Неволя пуще охоты (о защите от хедхантеров)

Дмитрий Лисицин

Источник Секрет фирмы

Звонок хедхантера сулит компании кадровые проблемы. Защищая персонал от «охотников за головами», работодатели используют разные стратегии – от глухой обороны до ответного нападения. Каковы шансы на победу в войне с хедхантерами?

В прошлом году список недругов совладельца «Глории джинс» Владимира Мельникова пополнился бизнесменом Андреем Зыкиным. «Я переманил PR-директора „Глории джинс” Ольгу Михайлову в свое агентство AZ Communications,– вспоминает Андрей Зыкин.– Мельников страшно обиделся и не хочет иметь со мной ничего общего».

Раздражение Мельникова можно понять: у него увели высококлассного менеджера, который до этого отнюдь не горел желанием покинуть компанию. Подобные чувства испытывают все руководители, чьи предприятия стали «кадровыми донорами» для других.

Хедхантеров компании не любят, а многие даже считают их профессию аморальной. «Почему хедхантер враг? – спрашивает директор по коммуникациям компании „Май” Константин Карманов.– Да потому что для него сотрудник – это товар. Хедхантеры снимают несколько урожаев в год, каждый раз „перепродавая” человека новому работодателю».

А обвинение в воровстве стало уже традиционным. «Хедхантеры пытаются увести моих сотрудников, причем в первую очередь их интересуют люди, которые прежде и не задумывались об уходе»,– возмущается генеральный директор компании «Евродон» Вадим Ванеев.

Менеджеры компаний часто изображают специалистов по переманиванию персонала в мефистофелевском образе «черных магов»: попав к ним в руки, сотрудник, даже не соблазнившийся на предложение, теряет лояльность, словно на него навели порчу. «После звонка хедхантера человек надолго выключается из трудового процесса, какой бы здоровой ни была его психика»,– объясняет президент компании «Никита» Никита Скрипкин.

Итак, работодатели знают врага в лицо, его повадки изучены, сам он опорочен – все готово для объявления войны. И она уже идет – бессмысленная и беспощадная. Работодатели не только берегут от «охотников за головами» своих сотрудников, но и пытаются контратаковать.

Сами охотники не слишком волнуются по этому поводу. «Причина ухода людей – вовсе не наша подрывная деятельность, а нерыночные компенсации, которые выплачивают многие компании,– объясняет управляющий партнер компании хедхантинговой компании Михаил Елизаров.– Поэтому бороться с нами бесполезно».

«Секрет фирмы» проанализировал методы борьбы, которые используют компании, и пришел к выводу, что силы в этой войне действительно неравны.

Новая китайская стена

Стремясь защититься от вторжений кочевников, китайцы возвели Великую стену длиной более 5 тыс. км. И хотя степные варвары, подкупая стражников, неоднократно доказывали бесполезность этого оборонительного сооружения, китайские правители упорно отстраивали стену целых три раза.

Некоторые работодатели чем-то похожи на китайских правителей: они точно так же делают ставку на пассивную оборону и стремятся изолировать персонал от внешнего мира. «Каждого нового сотрудника предупреждают, что родственники, соседи, парикмахеры и стоматологи должны знать его внутренний телефонный номер,– говорит бывшая сотрудница банка „Дельтакредит”.– Человека, который не знает этого номера, секретарь не будет соединять с работником, поскольку звонящий может оказаться „охотником за головами”».

Компания «Май» (известна по брэндам «Майский чай», «Лисма» и др.) тоже чем-то напоминает осажденную крепость: добиться, чтобы тебя связали с каким-то сотрудником по телефону, практически невозможно. Серьезно ограничены работники «Мая» и в переписке. Специальные фильтры отсеивают письма, содержащие контакты рекрутинговых компаний и слова вроде «позиция», «вакансия» и т. д. А отправлять письма со своего почтового ящика сотрудник может только ограниченному кругу людей, списки которых он должен предоставить ИТ-службе. Правда, на бесплатные почтовые сервисы этот запрет не распространяется.

По словам одного из хедхантеров, компания «Май» оборвала связи с внешним миром после того, как ее покинули несколько маркетологов и на рынок просочилась конфиденциальная информация о новых брэндах. Константин Карманов эту версию отрицает, но признал, что изоляция сотрудников обусловлена соображениями безопасности. «Мы защищаем свой бизнес,– говорит Карманов,– и этот метод работает. Лучше так, чем вообще не обращать на хедхантеров внимания».

Однако на самом деле польза от изоляции персонала ничтожна: прием срабатывает не чаще, чем в 5% случаев. «Дрессированные секретари способны лишь немного задержать хедхантера, но не остановить его»,– отмечает Михаил Елизаров.

Во-первых, изоляцию регулярно нарушают сами сотрудники, которые делятся контактами со случайными людьми. Например, как рассказывает бывший сотрудник HR-службы «Дельтакредита», несмотря на строгие меры предосторожности, принятые в банке, вице-президенту Алле Цытович регулярно звонят рекрутеры. «На одной из пресс-конференций Алла перепутала визитки и дала журналисту карточку со своим мобильным телефоном,– говорит бывший сотрудник банка.– Видимо, с его подачи контакты оказались у рекрутеров».

Во-вторых, в арсенале каждого хедхантера, как у хорошего «домушника», есть набор инструментов для взлома пассивной обороны. В первую очередь это база контактов, которая пополняется годами.Поэтому, несмотря на все защитные меры, компании, подобные «Маю», регулярно оказываются в роли поставщика кадров для конкурентов.

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1