Нужно ли утверждать расчетный листок, если в компании нет профсоюза?

По состоянию на: 15.02.2011
Журнал: Всё для кадровика
Год: 2011
Автор: Коновалова Наталья
Тема: Документы кадровой службы, Оплата труда
Рубрика: Есть проблема? Вот решение

    Шаблоны документов
      Письмо в адрес представительного органа работников Приказ об утверждении формы расчетного листка Форма расчетного листка

    Нормативные документы

      Трудовой кодекс Российской Федерации (извлечение) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (извлечение) Федеральный закон от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (извлечение)

    Справочные материалы

      Учет мнения представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов

В декабре в нашей организации ГИТ проводила комплексную проверку. Проверяли в том числе, как мы соблюдаем требования оплаты труда. Вроде бы особых замечаний не было, и уже перед уходом инспектор как бы между делом поинтересовался, выдаем ли мы расчетные листки работникам. Я со спокойной совестью ответила: «Да, конечно, они у нас есть. Каждый месяц распечатываем из бухгалтерской программы и выдаем работникам». Но инспектор сказал, что так делать нельзя, потому что форма расчетного листка утверждена без учета мнения представительного органа работников. Но у нас в организации нет профсоюза! Неужели и в этом случае процедура утверждения формы приказа расчетного листка необходима? И если да, то как же эту процедуру утверждения провести?

У вас в компании нет профсоюза, и вы не знаете, как соблюсти требования закона об учете его мнения? Ничего удивительного. Поверьте, с подобной проблемой сталкивается большинство российских компаний.

Нужно ли утверждать расчетный листок, если в компании нет профсоюза?

Действительно, иногда складывается впечатление, что единственным представителем работников может быть первичная профсоюзная организация. Но это не совсем так. Однако, раз мы рассуждаем о роли представительного органа работников при утверждении формы расчетного листка, давайте начнем с самого начала, т. е. с обязанностей работодателя.

Отношения между работодателем и работниками по выплате заработной платы не должны ограничиваться ее фактической выдачей «на руки» или перечислением на банковские карточки. Часть 1 ст. 136 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) обязывает работодателя при выплате заработной платы информировать работников о ее составных частях, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате. Причем эта информация должна быть предоставлена работнику в письменном виде. В качестве такого письменного извещения (выписки), которое должно выдаваться работнику лично при получении заработной платы, Кодекс предлагает использовать расчетный листок.

ВЫ ДОЛЖНЫ ЭТО ЗНАТЬ

Работодатель обязан информировать работника о составных частях заработной платы, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате

Форма расчетного листка не относится к унифицированным формам первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утвержденным постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты». Поэтому вы можете разработать расчетный листок такой формы и содержания, который будет удобен для применения именно в вашей компании. Единственное, что необходимо учесть, так это перечень обязательных сведений, содержащийся в ч. 1 ст. 136 ТК РФ:

1. Составные части заработной платы, причитающиеся работнику за соответствующий период.

Нужно ли утверждать расчетный листок, если в компании нет профсоюза?ЭТО ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Удержания по исполнительным документам не могут быть более 50% (в отдельных случаях 70%) заработной платы и иных доходов (ст. 138 ТК РФ)

По поводу составных частей отметим, что каждая выплата или каждое начисление выделяются отдельной строкой. Не следует объединять схожие выплаты (например в целях упрощения формы бланка).

2. Размеры и основания произведенных удержаний.

Эти строки или графы расчетного листка будут заполняться в том случае, если в расчетном периоде из заработной платы работника производились какие-либо удержания.

3. Общая сумма, подлежащая выплате.

Нужно ли утверждать расчетный листок, если в компании нет профсоюза?

Сегодня, наверное, уже нет бухгалтерии, где бы начисление зарплаты производилось вручную. Прогресс сделал свое дело, и количество бухгалтерских компьютерных программ просто поражает воображение! Поэтому не удивительно, что на практике чаще всего мы с вами используем ту форму расчетного листка, которая формируется автоматически с помощью бухгалтерской программы.

Однако автоматическое формирование расчетного листка с помощью бухгалтерской программы отнюдь не означает, что работодатель не должен утвердить форму этого документа, соблюдая норму об обязательном учете мнения представительного органа работников.

Итак, с тем, что представляет собой расчетный листок и какую обязательную информацию должен содержать этот документ, мы разобрались. Но для того, чтобы соблюсти требование трудового законодательства, и в частности ч. 2 ст. 136 ТК РФ, этого мало.

В данной норме четко указывается, что недостаточно разработать форму расчетного листка, необходимо ее утвердить. И не просто утвердить, а с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.

ВЫ ДОЛЖНЫ ЭТО ЗНАТЬ

Даже если расчетный листок формируется автоматически с помощью программы, работодатель обязан утвердить эту форму с учетом мнения представительного органа работников

Если вы внимательно изучали ТК РФ, то наверняка заметили, что, устанавливая обязанность работодателя при принятии локальных нормативных актов учитывать мнение того или иного представительного органа работников, в одних случаях Кодекс требует учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, а в других - представительного органа работников.

ВЫ ДОЛЖНЫ ЭТО ЗНАТЬ

Если в компании нет первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, работодатель вправе самостоятельно утвердить форму расчетного листка

Так вот, в случае с утверждением расчетного листка необходимо учитывать именно мнение представительного органа работников.

Возникает закономерный вопрос: а кто будет считаться таким органом?

Естественно, в первую очередь представительным органом работников может выступать первичная профсоюзная организация (ст. 372 ТК РФ). Но в вашей компании ее нет. Что делать тогда? В этом случае представительство интересов работников может быть поручено иному представительному органу, избранному на общем собрании (конференции) работников в соответствии со ст. 31 ТК РФ. Поэтому вам следует выяснить, не поручено ли какому-либо иному представительному органу представительство интересов работников вашей компании.

НАШ СОВЕТ

В случае отсутствия представительного органа работников сделайте в приказе запись: «На момент утверждения типовой формы расчетного листка представительного органа работников не создано»

Если же в организации не создан профсоюз или иной представительный орган работников, работодатель утверждает форму расчетного листка самостоятельно, поскольку в ч. 3 ст. 8 ТК РФ говорится, что мнение представительного органа работников должно учитываться работодателем только в том случае, если такой представительный орган существует.

Так что в вашей ситуации инспектор ГИТ не прав. Если вы надлежащим образом утвердили форму расчетного листка, который выдаете работникам, а мнение профсоюза или иного представительного органа работников не учли, т. к. их нет, то требование законодательства выполнено. Но, на будущее, давайте выясним, что же такое «учет

Ведь работники в любой момент такой орган могут сформировать, а вы уже будете готовы :) .

Итак, порядок учета мнения представительного органа работников при принятии локального нормативного акта определен в ст. 372 ТК РФ. Для удобства его можно разделить на этапы.

Этап 1. Направление проекта расчетного листка в представительный орган работников.

НЕ ЗАБЫТЬ!

Подписать сопроводительное письмо у руководителя организации (или иного уполномоченного лица) и зарегистрировать в специальной учетной форме

Часть 1 ст. 372 ТК РФ предусматривает, что работодатель перед принятием решения направляет проект документа и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации (но в случае с расчетным листком, как мы уже говорили, это может быть и иной представительный орган работников). Для этого желательно составить сопроводительное письмо (пример 1).

Этап 2. Получение мотивированного мнения представительного органа работников.

Указанный орган не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта формы расчетного листка направляет мотивированное мнение по проекту в письменной форме. Если представительный орган работников согласен с предложенным проектом, то вы смело можете подавать руководителю форму расчетного листка на утверждение.

Если же мотивированное мнение представительного органа работников не содержит согласия с формой расчетного листка либо содержит предложения по ее совершенствованию, а руководство компании с этими предложениями не согласно, вам придется в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с представительным органом работников. Однако не переживайте. Если согласие так и не будет достигнуто, на утверждение формы расчетного листка это не повлияет. Достаточно будет возникшие разногласия оформить протоколом, после чего можно утверждать форму расчетного листка, предложенную вами.

Если же представительный орган работников не представит мотивированное мнение в указанный срок, работодатель принимает решение об утверждении формы расчетного листка самостоятельно.

Этап 3. Утверждение расчетного листка.

На практике существуют два способа сделать это.

НЕ ЗАБЫТЬ!

При утверждении формы расчетного листка указать, что мнение представительного органа работников учтено

Способ 1. Форма расчетного листка может быть утверждена путем издания работодателем соответствующего приказа (распоряжения), которым фиксируются факт утверждения и срок введения формы расчетного листка в действие (пример 2). При утверждении документа приказом руководителя гриф утверждения состоит из слова «УТВЕРЖДЕН», наименования утверждающего документа в творительном падеже, его даты и номера.

Форма расчетного листка может являться приложением к Положению об оплате труда. Учитывая, что данный локальный нормативный акт принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников, требование законодательства учесть подобное мнение по отношению к форме расчетного листка будет соблюдено.

НЕ ЗАБЫТЬ!

После утверждения ознакомить всех работников с формой расчетного листка под роспись

Способ 2. Возможно утверждение формы расчетного листка и без издания приказа - путем проставления на документе грифа утверждения с личной подписью руководителя (пример 3). При утверждении документа должностным лицом гриф утверждения содержит слово «УТВЕРЖДАЮ», наименование должности лица, утвердившего документ, его личную подпись, ее расшифровку и дату утверждения. Дата в грифе утверждения проставляется от руки или частично заготавливается при печати документа. В последнем случае от руки проставляется только число или число и месяц.

Резюме

Форма расчетного листка должна быть утверждена работодателем. Мнение представительного органа работников учитывается лишь при условии наличия у работодателя такого органа. При этом интересы работников могут представлять как первичные профсоюзные организации, так и иные представители работников

И все же, на наш взгляд, вариант с утверждением формы расчетного листка путем издания приказа (распоряжения) руководителя более приемлем.

Для оформления учета мнения представительного органа работников на расчетном листке делается специальная отметка, в которой указываются дата и номер документа, которым оформлено мотивированное мнение.

Если представительного органа работников нет, то расчетный листок оформляется без отметки об учете мнения. Кстати, причину, по которой работодатель утверждал расчетный листок самостоятельно, можно указать в приказе об утверждении (если он издается).

ПРИМЕР 1

Письмо в адрес представительного органа работников

Нужно ли утверждать расчетный листок, если в компании нет профсоюза?ПРИМЕР 2

Приказ об утверждении формы расчетного листка

Нужно ли утверждать расчетный листок, если в компании нет профсоюза?ПРИМЕР 3

Форма расчетного листка

Нужно ли утверждать расчетный листок, если в компании нет профсоюза?

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий