

В случае прекращения с застрахованным лицом трудовых правоотношений или правоотношений по соответствующим гражданско-правовым договорам, работодатель автоматически прекращает исчисление, удержание и перечисление страховых взносов со дня прекращения указанных правоотношений. При этом заявление заинтересованного лица не требуется.

Взносы работодателя

Законом о софинансировании предусмотрена еще одна возможность пополнения пенсионных накоплений застрахованных лиц – право работодателя вносить взносы в их пользу. При этом законодатель определяет одно условие: решение об этом может быть принято только в отношении тех работников, которые уплачивают дополнительные страховые взносы. Конкретных лиц, в пользу которых будут производиться взносы, а также их размеры в отношении каждого застрахованного лица работодатель определяет самостоятельно. Решение об этом оформляется отдельным приказом или путем включения соответствующих положений в коллективный либо трудовой договор.

Необходимо отметить, что на основании Закона о софинансировании исчисление и удержание дополнительных страховых взносов, а также расчет взносов работодателя осуществляется им ежемесячно.

Дополнительные страховые взносы и взносы работодателя перечисляются работодателем единым платежом в бюджет ПФ РФ в порядке и в сроки, установленные для уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, и оформляется такое перечисление единым платежным поручением.

Реестр застрахованных лиц

Обратите внимание!

Работодатели, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные организации (в т. ч. путем реорганизации), численность работников которых свыше указанного количества, представляют указанные реестры в электронной форме в соответствии с Федеральным законом «Об электронной цифровой подписи» по формату, утверждаемому Пенсионным фондом РФ

Одновременно с этим работодатель формирует реестр застрахованных лиц, форма и порядок представления которого должны быть утверждены Пенсионным фондом РФ до конца 2008г. Такие реестры являются официальными документами, подтверждающими права застрахованных лиц, приобретенные по Закону о софинансировании.

В реестре указываются:

    общая сумма перечисляемых средств, включая суммы всех дополнительных страховых взносов, всех уплачиваемых взносов работодателя, при этом данные сведения заверяются кредитной организацией, через которую осуществлялось перечисление; номер платежного поручения и дата его исполнения; страховой номер индивидуального лицевого счета каждого застрахованного лица; фамилия, имя, отчество каждого застрахованного лица; сумма перечисляемых дополнительных страховых взносов каждого застрахованного лица; сумма взносов работодателя, уплачиваемых в пользу каждого застрахованного лица.

Реестры передаются в территориальный орган Пенсионного фонда РФ не позднее 20 дней со дня окончания квартала, в течение которого перечислялись дополнительные страховые взносы и уплачивались взносы работодателя.

Дополнительные взносы застрахованного лица

Определенные особенности имеет порядок самостоятельной уплаты дополнительного страхового взноса застрахованным лицом. В данном случае денежные средства перечисляются в бюджет Пенсионного фонда РФ через кредитную организацию.

При этом не позднее 20 дней со дня окончания квартала необходимо представить в территориальный орган ПФ РФ копии платежных документов за истекший квартал с отметками кредитной организации об исполнении лично либо через орган (организацию), с которыми у Пенсионного фонда РФ заключено соглашение о взаимном удостоверении подписей, определяющее порядок приема копий платежных документов и их передачи в электронной форме в ПФ РФ.

Государственная поддержка

Несомненно, важной новеллой Закона о софинансировании является участие государства в формировании пенсионных накоплений граждан путем взносов на софинансирование, которые осуществляются при одновременном наличии следующих условий:

    лицо вступило в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию с целью уплаты дополнительных страховых взносов в период с 1 октября 2008 г. до 1 октября 2013 г.; лицо уплатило в предыдущем календарном году дополнительные страховые взносы в сумме не менее 2000 руб.

Наряду с названными условиями важно учитывать еще одно обстоятельство, а именно: государственная поддержка формирования пенсионных накоплений осуществляется в течение 10 лет, начиная с года, следующего за годом уплаты застрахованными лицами дополнительных страховых взносов.

В связи с этим, вступая в правоотношения на основании Закона о софинансировании, необходимо понимать: чем быстрее дополнительные страховые взносы лица будут преодолевать рубеж 2000 руб. в год, тем дольше ему будет оказываться государственная поддержка.

Например, лицо, своевременно вступившее в названные правоотношения, уплачивает дополнительные страховые взносы в размере менее 2000 руб. в год на протяжении 6 лет, а затем размер взносов, которые он осуществляет еще в течение 10 лет, увеличивается до 3000 руб. в год. Тогда государственная поддержка такому лицу будет оказываться только на протяжении последующих 4 лет, т. е. начиная с года, следующего за годом, когда размер дополнительных страховых взносов составил 3000 руб. в год, и до истечения десятилетнего срока (до 1 октября 2013 г.), который начинается с года, следующего за годом уплаты первых дополнительных страховых взносов.

Размер взноса на софинансирование определяется исходя из суммы дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, уплаченной застрахованным лицом за прошедший календарный год, но не может составлять более 12 000 руб. в год.

Увеличение взноса для пенсионеров. Наследование сумм накоплений

В целях стимулирования продолжения трудовой деятельности по достижении пенсионного возраста Законом о софинансировании предусмотрено увеличение размера взноса на софинансирование в пользу лиц, продолжающих трудовую деятельность после достижения возраста, дающего право на назначение трудовой пенсии по старости, при условии, что такие лица не обращались за назначением ни одной из частей трудовой пенсии в период продолжения трудовой деятельности. Размер взноса из средств федерального бюджета для данных лиц определяется исходя из увеличенной в 4 раза суммы дополнительных страховых взносов, уплаченной застрахованным лицом за истекший календарный год, но не может превышать 48 000 руб. в год.

Обратите внимание!

Для всех пенсионных накоплений, независимо от способов их пополнения, предусмотрен особый порядок выплаты в случае смерти застрахованного лица, закрепленный в специальных нормативных актах, связанных с пенсионным обеспечением

Новая система находится в системе обязательного пенсионного страхования, которая, с одной стороны, упрощает порядок уплаты и инвестирования дополнительных страховых взносов, а с другой стороны, вводит для этих средств определенные ограничения. В этой связи возникла интересная коллизия, которая, в результате была решена в пользу механизма, предусмотренного системой обязательного пенсионного страхования.

Согласно Закону о софинансировании дополнительный страховой взнос – это всегда собственные средства застрахованного лица независимо от того, кем производится их уплата – самим гражданином или работодателем. В связи с этим логично было бы предполагать, что в случае смерти застрахованного лица, уплачивавшего дополнительные страховые взносы, его наследники вправе претендовать на сумму указанных взносов как на личное имущество наследодателя. Вместе с тем включение этих средств в состав пенсионных накоплений (ч. 4 ст. 5 Закона о софинансировании) делает невозможным применение в указанной ситуации положений части третьей Гражданского кодекса РФ, поскольку для средств пенсионных накоплений предусмотрен свой, особый порядок выплаты в случае смерти застрахованного лица. Данный порядок установлен нормами Федеральных законов «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (п. 12 ст. 9; п. 6 ст. 16), «О негосударственных пенсионных фондах» (п. 3 ст. 36.5; ст. 36.21) и «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» (ст. 38).

Налоговые льготы

Законодатель, в целях стимулирования участия работника и работодателя в системе софинансирования пенсионных накоплений, предусмотрел ряд налоговых преимуществ, которые начнут применяться с 1 января 2009 г.

Речь идет об особенностях уплаты НДФЛ, ЕСН и налога на прибыль в отношении дополнительных страховых взносов и взносов работодателя.

Так, при исчислении НДФЛ не будут подлежать налогообложению:

    взносы на софинансирование, уплачиваемые в рамках государственной поддержки формирования пенсионных накоплений (п. 38 ст. 217 НК РФ); взносы работодателя в пределах не более 12 000 руб. в год (п. 39 ст. 217 НК РФ).

Сумма уплаченных физическим лицом дополнительных страховых взносов будет включаться в состав социального налогового вычета при определении налоговой базы НДФЛ (подп. 5 п. 1 ст. 219 НК РФ). В связи с этим предельный размер социального налогового вычета увеличен со 100 000 до 120 000 руб. (п. 2 ст. 219 НК РФ). Для получения такого вычета лицу потребуется представить либо документы, подтверждающие его фактические расходы по уплате дополнительных страховых взносов, либо справку налогового агента об уплате им удержанных и перечисленных по поручению застрахованного лица взносов.

Взносы работодателя в пределах не более 12 000 руб. в год на каждого работника не будут облагаться ЕСН (подп. 7.1 п. 1 ст. 238 НК РФ). Данные взносы будут относиться к расходам на оплату труда и в общей сумме со взносами по договорам долгосрочного страхования жизни работников, добровольного пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения работников учитываются при налогообложении в размере, не превышающем 12 % от суммы расходов на оплату труда (абз. 1, 7 п. 16 ч. 2 ст. 255 НК РФ).

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться