Новичок в компании или в чужой монастырь со своими правилами

Как же новичок может себя вести, когда устроиться на работу? Будет ли он «качать права» или станет «послушной овцой»?

 В этой статье мне не хочется принимать ничью сторону — ни руководителя (с которым всегда складываются совершенно разные отношения – в зависимости от ситуации и человека), ни новичка (который только что пришел на новое место работы и пытается влиться в коллектив — кстати говоря — всеми возможными и невозможными). 

Как мы знаем, для нового сотрудника в первое время работы для него проводятся вводные курсы и тренинги (которые раскрывают миссиюи корпоративное поведение компании), прикрепляются наставники (которые не жестко, но все же пристально контролируют новичка первое время, следят за его успехами и промахами, дают рекомендации). В общем и целом, в первые дни или месяцы (в зависимости от длительности наставничества) новички адаптируются к новым условиям, пытаются почувствовать себя частью коллектива. 

Еще на собеседовании руководитель может понять, сможет ли новичок стать частью команды, понять и принять корпоративную культуру и этику(особенно, если то иностранная компания). Но есть тут много нюансов. Новичок может прийти «зеленым», после института, не имея вообще никакого опыта работы, или имея за душой кратковременные перебежки и подработки. Такого сотрудника обучить проще, чем специалиста с семилетним опытом работы. Такого сотрудника проще воспитать, и внушить ему правила. Но если новичок — специалист, имеющий приличный или какой-то стаж работы, то, приходя в новую компанию, он «берет с собой» и все свои стереотипы деятельности, и собственный, не всегда подходящий для нового места работы, опыт. 

Так как же новичок может себя вести, когда устроиться на работу? Будет ли он «качать права» или станет «послушной овцой», которая будет беспрекословно выполнять все задачи и иногда даже в ущерб себе? Подумав над этим, я поняла, что на самом деле есть три варианта развития событий. При первом — способы разрешения тех или иных ситуаций и опыт взаимодействия с коллегами и клиентами не будут противоречить корпоративным нормам и правилам, и адаптация проходит легко и успешно. Контакт идет с обеих сторон, которые понимают что «выиграли», заключи трудовой договор. При втором варианте — человек готов гибко реагировать и «подстраиваться», то есть усваивать эти новые нормы и работатьв соответствии с ними. Возможно, ему что-то не нравится, что-то устроено не так, как он привык, но он готов меняться ради работы и играть по новым правилам. Однако возможен и третий вариант — когда новый сотрудник проявляет инициативу, и пытается «перекроить» сложившиеся корпоративные нормы и правила. Такого человека ничего не устраивает, все кажется ему чуждым, непонятным и даже абсурдным. Он гнет только свою линию. 

Как же быть руководителю? Помните курс школьного правила — сначала выговор, потом штраф, ну и… увольнение. Так вот, руководительи используетэту тактику — «не понимаешь, как себя вести, — объясним, повторилось — предупредим, все равно не понял — уволим». Только почему- тоне каждый нерадивый сотрудник помнит, и прислушивается к этому неприятному, но золотому правилу. 

Разбираться кто прав, а кто виноват, можно бесконечно долго – вплоть до суда – это в самом запущенном случае. Правильными вопросами и главное —вовремя, должны задаться обе стороны – и работодатель и новичок. Как стоит себя вести? Как общаться с коллективом? Может, стоит лина времязабыть о собственном эго? Может, стоит присмотреться, попробовать наладить отношения? 
А может лучше стоит заботиться о своих подчиненных — регулярное наставничество и человеческая поддержка еще никому не мешали. 

P.S. Каждый из нас становится новичком не один раз в жизни. Помните это, приходя на новое место

Евгения К

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1