Нужно ли строить на предприятии систему менеджмента качества ?

Заместитель генерального директора ООО

«НИТЭК-ПЛАСТ» по качеству

Елиферов В. Г.

Множество российских предприятий попались в ловушку моды на
сертификат ISO 9000.Часть из них потратило средства и ресурсы на самостоятельную
постройку системы качества, часть доверилось сторонним специалистам, некоторые
даже «получили» сертификаты у сертифицирующих органов сомнительного
происхождения. На сегодняшний день можно сказать вполне определенно, что наличие
сертификата о соответствии системы качества требованиям международных стандартов
ISO серии 9000 не является гарантией того, что клиент имеет дело с фирмой,
которая работает качественно.

Злую шутку с российскими предприятиями сыграло словосочетание
«система качества». Специалисты среднего и старшего поколения хорошо помнят, как
в нашей промышленности было распространено слово СИСТЕМА с различными довесками.
Вспомните: 

  • КСУКП – комплексная система управления качеством продукции;
  • СТПП - система технологической подготовки производства;
  • СКПП - система конструкторской подготовки производства;
  • ЕСКД и ЕСТД – которые, надеюсь, не нужно расшифровывать и т.
    д. и т.п. 

Все эти системы, обросшие огромным количеством ненужных
бумаг, воспринимались в реальном производстве как нечто чуждое, мешающее
выдавать «штуки на-гора», особенно КСУКП. Поэтому когда руководитель произносил
слова о необходимости построения на фирме «системы качества», эта система, по
привычке, воспринималась как очередная «система» которая будет жить сама по
себе, а реальная жизнь будет идти сама по себе.

Вместе с тем нашлись и в России руководители, которые поняли, что построить
на предприятии отдельно взятую «систему качества» недостаточно – нужно
перестроить ВСЮ СИСТЕМУ МЕНЕДЖМЕНТА ПРЕДПРИЯТИЯ. Только таким предприятиям
удается добиться успеха в менеджменте. Подчеркну еще раз «в менеджменте», без
упоминания о системе качества. 

История развития международных стандартов в области качества
с 1988 года до ISO 9000:2000 идет как раз по этому пути. Все начиналось со
стандарта ISO 9001:1988 жестко регламентирующего, что должен держать под
контролем поставщик продукции. Небольшие изменения, внесенные в 1994 году, сути
стандартов не поменяли, более того появились отдельные специфические стандарты
по услугам (ISO 9004-2:1991), программному обеспечению (ISO 9000-3:1991) и
перерабатываемым материалам (ISO 9004-3). Похоже, что ИСО/ТК 176 признал за
этими видами деятельности право на уникальность требований к качеству. Это
должно было случиться при том подходе, который был заложен в основополагающем
стандарте ISO 9001:1994 – « … проектирование и поставка соответствующей
продукции» (Раздел 1). Еще больше запутал ситуацию выпуск стандарта ISO
9004-1:1994. Его структура настолько отличалась от основополагающих, что
применять его можно было только кусочнопрерывисто».

Наконец 15 декабря 2000 года, была утверждена окончательная
редакция ISO 9001:2000 года, основанная на процессном подходе к управлению
«организацией» (предприятием). Изменилась ориентация стандартов с качества
продукции на качество процессов. Впервые в основу стандарта легли принципы
менеджмента процессов, продекларированные в ISO 9000-1:1994 (разделы 4.6-4.8).
Произошло сближение, хотя еще не окончательное, принципов менеджмента качества (QM)
и новой парадигмы менеджмента, сформулированной в последней книге Питера Ф.
Друкера «Задачи менеджмента в XXI веке» ( М.: Издательский дом «Вильямс», 2000):
«Менеджмент существует ради результатов, которых учреждение достигает во
внешней среде. Менеджмент должен определить, каких результатов необходимо
достичь; менеджмент должен мобилизовать ресурсы организации для достижения этих
результатов. Менеджмент предназначен для того, чтобы любая организация –
коммерческое предприятие, церковь, университет или приют для женщин-жертв
насилия, - имела возможность достичь запланированного результата во внешней
среде, за пределами организации»

Выводы из вышесказанного достаточно прозрачны:

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ, ЖЕЛАЮЩАЯ ВЫЖИТЬ, ДОЛЖНА ЗАНИМАТЬСЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕМ СВОЕГО
    МЕНЕДЖМЕНТА.
  2. СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ЯВЛЯЕТСЯ СОСТАВНОЙ, НЕОТЪЕМЛЕМОЙ ЧАСТЬЮ
    ОБЩЕГО МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ.
  3. ПОПЫТКА ПОСТРОЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ТОЛЬКО СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
    ЯВЛЯЕТСЯ БЕСПОЛЕЗНОЙ И ДАЖЕ ВРЕДНОЙ.

Если вглядеться в ISO 9001:2000 внимательно, то можно увидеть
в структуре стандарта и в Рисунке 1 (см. стандарт) классическую схему
менеджмента процесса, с описанием Входа и Выхода, с составными частями по
методологии 5М ( ресурсами – по терминологии ISO).

Таким образом в нашем лексиконе появляется еще одно новое
слово – ПРОЦЕСС.  Что это такое? Как его определять и документировать? Сколько
их может быть в организации и сколько должно быть? На сегодняшний день практика
внедрения систем менеджмента качества невелика и эти вопросы являются ключевыми
для организации принявшей решение о построении СМК и реинжиниринге (reengineering)
бизнес-процессов.

В старой версии стандартов ISO серии 9000 роль методички по
применению играл ISO 9000-2:1993 «Общие руководящие указания по применению ISO
9001 …». В новой версии некоторым подобием может служить ISO 9004:2000, но при
некотором углубленном толковании ( и цитировании) статей ISO 9001:2000, этот
стандарт имеет расширенное содержание в виде дополнительных подразделов 6.5 -:-
6.8.

Автором данной статьи разработана методология описания
процессов в организации (предприятии), руководство которой приняло решение «жить
по-новому». То есть руководство осознало необходимость перемен в системе
менеджмента и готово разрабатывать и внедрять эти перемены. 

В настоящий момент данная методология внедряется на
предприятии ООО «НИТЭК-ПЛАСТ» в г. Дмитров Московской области.

Заместитель генерального директора ООО

«НИТЭК-ПЛАСТ» по качеству

Елиферов В. Г.

Источник:www.bigspb.ru

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1