О дистанционном обучении управленческим умениям

Тех, кого волнует этот вопрос, коронавирус решительно повернул в сторону онлайн обучения. Но тут есть проблема.

В дихотомии hard skills – soft skills управленческие умения относятся к «мягким» умениям. То есть к таким, которые связаны с коммуникациями, взаимодействием людей, пониманием человеческой психологии. Соответственно принято считать, что и обучение «мягким» умениям должно происходить в оффлайне, в живом взаимодействии учащихся с преподавателем и друг с другом.

Я бы хотел сформулировать мысль в противовес этому мнению.

Современное обучение взрослых в той или иной степени опирается на Цикл Колба.

Чтобы обучение было эффективным, нужно, чтобы учащийся:

1. Получил непосредственный опыт в ходе практических действий. При этом не принципиально, получил он опыт в результате действий здесь и сейчас, или преподаватель вызвал воспоминания о каких-то событиях.

2. Обдумал, обсудил, отрефлексировал приобретенный опыт.

3. Приобрел, осмыслил новые знания и умения, относящиеся к полученному опыту. Сделал теоретические обобщения, включил результаты обдумывания в контекст теории. Создал новую, более успешную модель поведения.

4. Вернулся к практике на новом уровне понимания, с новой моделью поведения.

Из этой модели и просто из здравого смысла понятно, что дистанционно нельзя обучить профессии токаря или металлурга: дома у учащегося нет ни станка, ни тем более доменной печи. Но с обучением управленческим умениям ситуация принципиально другая. Если у человека есть производственный и жизненный опыт – значит, он уже прошел первый шаг Цикла Колба! Более того, он частично прошел и второй шаг – рефлексию, осмысление этого опыта. Он эмоционально пережил этот опыт, неизбежно осмыслил свои успехи, свои неудачи, «набил шишки», извлек уроки.

В таком контексте становится понятным, почему профессии «руководитель» невозможно учить в вузе. У студентов в принципе отсутствует производственный опыт, опыт работы хоть в какой организации, опыт общения и сотрудничества с другими сотрудниками, с руководителями. С ними невозможно запустить Цикл Колба: у них нет того фундамента, на котором только и можно строить освоение управленческих знаний и умений.

Итак, если наш учащийся – сотрудник предприятия, стремящийся вырасти в руководителя, или руководитель, который чувствует нехватку управленческих компетенций, то он ментально готов усваивать учебный материал: у него готова «зона ближайшего развития» (Л. С. Выготский). А мы можем организовать его эффективное дистанционное обучение (смотрим рисунок).

Мы даем ему для самостоятельного изучения учебный материал, проверяем его усвоение (этап 3). Помогаем в свете этого учебного материала понять, что он или другие делали «не так» (возвращаем его к рефлексии, этап 2). Помогаем применить полученные знания и умения в его работе (этап 4). Вся эта учебная деятельность может быть легко организована дистанционно.

К примеру, нужно сформировать у учащегося (сотрудника предприятия) умение ставить цели. Он в онлайне изучает учебный материал (методику постановки целей по SMART), то есть выполняется этап 3 Цикла Колба. Он также получает несколько практических заданий. Например, одно из заданий – привести из своего производственного опыта примеры «плохой» постановки целей. Здесь мы возвращаем учащегося на этап 2 для осмысления его опыта в свете полученных знаний. Другое задание – сформулировать в его текущей деятельности две цели по SMART. Этим заданием мы отрабатываем этап 4 Цикла Колба: применяем новые знания на практике. Еще одно задание – обсудить в малой группе с другими коллегами-учащимися выполнение индивидуальных заданий (каждый рассказывает, что он сделал, остальные задают вопросы, дают обратную связь) – здесь повторяется работа на этапах 2 и 4.

-Евгений, о чем ты говоришь?! Кто ж будет вот так сам учиться через сайт, без погонялы-преподавателя?

-Женя, не думай о людях плохо. Будут учиться. И успешно учатся. Когда руководство предприятия выполняет как минимум два базовых условия. Первое. Своей корпоративной культурой и управленческими решениями создает у сотрудников желание и потребность учиться. И второе. Реально, фактически выделяет сотрудникам время на обучение.

Евгений Ксенчук

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1