"Отдел кадров коммерческой организации", 2013, N 1
НОВОСТИ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА январь 2013
Наступил новый, 2013 г. Сейчас законотворцы отдыхают, но они на славу потрудились перед Новогодними каникулами и приняли несколько федеральных законов, вносящих изменения в трудовое законодательство. Дано определение профессиональным стандартам, а также скорректированы положения о соглашениях - актах, регулирующих социально-трудовые отношения и устанавливающих общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений. Подробнее об этих и других изменениях вы узнаете из статьи.
Итак, в конце 2012 г. было принято несколько Федеральных законов: от 03.12.2012 N 234-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - Закон N 234-ФЗ); от 03.12.2012 N 236-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О техническом регулировании" (далее - Закон N 236-ФЗ); от 12.11.2012 N 185-ФЗ "О внесении изменений в статью 13.1 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и статью 27.2 Закона Российской Федерации "Об образовании" (далее - Закон N 185-ФЗ).
Изменения, внесенные Законом N 234-ФЗ
Социальное партнерство в сфере труда - это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 23 ТК РФ).
Сторонами такого партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством (ст. 25 ТК РФ).
Социальное партнерство может осуществляться в различных формах, в частности, одной из таких форм являются коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению (ст. 27 ТК РФ). Остановимся на соглашении, так как именно с данным документом вводятся новшества.
На основании ст. 45 ТК РФ соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.
По договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними.
Соглашения, предусматривающие полное или частичное финансирование из соответствующих бюджетов, заключаются при обязательном участии соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения.
В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться такие соглашения:
- генеральное (устанавливает принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне);
- межрегиональное (устанавливает принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне двух и более субъектов РФ);
- региональное (устанавливает принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта РФ);
- отраслевое (межотраслевое) (устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей), может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства);
- территориальное (устанавливает общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования);
- иные соглашения - могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Содержание и структура соглашения
Трудовой кодекс (ст. 46) закрепляет, что содержание и структура соглашения определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение. Однако после внесения изменений законодатель установил исключение из этого правила и обязал стороны социального партнерства включать в соглашение положения о сроке его действия и порядке осуществления контроля за его выполнением.
Кроме этого, ранее в Трудовом кодексе рекомендовалось включать в соглашение взаимные обязательства сторон по вопросам оплаты и охраны труда, установления режимов труда и отдыха, а также развития социального партнерства. Теперь этот перечень расширен и в соответствии с новой редакцией ст. 46 ТК РФ в соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам:
- оплата труда (в том числе установление размеров минимальных тарифных ставок, окладов (должностных окладов), установление соотношения размера заработной платы и размера ее условно-постоянной части, а также определение составных частей заработной платы, включаемых в ее условно-постоянную часть, установление порядка обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы);
- гарантии, компенсации и льготы работникам;
- режимы труда и отдыха;
- занятость, условия высвобождения работников;
- повышение квалификации работников, в том числе в целях модернизации производства;
- условия и охрана труда;
- развитие социального партнерства, в том числе участие работников в управлении организацией;
- дополнительное пенсионное страхование;
- другие вопросы, определенные сторонами.
Порядок разработки проекта соглашения
и заключения соглашения
На основании ст. 47 ТК РФ проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров. Порядок, сроки разработки проекта соглашения и заключения соглашения определяются комиссией. Комиссия имеет право уведомить работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, ведущего коллективные переговоры по разработке проекта соглашения и заключению соглашения, о начале таких переговоров, а также предложить формы возможного участия в них. Работодатели, получившие указанное уведомление, обязаны проинформировать об этом выборный орган первичной профсоюзной организации, объединяющей их работников. Соглашение подписывают представители сторон.
А что делать, если стороны не смогли прийти к единому мнению по содержанию проекта соглашения? Законодатель новой редакцией ст. 47 ТК РФ ответил на данный вопрос: при недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта соглашения в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров, а при проведении коллективных переговоров по подготовке проекта генерального соглашения в течение шести месяцев со дня их начала стороны должны подписать соглашение на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий. При этом неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами.
Обратите внимание! В соответствии с откорректированной ст. 52 ТК РФ право работников на участие в управлении организацией регулируется не только Трудовым кодексом, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, но и соглашениями.
Ничего не поменялось в сроках действия соглашения и лиц, в отношении которых оно действует. Остался прежним и порядок изменения и дополнения соглашения. А вот ст. 50 ТК РФ, регламентирующая регистрацию соглашения, претерпела изменения. В частности, ранее любое соглашение в течение семи дней со дня подписания представитель работодателя (работодателей) должен был направлять на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду. Новая редакция статьи предполагает следующее разделение:
- отраслевые (межотраслевые) соглашения, заключенные на федеральном уровне социального партнерства, межрегиональные соглашения регистрируются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- коллективные договоры, региональные и территориальные соглашения - соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ. При этом субъектам РФ предоставлено право законами предусматривать возможность наделения органов местного самоуправления полномочиями по регистрации коллективных договоров и территориальных соглашений.
Изменения, внесенные Законом N 236-ФЗ
В настоящее время основу действующей системы квалификации составляют квалификационные справочники: ЕТКС - по профессиям рабочих, ЕКС - по должностям служащих. Ими пользовались в СССР, пользуются и сейчас, однако если раньше данные Справочники были призваны выполнять ряд функций в области организации и нормирования труда, подготовки кадров и оплаты труда, то в настоящее время они в основном используются для предоставления льгот и компенсаций.
За последние годы, по данным Минтруда, в значительной степени изменилась структура занятости населения, появилось множество новых профессий, что требует обновления содержания квалификационных справочников. Помимо этого современному работнику требуется постоянно развивать профессиональные навыки, необходимые для решения производственных и управленческих задач, а также обладать компетенциями, позволяющими ему гибко реагировать на изменяющийся рынок труда.
Сейчас все работы, встречающиеся на предприятиях, отличаются большим разнообразием, в зависимости от степени сложности и ответственности их выполнения ранжируются на разряды, классы, уровни. Разряд работника является показателем уровня его квалификации. Понятие квалификации теперь дано в новой ст. 195.1 ТК РФ: это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.
По каждому разряду, классу или уровню определяются требования к квалификационному уровню работника, для чего необходимо разрабатывать профессиональные стандарты. О необходимости введения последних говорили очень давно, и вот законодатель начал первые шаги по их внедрению. В Законе N 236-ФЗ дано определение профессиональных стандартов, закреплено оно в ст. 195.1 ТК РФ: это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.
Отметим, что профессиональные стандарты должны разрабатываться по должностям (профессиям) или на группу родственных должностей (профессий) с учетом базовой технологической компетенции, являющейся общей для различных должностей служащих (профессий рабочих), схожим по психофизиологическим требованиям.
Порядок разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов Законом N 236-ФЗ поручено установить Правительству РФ. Оно же будет устанавливать тождественность наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в ЕТКС, ЕКС, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащимся в профессиональных стандартах. Причем при выполнении данных поручений Правительству будет необходимо учитывать мнение Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Обратите внимание! На основании новой редакции ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 3 ст. 135 ТК РФ) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.
В настоящее время Минтрудом подготовлен план разработки профессиональных стандартов в 2012 - 2015 гг. Этот план определяет приоритетные профессиональные стандарты, подлежащие разработке по конкретным видам трудовой деятельности в рамках укрупненных групп и подгрупп занятий, а также мероприятия по взаимодействию органов государственной власти, бизнеса, образовательных учреждений и профессионального сообщества <1>. Так, для специалистов в области экономики, финансов, управления и права за 2013 и 2014 гг. должны быть разработаны 25 профессиональных стандартов, а для инженеров и технических специалистов инженерных направлений - 60. Всего за этот период планируется разработать около 800 стандартов.
--------------------------------
<1> http://www. rosmintrud. ru/labour/relationship/120.
Кроме того, профессиональные стандарты можно будет брать за основу при тарификации работ и присвоении тарифных разрядов, в то время как до внесения изменений в ст. 143 ТК РФ для этого использовали только Единый тарифно-квалификационный справочник работ профессий рабочих и Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.
Кроме этого, была скорректирована ст. 330.2 ТК РФ, устанавливающая особенности приема на подземную работу. В частности, лица, принимаемые на такие работы, помимо прочих условий, должны удовлетворять соответствующим квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.
Изменения, внесенные Законом N 185-ФЗ
Основным нормативным актом, регулирующим отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории нашей страны трудовой, предпринимательской и иной деятельности, является Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ).
В частности, ст. 13.1 названного Закона установлены особенности трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы. В соответствии с внесенными в данную статью изменениями, если новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) предусматривает осуществление иностранным гражданином трудовой деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства, розничной торговли или бытового обслуживания, данный гражданин должен подтвердить владение русским языком на уровне не ниже базового (п. 8.2 ст. 13.1).
Кроме этого, в ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ введено несколько новых пунктов. Так, на основании вновь введенного п. 8.1 ст. 13.1 для осуществления трудовой деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства, розничной торговли или бытового обслуживания иностранный гражданин должен владеть русским языком на уровне не ниже базового.
Обратите внимание! Подтверждать владение русским языком для получения разрешения на работу в сфере жилищно-коммунального хозяйства, розничной торговли или бытового обслуживания не требуется иностранным гражданам государств, в которых русский язык является государственным, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором РФ (п. 8.3 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ).
При этом для получения разрешения на работу в данных сферах иностранный гражданин может подтвердить уровень владения русским языком одним из следующих документов:
- сертификатом о прохождении государственного тестирования по русскому языку как иностранному языку, выданным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и удостоверяющим, что иностранный гражданин владеет русским языком на уровне не ниже базового;
- документом об образовании (на уровне не ниже основного общего образования), выданным на территории иностранного государства и признаваемым на территории РФ в соответствии с п. 2 ст. 27.2 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", с нотариально удостоверенным переводом данного документа об образовании на русский язык, если в этом документе имеется запись об изучении его обладателем курса русского языка, или иным документом об образовании (на уровне не ниже основного общего образования), выданным на территории иностранного государства и признаваемым на территории РФ в соответствии с п. 3 ст. 27.2 Закона N 3266-1, с нотариально удостоверенным переводом данного документа об образовании на русский язык и со свидетельством о признании этого документа на территории РФ, если в данном документе об образовании имеется запись об изучении его обладателем курса русского языка;
- документом государственного образца об образовании (на уровне не ниже основного общего образования), выданным образовательным учреждением на территории государства, входившего в состав СССР, до 1 сентября 1991 г.;
- документом государственного образца об образовании (на уровне не ниже основного общего образования), выданным образовательным учреждением на территории РФ с 1 сентября 1991 г.
При этом отмечено, что названные документы не могут быть представлены в виде электронного документа.
Также новым п. 8.5 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ установлено, что порядок учета, хранения и проверки сведений, содержащихся в документах, подтверждающих владение иностранным работником базовым уровнем русского языка, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
И еще...
Как известно, в связи с кампанией по борьбе с коррупцией было принято достаточное количество нормативных актов, которые постоянно совершенствуются.
Условия трудовой и служебной деятельности лиц, замещающих (занимающих) определенные должности, все ужесточаются - вводятся обязательные процедуры, устанавливаются дополнительные основания увольнения. В связи с этим законодатели посчитали необходимым не только изменить ряд законов, касающихся деятельности государственных, муниципальных служащих, но и внести поправки в Трудовой кодекс.
Федеральным законом от 03.12.2012 N 231-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" ч. 1 ст. 81 ТК РФ была дополнена п. 7.1, которым установлено еще одно основание для увольнения работника по инициативе работодателя - непринятие работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей в случаях, предусмотренных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.
При этом были внесены изменения и в ст. 192 ТК РФ - теперь к дисциплинарным взысканиям, в частности, относится увольнение работника не только по основаниям, предусмотренным п. п. 5, 6, 9 или п. 10 ч. 1 ст. 81, п. 1 ст. 336 или ст. 348.11 ТК РФ, но и по вновь введенному п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. А это значит, что работодатель, желая расстаться с работником по новому основанию, должен будет соблюдать порядок применения дисциплинарных взысканий, установленный ст. ст. 192, 193 ТК РФ.
Кроме этого, скорректирована ст. 349.1 ТК РФ и теперь работники государственной корпорации или компании в случаях и порядке, установленных Постановлением Правительства РФ от 21.08.2012 N 841, должны предоставлять сведения не только о своих доходах, доходах и имуществе, обязательствах имущественного характера супругов и несовершеннолетних детей, но и о расходах, как своих, так и названных членов семьи.
Также Законом N 231-ФЗ в Трудовой кодекс была введена новая ст. 349.2, устанавливающая особенности регулирования труда работников Пенсионного фонда, ФСС, ФФОМС, иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами. В частности, теперь на работников данных организаций в случаях и порядке, которые установлены Правительством РФ, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции.
Т. В. Шадрина
Редактор журнала
"Отдел кадров
коммерческой организации"
Подписано в печать 28.12.2012
Поделиться